Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарратив как рациональная коммуникация. Сущность, структура, основные качества и критерии эффективности нарратива.






Наррати́ в — (англ. и фр. narrative — рассказ, повествование), исторически и культурно обоснованная интерпретация некоторого аспекта мира с позиции некоторой человеческой личности. В литературе, нарратив — линейное изложение фактов и событий в литературном произведении, то есть то, как оно было написано автором.

Д.Полкингхорн выделяет два основных варианта понимания нарратива в социальных науках: нарратив в широком смысле – любое письменное или устное повествование, и нарратив в узком смысле – схема организации опыта (например, Labov & Waletzky, 1967), включающая в себя определенные составляющие. Чаще всего слово «нарратив» употребляется просто как синоним слова «история» или «рассказ».

Большинство теоретиков сходятся на том, что у нарратива должны быть начало и конец; необходима также определенная обстановка, где разворачиваются действия; в истории должен действовать хотя бы один человекоподобный персонаж, обладающий намерением – например, желанием достичь определенной цели, разрешить затруднение или избежать чего-либо. Цель (желаемое состояние) служит критерием отбора событий, составляющих историю. Как правило, события нарратива располагаются в определенном порядке, связанном с доминирующей культурной традицией (наиболее распространен линейный порядок). В «хорошем» нарративе персонажи и объекты сохраняют свою самотождественность на протяжении истории, что создает впечатление стабильности их свойств). Согласно исследованиям Н.Стейн и М.Поликастро, большинство рассказываемых историй подчиняются определенному набору правил, которые вместе составляют «грамматику истории»: обстановка, запускающее событие, внутренний отклик, попытка, последствие, реакция. Важным моментом является то, что у любой истории есть некий рассказчик и реальная (или воображаемая) аудитория, которая «подтверждает» тот или иной нарратив. Рассказываемая история – это всегда не только описание (как мы привыкли воспринимать истории), но и некое действие, перформатив (Остин, 1986; см. также: Брокмейер, Харре, 2000, c. 37). В литературоведении и психологии разработаны различные классификации нарративов, этим вопросам посвящена специальная литература по нарратологии.

Согласно Дж.Брунеру (Bruner, 1986), все истории в той или иной степени характеризуются наличием «двойного ландшафта»: обстановка, действующие лица, цель, средства ее достижения и т.п. составляют «ландшафт действия» (landscape of action); мысли, чувства, знания и другие переживания персонажей составляют «ландшафт сознания» (landscape of consciousness). Хотя оба ландшафта сосуществуют одновременно, по мнению Дж.Брунера, «психическая реальность доминирует в нарративе».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.