Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разыгрывание проблемной ситуации






Сейчас я расскажу вам одну историю, а вы представьте себя на месте этого мальчика.

Так будет справедливо. Мама ушла в магазин. Как только за нею закрылась дверь, братья начали баловаться: они стали бегать вокруг стола, бороться, кидать в друг друга диванные подушки. Вдруг щелкун замок — это вернулась мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший не заметил мами­ного прихода и запустил подушкой в люстру. Люстра закачалась, в ней что-то хрустнуло, и она упала. Мама рассердилась и поставила виновника в угол. Старший брат подумал, молча поднялся и тоже встал рядом с ним.

— Как бы вы поступили и почему?

— Давайте разыграем самое интересное продолжение истории.

Созданию нужного, «делового» настроя на «серьезную игру» способствуют следующие вопросы взрослого-режиссера:

— Кем ты будешь в этой истории?

– Что ты будешь делать?

Что тебе мешает в этом? Что может помочь сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем он меч-

– Что он хочет сказать?

– Кто из детей группы тебе может помочь? Как?

5. Оценка

— Молодцы! У вас хорошо получилось, как у настоящих артистов!

Взрослый может задать вопросы, помогающие налаживанию «обратной связи» между ним и ребенком, между сверстниками:

Какие чувства ты испытывал во время того, как играл роль...?

— Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему?

—Кто тебе больше всего помог в игре? Как ты думаешь, что он чувствовал? О чем думал?

Вы помогали друг другу, поэтому проявили все ваши положительные черты характера, а занятие получилось таким интересным. Спасибо!

В следующий раз на занятии можно создать ситуацию борьбы мотивов, когда ребенок вынужден будет оценить свое поведение со стороны положительного и отрицательного персонажа. Например: «Почему ты так хочешь поступить? А как можно поступить по-другому? А как лучше? А как бы поступил по-другому Мальчик с пальчик? А злой Великан? А ты как по­ступишь: как Мальчик с пальчик или как Великан?» В этом случае выбор будет являться реальным свидетельством суще­ствования «внутренней позиции личности» как центрального психологического новообразования ребенка дошкольного возраста.

«Внутренняя позиции личности» дошкольника лежит в основе формирования взрослого самосознания. Она формируется только тогда, когда ребенок учится выражать и осознавать собственные эмоции и чувства, как негативные, так и позитивные, моделировать свои отношения с другими людьми, выстраивать механизмы психологической защиты и постигать границы собственных возможностей, своей способности противостоять силам зла и разрушения, нести за это ответственность и выбирать сторону добра и человечности.

Социальные мотивы, которые формируются на данном этапе у детей, связаны со стремлением сделать нечто полезное для других. Это возможно через вовлечение детей в совместную продуктивную творческую и трудовую деятельность.

Условиями реализации деятельности детей должны быть либо общие средства деятельности, либо постановка общей цели. Можно использовать такие игры, как:

• «Новоселье»;

• «Макет комнаты» (один видел макет, должен рассказать партнеру о нем так, чтобы тот сумел воспроизвести расположение мебели);

• «Архитекторы» (нужно всем вместе построить гараж для всех машин, улицу и расселить на ней всех «детей» и их «семьи»);

• «Сборщики» (дети собирают разбросанные по полу игрушки, взявшись за руки);

• «Однорукие» (выполнение поручений в парах);

• «Мозаика в парах» (конкурс);

• «Лепим сказку» (выставка);

• «Сочиняем сказку (историю)» (по слову, предложению и т. д.).

Чтобы дети могли задуматься над значимостью выражения своего отрицательного отношения к происходящему злу, можно организовывать «коллективные акции». Например, органи­зовать своеобразную «переписку» ребенка или группы детей с персонажами сказки — нарисовать картинки с продолжением сказки, комментариями и «советами» ребят. Желательно, если рисование будет носить коллективный характер. При этом каждый из детей внесет свой «вклад» в выражение коллективного мнения.

 

КОРРЕКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Если у детей на первый план выступают трудности, связанные с сенсомоторикой, то подгрупповые занятия могут строиться, опираясь на «Комплексную нейропсихологическую коррекцию сенсомоторных процессов в детском возрасте» А. В. Семенович.

Выделяются 3 этапа работы.

1 этап (уровень нейропсихологической коррекции) — уровень ощущений, активации и оптимизации мышечного тонуса, управления своим телом с точки зрения обеспечения основ для организации двигательного акта.

Работа на данном уровне направлена на коррекцию основного дефекта и уравновешивание корково-подкорковых взаи­модействий головного мозга.

Если психолог применяет при разработке программы работы с группой не одну, а несколько известных авторских коррекционно-развивающих программ, то он строит занятия, опираясь на требования к сочетаемости программ, предложенные Министерством образования РФ.

В первую очередь, при этом учитывается:

· сочетаемость целей;

· единство принципов и концепций программ;

· гармоничное сочетание федерального и регионального компонентов программ;

· учет принципа непрерывности в содержании программ, но отсутствие дублирования в их содержании;

· единые критерии оценки результатов реализации программ.

Так, разработки А. В. Семенович могут сочетаться с программами по формированию навыков эффективной коммуникации у детей с ЗПР. Приведем пример занятия по такой интегрированной программе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.