Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анкета как инструмент сбора социологической информации.






Это самый распространенный в социологии метод. Анкета — размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Они рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Так, вопросы журналиста не считаются анкетой, хотя они в них налицо своя логика и последовательность. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы.

Журналист или следователь тоже придерживаются определенной программы и целей, но научных гипотез они не выдвигают, хотя следователь проверяет определенную версию, журналист заранее строит план интервью.

Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.

Вопросы в анкете могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: " Как вы провели свой выходной день? " Ответы: " Ходил в кино", " Занимался дома с детьми", " Был на вечеринке" и т.д.
Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой " меню" для выбора опрашиваемого. Например, " Как вы относитесь к либерально-демократической партии? " Ответы: " Положительно", " Одобряю лишь некоторые из установок", " Отрицательно", " Отношусь к ней безразлично". В этом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее отвечает его установкам.
Достоинства:

· Отсутствие специальных требования к объекту исследования

· Экономичность и оперативность проведения полевого этапа исследования

· Анонимность респондентов, повышающая достоверность информации

Недостатки:

· Ограниченность задач программы исследования

· Отсутствие контроля за заполнением анкеты, что может приводить к

· неадекватной замене респондента

· влиянию третьего лица на мнение респондента

· Невозврат части анкет, нарушающий репрезентативность выборочной совокупности

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.