Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие структуры управления и ее виды






Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. То есть речь идет о логических взаимоотношениях уровней управления и функциональных служб, которые с помощью менеджмента строятся таким образом, чтобы достичь стратегических целей.

В структуре управления организацией выделяют звенья (отделы), уровни (ступени) и связи - горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие функции управления. К ним следует относить менеджеров, осуществляющих регулирование деятельности нескольких структур подразделений. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.

Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые доводятся до нижестоящих звеньев.

При формировании сфер деятельности организации следует, во-первых, решить общую задачу - функцию этой организации разделить на составные элементы; во-вторых, попытаться все задачи этой функции объединить по смыслу, объему и логике. Главный смысл разделения труда - специализация работников на выполнении отдельных видов работ. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку.

Горизонтальное разделение труда - это разделение всей работы на составляющие компоненты, то есть расчленение общего трудового процесса на различные частные виды деятельности.

Вертикальное разделение труда - это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней.

Таким образом в организации существует две внутренние формы разделения труда: первая - разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, то есть горизонтальные связи; вторая - определяет работу по координированию действий от самих действий - вертикальные связи. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Горизонтальные и вертикальные связи в структуре управления организацией могут носить линейный и функциональный характер.

В управленческой практике туристской отрасли наиболее распространены линейная, функциональная и линейно-функциональная организационные структуры.

Линейная организационная структура управления - самый простой вид организационной структуры: во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями и в руках которого сосредоточены все функции управления. Управленческие решения передаются сверху вниз по цепочке, а руководитель низшего звена управления подчиняется руководителю высшего уровня управления. Вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения, минуя менеджеров низшего уровня.

Функциональная организационная структура управления - выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалиста, то есть каждый орган управления специализирован на выполнении конкретных целей. В организациях специалисты одного профиля объединяются в отделы. То есть вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление (например, планирование и прогнозирование). Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности гостиницы.

Линейно-функциональная структура организации: каждый работник подчиняется только одному руководителю. Функциональным руководителям предоставлено право решения вопросов. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, которому помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (отделы, бюро). Главная задача линейного руководителя - координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.