Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2. 2. Как видно из этой фразы, в то время в Афинах уже были частные библиотеки; есть такое же известие об Эврипиде и Эвклиде (афинском архонте)






1. Об Эвтидеме см. примеч. 9 к I 2. Его прозвище " Красавец" — в подлиннике kalov" — комментаторы и лексикографы по большей части понимают не в буквальном смысле, а в смысле вежливого эпитета, вроде нашего " дорогой", " милейший"; но это едва ли верно: Эвтидем слишком молод, чтобы прилагать к нему почетный титул; к тому же то, что сказано в I 2, 29 об отношениях Крития к нему, скорее дает право понимать это слово в его буквальном значении " красивый".

2. Как видно из этой фразы, в то время в Афинах уже были частные библиотеки; есть такое же известие об Эврипиде и Эвклиде (афинском архонте). Но по словам Страбона (XIII 1), Аристотель первый " собрал книги и научил египетских царей составлению библиотеки". Вероятно, Страбон имел в виду какое-нибудь систематическое или обширное собрание книг.

3. О возрасте для оратора в Народном собрании см. примеч. 3 к III 6.

4. Если народ в собрании высказывался в пользу обсуждения какого-нибудь дела, как это обыкновенно бывало при рассмотрении более важных дел, то председатель собрания обращался через глашатая к собранию с вопросом, кто желает говорить. В более древнюю пору был обычай вызывать на кафедру сперва людей старше 50 лет, а потом по порядку более молодых. Но этот обычай рано вышел из употребления.

5. В большинстве греческих городов имелись особые общественные врачи, которые выбирались в Народном собрании. Такой врач, вероятно, заведовал лечебницей, которую предоставлял в его распоряжение город, снабжая ее лекарствами, медицинскими и хирургическими инструментами, постелями и проч. Он получал вознаграждение от государства и лечил бесплатно больных, приходивших к нему за советом; в его распоряжении был целый штат рабов, содержавшихся на счет государства. Одна афинская надпись III века до н.э. показывает, что в Афинах число общественных врачей было очень значительно. Они составляли особую корпорацию, связанную общими интересами и имевшую, без сомнения, свою кассу. Наряду с общественными врачами были и частные врачи, о которых Ксенофонт говорит (" Домострой" 13, 2), что они посещают больных утром и вечером. У них были на дому лечебницы, куда помещали больных, как это в комической форме описано в комедии Плавта " Близнецы" (по греческому образцу), акт V, сцены 3-5 (стр. 139-143 перевода А.В.Артюшкова): тут лекарь собирается держать мнимого больного в своей лечебнице " примерно двадцать дней". Определенной платы за лечение вообще не было, так что приходилось наперед уславливаться относительно ее размера, а иногда и уплачивать ее. Некоторые врачи поручали лечение бедных людей и рабов своим ученикам из рабов.

6. Феодор — геометр, родом из Кирены, действующее лицо в Платоновых диалогах: " Теэтете", " Политике" и " Софисте".

6*. В древности помимо известных нам " Илиады" и " Одиссеи" под именем Гомера распространялось немало других сочинений. Так, принадлежащими Гомеру считались известные нам " Война мышей и лягушек" и так называемые " Гомеровские гимны", но большая часть этих поэм до нас не дошла.

7. Такой же отзыв о рапсодах дает Никерат в " Пире" (3, 6): " Знаешь ли ты какой-нибудь род людской глупее рапсодов? " См. о них примеч. 2 к гл. 3 " Пира".

8. См. примеч. 2 к IV 1.

9. Дельта и альфа — начальные буквы слов divkaio" — " справедливый" и a[diko" — " несправедливый". Во многом этот разговор не только темой, но и способом изложения напоминает I книгу " Государства" Платона.

10. О похищении людей см. примеч. 2 к I 2.

11. Об этом принципе древней этики см. II 6, 35 и примеч. 5 к II 4.

12. Если " знающий справедливое справедливее не знающего", то добровольный лжец и обманщик справедливее недобровольного. Такая теория противоречит учению Сократа, высказанному в III 9, 4 и в IV 6, 6: " Думаешь ли ты, что кто-нибудь, зная, что должно делать, думает, что должно не делать этого? " Следовательно, по учению Сократа, поступать несправедливо может только не знающий, что справедливо, а потому добровольным лжецом и обманщиком может быть только не знающий, что справедливо. А в таком случае добровольный лжец и обманщик не отличается от недобровольного: оба они не мудры по III 9, 4. — Вероятно, Сократ здесь намеренно употребляет этот софистический прием, чтобы сбить с толку много думающего о себе Эвтидема. Ниже, в параграфе 40, Ксенофонт говорит: " Когда Сократ убедился в таком его (Эвтидема) настроении, он уже перестал смущать его разными вопросами".

13. Как сказано дальше, рабские натуры — это те люди, которые не знают " прекрасного, доброго, справедливого". Уже Гомер говорит (" Одиссея" XVII 322): " Половину добродетели отнимает широко гремящий Зевс у человека, когда его настигнет день рабства". Феогнид (см. примеч. 7 к I 2) высказывает мнение, что " никогда рабская голова не бывает прямою (правдивою), но всегда крива и имеет повороченную шею (лжива)" и что никогда от рабыни не родится дитя с образом мыслей свободного (ст. 535-538). Поэтому Аристотель (" Политика" I 13, 2, 1259 b 22 и след.) рассматривает вопрос: " Да мыслима ли у раба вообще какая-либо добродетель, помимо его пригодности быть орудием для работ и службы? Обладает ли раб другими, более высокими добродетелями, как, например, самообладанием, храбростью, справедливостью и тому подобными свойствами, или у раба никаких иных качеств, помимо физических, нет? " Поэтому, между прочим, на суде рабов допрашивали под пыткой; без этого показанию раба веры не давали. Правда, в некоторых местах Софокла и Эврипида (во фрагментах, собранных Стобеем в главе 62: 1, 2, 26, 33, 38, 39) высказывается мысль, что раб может иметь свободный ум и быть столь же добродетельным, и даже более добродетельным, чем свободный; но эти места доказывают только то, что мнение, с которым эти авторы полемизируют, было господствующим. Как видно, и Сократ держался этого взгляда. Ср. о рабах " Домострой" 13, 9.

14. Сократ разумеет, конечно, рабство духовное, а не юридическое.

15. Так как, по учению Сократа, добродетель есть знание, то нравственное совершенство невозможно без познания своих способностей и сил. В передней части Дельфийского храма на стене находились написанные золотыми буквами изречения " Семи мудрецов"; одним из них было " познай самого себя", которое приписывалось спартанцу Хилону.

16. Дедал — знаменитый художник мифического времени. Он, по сказанию, был правнуком царя Эрехтея (см. примеч. 5 к III 5) и из своей родины Аттики бежал на остров Крит вследствие убийства своего племянника Тала, которое он совершил из зависти к нему как художнику. На Крите он выстроил царю Миносу (см. примеч. 7 к III 5) лабиринт, здание со многими запутанными ходами, для жилища чудовищу Минотавру и создал еще много удивительных произведений искусства. Но после того как он оказал услугу жене Миноса, Пасифае, в одном любовном деле, Минос запер его в лабиринт вместе с его сыном Икаром. Оттуда он был освобожден Пасифаей и бежал с помощью искусственных крыльев, которые сделал для себя и для сына. Икар при полете упал в море и утонул, а Дедал прилетел в Сицилию, где нашел приют у царя Кокала. Когда Минос явился с флотом в Сицилию и потребовал его выдачи, то не только получил отказ, но даже, по настоянию дочери Кокала, был убит.

17. Паламед — один из участников Троянской войны. Перед началом этой войны Одиссей, не желая участвовать в походе, притворился сумасшедшим, но Паламед открыл его обман. За это Одиссей отомстил ему во время войны. Он вместе с Диомедом и Агамемноном подкупил слугу Паламеда, чтобы тот спрятал под постелью своего господина письмо, написанное к нему от имени Приама. После этого они обвинили Паламеда в измене; при обыске в его палатке письмо было найдено, и Паламед за это был побит камнями. По другому сказанию, Одиссей и Диомед утопили его, когда он ловил рыбу, или уговорили его спуститься в колодезь, в котором будто бы находился клад, и засыпали его камнями. Он считался мудрым и будто бы изобрел маяк, меры и весы, буквы, игру в кости и в шашки.

18. О слове " тиран" см. ниже, IV 6, 12 и примеч. 14 к I 2.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.