Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Муза великого поэта?






РУССКИХ РЕКРУТОВ ПРЕВРАЩАЛИ В КРЕПОСТНЫХ

В отличие от турков, заранее готовившихся с войне с русскими, в войну 1806—1812 года российская армия вступила не в лучший период своей истории. По свидетельству одесского градоначальника графа Ланжерона, состояние войск перед Отечественной войной было плачевно. "...гвардия — позор и бич русской армии, хуже — только кавалерия: старые и изнуренные лошади не имеют ни ног, ни зубов... Русские кавалеристы никогда не упражняются в сабельных приемах и едва умеют владеть саблей... В России достаточно быть кавалерийским офицером, чтоб не уметь ездить верхом. Я знал лишь четырех полковых командиров, умевших ездить верхом на лошадях”, — писал Ланжерон о тогдашней армии. Набора в армию к 1806 году не производилось более семи лет, а средний возраст большинства солдат был далеко за тридцать. Воровство в армии достигло катастрофических размеров, генералы крали даже рекрутов, превращая их в своих крепостных. В руках у солдат корпуса Ришелье и Ланжерона были мушкеты сорокалетней давности, артиллерийские части были оснащены пушками литья времен Петра Первого.

Несмотря на плохую оснащенность, боевой дух в войсках был высок. В составе Молдавской русской армии перед Отечественной войной 1812 года служили многие будущие герои грядущей русско-французской войны. Например, в Приднестровье повоевал легендарный гусар и поэт Денис Давыдов, а казачий атаман Платов получил генеральские эполеты.

 

Елизавета Воронцова: просветительница и меценат

Имяэтойженщиныдолгиегодыпребываловзабвении.

Аесливспоминалось, то, какправило, всвязисеевзаимоотношениямиспоэтомАлександромПушкиным.Некоторыелюбители«клубнички»ипосейденьраспространяютдосужиевымыслыобэтойсторонеличнойжизниграфини. КемжевдействительностиявляласьсупругаНовороссийскогогенерал-губернатораиПолномочногонаместникаБессарабскойобластиМихаила Воронцова, удостоеннаяв 1838годутитуластатс-дамы?

Итолькосмертьразлучилаих
…Элиз Браницкая родилась 8 сентября 1792 года в Варшаве в семьепреуспевающего польского магната. Ее отец - Франциск Ксаверий Браницкий(он называл себя на русский манер - Ксаверием Петровичем) - являлсякоронным гетманом Речи Посполитой. Он был награжден орденами АндреяПервозванного и Белого Орла. Мать (в девичестве Энгельгард) – племянницавсесильного вельможи князя Григория Потемкина. Юная Браницкая детство июность безвыездно провела в загороднем родительском имении, получивпрекрасное домашнее образование и аристократическое воспитание.
Она впервые выехала за границу в 1819 году и во время путешествия поФранции в 1819 году познакомилась в Париже с обаятельным и богатым 37-летним графом Михаилом Семеновичем Воронцовым, прославленным боевым генералом, командующим оккупационным корпусом русских войск. Вспыхнувший бурный роман между богатойпольской красавицей и не менее богатым молодым русским генералом очень быстро завершилсябракосочетанием. Венчание состоялось в одной из церквей Парижа. Обручальное кольцо, которое в тот день Елизавета Ксаверьевна надела на безымянный палец мужа, было снято только через 37 лет — 6 ноября 1856 года. В этот день семейный врач Воронцовых констатировал смерть графа.



Муза великого поэта?

Да, Елизавета Воронцова была красива, богата, образована... Но со временем в ней открылись и другие, не менее важные качества: доброта, ровные отношения с окружающими ее людьми - вне зависимости от социального положения - и безусловное чувство долга. Именно последнее качество сыграло значительную роль в ее отношениях с супругом, чьим единомышленником и помощником она оставалась до последних дней. «Вот чета редкая! – написал в восхищении Александр Яковлевич Булгаков. – Какая дружба, согласие и нежная любовь между мужем и женою!..».
И в то же время пресса и Интернет до сих пор полны слухов и домыслов о личной жизни Елизаветы Ксаверьевны. Кое-кто даже пытается проводить параллели между фактом рождения у Воронцовых смуглолицей дочери Софии, умершей в детском возрасте, и сюжетом повести Александра Пушкина «Арап Петра Великого» (помните чернокожего малыша – плод тайной любви графини и арапа?). Совершенно не имея желания вступать в явно бессмысленную полемику с подобными «знатоками», приведу высказывание авторитетнейшего историка русской литературы Михаила Гершензона: «Пушкин, долго ли, коротко ли, был влюблен в графиню Воронцову. Существование каких-нибудь интимных отношений между ними приходится решительно отвергнуть». Кстати, видный одесский краевед Олег Губарь после длительных архивных исследований пришел к такому же категорическому выводу: «Никакого романа Графини и Поэта решительно не было и быть не могло». А вот то, что Екатерина Воронцова могла оказаться прообразом Татьяны Лариной, очень похоже на правду…






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.