Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы теоретического познания.






1. Идеализация. Впервые рассмотрен Э.Махом. Идеал-ия начин-ся с практ-го или мысленного экспериментирования с предметом, осуществляемого в соответствии с «природой вещей». Напр., чел-к обнаруживает, что геомет-ие соотношения в вещи шарообразной формы (напр., отн-ие радиуса к площади поверхности) не изменяются оттого, если мы изменим цвет, температуру и пр. хар-ки.

2. Формализация - совокуп-ть познават-ых операций, обеспеч-их отвлечение от знач-я понятий теории с целью исслед-я её логич-го строения или для эффект-го получ-я логически выводимых рез-ов. Она позволяет превратить содержательно построенную теорию в систему матер-ых объектов опред-го рода (символов), а развертывание теории свести к манипулированию этими объектами в соответствии с совокупностью правил, принимающих во внимание только вид и порядок символов.

3. Математическое моделирование. Матем-ая модель - абстрактная система, состоящая из набора матем-их объектов (в соврем-ой ф-фии математики это множества и отнош-я м/у множ-ми). В прост-ем случае в кач-ве модели выступ-ет матем-ий объект, т.е. такая формальная стр-ра, с пом-ю кот-й м. от эмпирически получ-х значений одних параметров исслед-го матер-го объекта переходят к знач-ю других без обращения к экспер-ту. Напр., измерив окружность шарообразного предмета, по формуле объема шара вычисляют объем данного предмета.

4. Аналогия

Метатеоретические методы (теория о теории).

1. Рефлексия - форма познават-ой актив-ти субъекта, связ-ая с обращением мышления на самое себя, на свои собств-ые основания и предпос-ки с целью критич-го рассм-ия содерж-я, форм и средств познания, а также ментальных установок сознания. Один из глав-х методов метатеор-го уровня науч. познания.

2. Экспликация - явное опред-ие или уточнение значения и смысла отдельных, широко используемых в науке терминов, как правило, имеющих не одно, а несколько значений (напр., «вероятность», «детерминизм», «закон», «формализации», «вывод» и т.д., т.п.)

3. Интерпретация, 4. Выдвижение и формулировка общенаучных принципов, картин мира и пр.


17. Основоположники методологии классической науки: Ф. Бэкон и Р. Декарт.(22)

Ф. Б-н и Р. Д-т выступили пропагандистами науки, к-я оформилась и обособилась от философии, выработала свои особые методы, принципы и ориентиры. Б-н и Д-т рассматривали науку как такой реальный социально-духовный феномен, который существует самостоятельно и по своему методу познания принципиально отличается от традиционной философии. При этом они были создателями его методов и принципов познания. Главную задачу науки они видели в испытании природы, в тщательном анализе предмета исследования и обобщении, объяснении реальных фактов.

Согласно Б-ну, научное познание природы возможно только на основе опыта, экспериментального метода исследования. Б-н - основы новой философии. Английский мыслитель одним из первых осознал необходимость реформации разума с целью приспособить его к природе, и для этого предложил критико-рефлексивный метод «очищения разума» от различного вида идолов и призраков.

Следует отметить, что он высказывает уверенность в необходимости отбросить идолов «твердым и торжественным решением». Для него задача познания мира состоит в рассмотрении и выявлении природы самого мира.

Ф. Б-н явился пионером опытного естествознания, и для него опыт выступает как способ послушания природе. Высшее искусство познания и состоит в том, чтобы научиться вставать на точку зрения нового абсолюта — природы. Бэкон неоднократно подчеркивал, что наука не является самоцелью и не может удовлетворять один только познавательный интерес, а ее главная задача — это удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, т. е. наука через свои изобретения должна принести пользу человечеству.

Подвергая решительной критике умозрительно-схоластическую деятельность, Б-н призывал исследователей заниматься конкретными, эмпирическими вопросами и давать полезные практические рекомендации. Сама по себе такая постановка проблемы уже выходила за пределы традиционного схоластического способа рассмотрения предмета.

Б-н решительно отстаивал роль опыта, эксперимента в научном познании. При этом философ доказывал продуктивное значение целенаправленного организованного опыта, эксперимента, который он рассматривал в качестве светоча в познавательной деятельности.

Б-н придавал особое значение тем опытам, которые раскрывают причины связи явлений. В научном исследовании, по его мнению, самым важным является умение анализировать данные опыта, экспериментальные факты, которые позволяют исследователю проникать в сущность рассматриваемых явлений.

Бэкон также разработал новый научный метод, который позволял ему концентрировать внимание на эмпирических фактах, единичных и особых явлениях. Философ обосновывал великое познавательное значение индуктивного метода, согласно которому в познании происходит движение от частного к общему.

Декарт обращал внимание на продуктивное значение математического, дедуктивного метода. Он придавал огромное значение ясности и отчетливости исходного основоположения научного познания. Действительные основы знания содержатся в названных принципах, которые должны быть непосредственными знаниями, и по своему характеру не вероятными, а безусловно истинными. Такие достоверные знания достаточны для доказательства многих вещей.

В качестве идеала науки он выдвигал арифметику и геометрию. Знания имеют ценность благодаря тому, что они опираются на непосредственно очевидные принципы и положения, которые нас обязательно приводят к истинным целям. Д-т придавал огромное значение исходным «началам» (принципам) познания. Они д/б 1) столь ясны и самоочевидны, чтобы при внимательном рассмотрении человеческий ум не мог усомниться в их истинности; 2) познание всего остального должно зависеть от них так, что хотя начала и могли бы быть познаны помимо познания прочих вещей, однако, обратно, эти последние не могли бы быть познаны без знания начал. Начала или основания познания выступают у Декарта как «весьма ясные», из которых можно вывести все остальное.

Д-кое понимание исходных принц-в природы научных зн-й сыграло большую роль в новой фи-и, оно было серьезно развито в учениях многих рационалистов. В конц-ии Д-та исходное основоположение науки прежде всего трактуется как безусловно достоверное, непосредственное, абсолютно не выводимое и самоочевидное положение. Начала науки должны быть истинно первыми.

Великое значение интуиции он видел в том, что только она усматривает принципы и основоположения науки, а непосредственно из них вытекающие положения и следствия могут быть познаны как интуицией, так и дедукцией.

Необходимость дедукции он объясняет тем, чт.е. много вещей, которые хотя и не являются самоочевидными, не доступны достоверному познанию, если только они не выводятся из верных и понятных принципов путем последовательного и нигде не прерывающегося движения мысли при зоркой интуиции каждого отдельного положения.

Главную задачу науки Д-т видит в том, чтобы, отталкиваясь от относительного, идти к абсолютному, из которого затем последовательно выводить все положения науки. Он считал, что таких абсолютных, ясных и отчетливых понятий в науке и философии очень мало. Даже многие положения математики не выдерживают строгой критики.

Декарт также подчеркивал необходимость глубоко продуманного метода в правильном выявлении исходных принципов наук.

Преимущество математической науки философ видит в том, что в ней долгое время самопроизвольно применялся теоретический метод. Декарт был убежден, что этот метод получит свое должное развитие во всех науках, в частности в философии. Он придавал огромное значение открытию безусловно достоверного в философской науке, которая должна содержать в себе первые начала человеческого разума и простирать свои задачи на извлечение истин относительно любой вещи, которую нужно предпочесть всем другим знаниям, предоставленным людям, ибо она является их источником.








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.