Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь






Принципы местного управления и самоуправления в Республике не систематизированы, закреплены в Конституции страны и целом ряде других нормативных правовых документов. Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в качестве основных выделяет 10 принципов:

1) народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

3) взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

4) разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

5) единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

6) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

7) выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;

8) гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

9) сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

10) ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Большинство принципов, закрепленных в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» не нуждаются в комментариях. Принципы, указанные в пунктах 1, 2, 6, 9, 10 можно охарактеризовать, как общедемократические нормы формирования и функционирования органов местной власти.

В то же время здесь имеются отдельные внутренние противоречия. Закон устанавливает принципы местного управления и самоуправления, в систему которых входят и представительные, и исполнительные органы. В то же время, пункты 6 и 7 относятся только к представительным органам.

Пункты 3, 4, 5 посвящены принципам взаимодействия органов местного управления и самоуправления. При этом пункт 4 требует разграничения компетенции представительных и исполнительных органов, а пункт 5 – единства системы местного управления и самоуправления. Реализация этих принципов порождает дискуссии и противоречия как среди ученых, так и управленцев-практиков.

В целом, принципиальные вопросы разграничения полномочий представительных и исполнительных органов (по горизонтали), органов местного управления и самоуправления различных территориальных уровней (по вертикали) не нашли должного разрешения в белорусском законодательстве.

Сравнивая основные принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь с принципами, закрепленными в Европейской Хартией, можно отметить, что в Хартии отсутствуют положения, соответствующие принципам местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, обозначенные пунктами 3, 5, 7 и 8. В пунктах 3 и 5 отображены особенности структуры органов местной власти Беларуси, в которой выделяются две системы – органов управления и органов самоуправления. В тоже время отсутствие в Хартии положений о гласности и подотчетности органов местной власти населению (пункты 7 и 8) является, на наш взгляд, одним из ее недостатков. Формируемые в ряде стран Европы по пропорциональной избирательной системе, органы самоуправления обладают свободным мандатом и неподотчетны избирателям.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что принципы организации местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, имея национальные особенности и отдельные недостатки, в целом, соответствуют международным требованиям, изложенным в Европейской Хартии местного самоуправления.

Контрольные вопросы к лекции №2

1. Что такое «принципы местного самоуправления», каково их значение?

2. Европейская Хартия местного самоуправления как документ, регламентирующий общеевропейские принципы формирования и функционирования органов местного самоуправления.

3. Прокомментируйте нормы Европейской Хартии, гарантирующие финансовую самостоятельность органов местного самоуправления.

4. Прокомментируйте нормы Европейской Хартии, гарантирующие организационную самостоятельность органов местного самоуправления.

5. Прокомментируйте нормы Европейской Хартии, регламентирующие административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления.

6. Сущность принципа субсидиарности.

7. Соответствие белорусского законодательства о местном управлении и самоуправлении требованиям Европейской Хартии

8. Основные принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.