Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое значение федерального бюджета. Состав и структура доходов федерального бюджета.






Государство участвует в экономическом регулирование не только посредством аккумулирования в бюджете определенной части ленной части финансовых ресурсов общества. Еще более ак­тивно эта роль проявляется при распределении этих ресур сов. Существуют определенные требования общеэкономичег кого характера к определению структуры бюджетных расхп дов. Суть их заключается в том, чтобы они давали необходи­мую отдачу не только материального, но и социального ха­рактера.

Важнейшей функцией государства в условиях админист­ративно-командной системы всегда было поддержание рав­новесия и диалога между разными социальными слоями и группами населения. Особую роль в этом играл государствен­ный бюджет, ориентированный на реализацию широкого спек­тра социальных функций, что в специфических российских условиях обеспечивало легитимность и стабильность самих государственных институтов. Масштабы такого бюджетного регулирования характеризует соотношение государственных и индивидуальных расходов на социальные нужды (здраво­охранение, образование, жилищно-коммунальную сферу), ко­торое в СССР было на порядок выше, чем, например, в США.

Кризисные явления в экономике, рост инфляции, огра­ниченные финансовые возможности страны вплоть до 1999 г. не позволяли обеспечить полное финансирование социаль-j но-культурной сферы, развивать ее материально-техниче-) скую базу в соответствии с имеющимися потребностями.

Основные усилия в эти годы были направлены на сохра-| нение необходимой сети социально-культурных учреждений, обеспечение финансированием " защищенных" статей расхо-Ц дов федерального бюджета: расходов на выплату заработной платы, стипендии, пенсий, пособий. Но даже по этим стать-1 ям расходов не удавалось избежать просроченной кредитор-ской задолженности. Бюджетные расходы постоянно подвер-ij гались секвестированию. В результате недостаточности фи­нансирования значительно ослабла материально-техническая база учреждений социально-культурной сферы, практичес­ки не выделялись средства на проведение капитального ре­монта основных фондов, из года в год возрастала кредиторс-

задолженность по оплате коммунальных услуг, проис­ходило снижение доли денежных форм расчетов.

Это во многом предопределило направления бюджетной политики в области социальной сферы в последующие годы ю) г да удалось преодолеть кризисные явления и возобновить рост экономики. В качестве приоритетных направлений рас­сматривалось и обеспечивалось решение проблем стабилиза­ции финансирования социальной сферы и выполнение при­нятых социальных программ в соответствии с утвержденны­ми объемами средств на эти цели, преодоление деформиро-нанности структуры расходов бюджета на нужды образова­ния, здравоохранения, культуры, социального обеспечения увеличение этих расходов, урегулирование бюджетной кре­диторской задолженности, безусловное прекращение неде-iюжных форм расчетов, повышение реального уровня зара­ботной платы работников бюджетной сферы, стипендий уча­щейся молодежи, пенсий, пособий, повышение эффектив­ности бюджетных расходов.

Основными целями бюджетной политики в социальной сфере должны быть следующие.

В области здравоохранения — улучшение качества жиз­ни и здоровья путем повышения уровня профилактики и по­вышение эффективности использования ресурсного потен­циала системы здравоохранения.

В области образования — повышение качества образо­вания и формирование конкурентных основ предоставления образовательных услуг частными, государственными и му­ниципальными организациями.

В области культуры, искусства и СМИ — обеспечение участия граждан в культурной жизни и пользование учреж­дениями культуры, доступ к культурным ценностям, обес­печение сохранения историко-культурного наследия, поддер­жка культурного творчества.

В области социальной политики — повышение уровня жизни населения и предоставление адресной помощи мало-

обеспеченным гражданам, находящимся в трудной жизнен ной ситуации.

Достижение подобных целей может быть обеспечено путем разрешения первоочередных задач, к которым отпп сятся:

• обеспечение финансовых основ государственных гарап тий медицинского обслуживания населения и взаимодействии системы здравоохранения с системами социальной защиты населения;

• реструктуризация сети бюджетных учреждений соци­альной сферы, включая передачу в собственность субъектом Федерации отдельных федеральных учреждений, деятель­ность которых связана главным образом с решением регио­нальных социокультурных задач;

• проведение реорганизации системы бюджетных учреж дений и реформирование их правового статуса;

• переход на подушевой принцип бюджетного финанси­рования предоставления социальных услуг;

• осуществление адресной поддержки учащихся на основе академических успехов, с одной стороны, и нуждаемости — с другой.

Ключевое значение для жизни населения и экономики страны имеют уровень и рост доходов граждан. Расходы фе­дерального бюджета на оплату труда работников учрежде­ний социально-культурной сферы выросли с 1999 г. по 2002 г. в среднем более чем в три раза. За этот период ставка перво­го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работ­ников организаций бюджетной сферы была увеличена с 60 до 450 руб. в месяц. Поэтапное повышение минимального разме­ра оплаты труда началось: с 1 июля 2000 г. — до 132 руб., с 1 января 2001 г. — до 200 руб., с 1 июля 2001 г. — до 300 руб., с 1 мая 2002 г. — до 450 рублей, в 2002 г. произведена также индексация тарифной части фонда оплаты труда в среднем в 1, 89 раза. С 1 октября 2003 г. заработная плата увеличилась с 450 до 600 руб., в связи с чем средства на оплату труда проин­дексированы с указанного периода в 1, 33 раза. В 2005-2007 гг.

также осуществляются меры по увеличению минимального размера оплаты труда. Дальнейшее повышение заработной млаты работников организаций бюджетной сферы планиру­ется производить с одновременным реформированием систе­мы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и переходом от Единой тарифной сетки (ETC) к отраслевым системам оплаты труда.

Вместе с тем положительное влияние этих мероприя­тий в значительной степени обесценивается инфляционными процессами и все еще крайне низким исходным уровнем сложившейся заработной платы большинства наемных ра­ботников.

Задача приведения минимальной заработной платы к прожиточному минимуму, что относится к числу базовых государственных социальных обязательств, по оценкам Пра­вительства РФ, может быть решена только через 7-8 лет (2003-2010 гг.). Учитывая значительную инерционность со­циальных процессов, предлагаемый алгоритм решения дан­ного вопроса в указанном временном интервале (до 2010 г.) на практике означает, что одна треть россиян в период жиз­ни своего генерационного поколения (25—30 лет) не сможет решить проблему достойного уровня жизни, так как низкая заработная плата не позволяет формировать достойную пен­сию для большинства (до 60%) населения, а поэтому пери­од низких доходов (с учетом периода выплат заработанных пенсий) растягивается по крайней мере на 25-30 лет.

Вместе с тем необходимо отметить, что доля расходов федерального бюджета на цели образования, здравоохране­ния, культуры возрастает (см. табл. 8.2).

Анализ данной таблицы показывает, что относительная доля расходов на здравоохранение и физическую культуру за прошедший период выросла (с 1, 54% в 1999 г. до 2, 7% в 2005 г.). Для сравнения заметим, что в 1997 г. доля соответ­ствующих расходов составляла 2, 2%. Доля расходов на обра­зование выросла с 3, 2% в 1999 г. до 5, 1% в 2005 г.

Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной си­стемы Российской Федерации, в котором объединены основ­ные финансовые категории (налоги, государственный кре­дит, государственные расходы). Федеральный бюджет явля­ется основным финансовым планом государства на финансо­вый год, имеющий силу закона после его утверждения Фе­деральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования цен­трализованного фонда денежных средств Российской Феде­рации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления оборонос­пособности государства. На долю федерального бюджета при­ходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств меж­ду отраслями народного хозяйства, производственной и не­производственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы разви тия тех или иных отраслей производственной и непроизвод­ственной сфер.

Средства федерального бюджета выступают важным фи­нансовым источником капитальных вложений в основные фон­ды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления оборо­носпособности. Усиливается экономическое воздействие феде­рального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финан­сируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

В последние годы роль и значение государства возрас­тают, увеличиваются и затраты на содержание государствен­ных органов управления. Это связано с изменением содер­жания и расширением функций государства и органов управ­ления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конститу­ционного Суда и др.).

Право Российской Федерации на самостоятельный фе­деральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сбо­ры, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правитель­ство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы испол­нительной власти (министерства, государственные комите­ты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения общегосударственных ме­роприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд — федеральный бюд­жет РФ, что закреплено в Конституции Российской Феде­рации.

В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: " В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития".

Через федеральный бюджет осуществляется распреде­ление и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отрасля­ми народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, об­разования, обороноспособности и т. д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уро­вень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Фе­деральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

– собственные налоговые доходы федерального бюджет, за исключением налоговыз доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

– собственные неналоговые доходы;

– остаток средств на конец предыдущего года;

– доходы от бюджетных фондов;

– прочие доходы.

К налоговым доходам относятся:

– предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, пени и штрафы;

– таможенные пошлины, таможенные сборы;

– государственная пошлина.

К неналоговым доходам относятся:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

– иные неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

– финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

– субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

– субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

– иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

– безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

– безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Федеральные налоги, средства от которых поступали в федеральный бюджет, устанавливаются федеральным законом. Федеральный закон устанавливает пропорции (доли) распределения налоговых поступлений в порядке бюджетного регулирования доходов между бюджетами разных уровней. Такое распределение утверждается






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.