Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безденежный миллиардер






Тата-это миллиардеры, живущие наподобие пеликанов. Они обла­дают всего лишь ничтожной частью огромного, некогда собранного ими, богатства. Остальное же щедро потрачено на благотворитель­ность.

Теперешние магараджи уже не те, что были когда-то. Шелковые тюрбаны, украшенные драгоценными камнями, и раззолоченные слоны, усыпанные брил­лиантами, вышли из моды в этой сказочной Гол-конде. Дворцы на колесах, в которых они некогда объезжали мир, поражая своей роскошью нищих воинов королевы Виктории, давно проданы с тор­гов. Японцы и арабы дрались из-за них, пуская в ход нефтедоллары. Дворцы превратились в четы-рехзвездные отели, а традиционным коврам-самоле­там пришла на смену современная сверхзвуковая авиация, обладающая, как говорят, бесспорными технологическими преимуществами, хотя и лишен­ная былой поэзии. В нынешние времена в Индии полагается быть богатым на манер лионских бур­жуа, которые держат свои ценности в сейфах и скрывают от посторонних глаз королевскую обста­новку за обшарпанным фасадом своих жилищ в районе Энэ.

Благотворительным организациям достает­ся 4/5 всех доходов им­перии Тата. Следует, в частности, отметить среди них трест сэра Дорабжа Тата и трест-мемориал леди Тата {медицинские исследо­вания, социальная по­мощь и пр.).

• Скромный богач

Самого богатого человека в этой огромной стране зовут Тата. Это, как вы, наверно, поняли, его фами­лия, а имя его-Джеханжнр Ратанджи Дадабхой. Он подает всем пример, ведя со своей супругой, Тельмой, исключительно скромную жизнь. В Бом­бее, где он разъезжает на старой, потрепанной ма­шине марки < плимут», он попросту снимает дом- разумеется, комфортабельный, но ничуть не похо­жий на дворец.

У него имеются два-три старомодных -«роллс-ройса», которыми он никогда не пользуется. Что касается обслуживающего персонала, то количество слуг сравнительно невелико-учитывая, конечно, особенности этой страны. Когда посмотришь, как

 

 

живет этот богач, даже в голову не придет, что им­перии Тата принадлежит шесть процентов всей ин­дийской промышленности и работает на неё не ме­нее трех миллионов человек.

Будучи французом с материнской стороны, Дж. Р. Д, Тата окончил лицей Жансон-де-Сайи и прошел военную службу в рядах сафи.

* Страсть к благотворительности

Владея несметными богатствами, он тем не менее отличается самыми скромными потребностями, а к тому же-весьма редкой среди набобов тягой к благотворительности, в силу чего он систематичес­ки отказывается от бблыпей части своих благ в пользу соотечественников. 4 Не обходи м о, -ут­верждает Тата, -чтобы плоды народного труда до­ставались народу».. Поэтому он с удовольствием раздает доходы фирмы Тата бесчисленным благо­творительным организациям и предлагает своим служащим такие условия работы и такую зарплату, которые заставили бы завистливо побледнеть за­падных профсоюзных боссов. Сегодня всевозмож­ным благотворительным организациям принадле­жит 81 процент капиталов фирмы, а если еще доба­вить к этому налог, который берет себе индийское государство, то на долю семейства Тата придется не более чем 1, 53 процента-сущий пустяк!

• Император поневоле

Джеханжир. Ратанджи Дадабхой не был основате­лем гигантского состояния империи Тата, он только унаследовал его. Оно в готовом виде свалилось на него с неба в такой период его жизни, когда у него в голове роились тысячи других замыслов. На его долю выпала печальная необходимость изо дня в день заботиться об этом состоянии, а он, по правде говоря, охотно обошелся бы без подобной привиле­гии, ибо не чувствовал в себе никакого призвания к ремеслу дельца.

Сын индийца и француженки, он провел свое детство в Европе, и в частности во Франции, кото­рая в те годы была известна всему миру как родина Блерио, Клемана Адера и им подобных. С самой колыбели он испытывал безграничную любовь и интерес к аэронавтике и никогда не думал, что по­святит свою жизнь чему-нибудь, кроме воздухопла­вания. Поэтому он был весьма расстроен, когда его отец, перегруженный своими делами, приказал ему покинуть Европу и явиться в Бомбей, чтобы приоб­щиться к руководству семейным предприятием.

• От дяди-племяннику

К этому времени предприятие уже разрослось до чудовищных размеров. Основателем его был Джам-сетджи Назарванджи Тата (1839-1904), дядя Дже-ханжира Ратанджи Дадабхоя, и поначалу это была весьма скромная благотворительная фабрика, каких в стране тысячи. Она, по всей вероятности, прино­сила бы хозяину доход, вполне достаточный, чтобы не умереть с голоду, не посети его мысль установить там новую технику, импортируемую англичанами, Поскольку рабочая сила была, мягко говоря, очень дешевой, предприятие за несколько лет стало про­цветающим, и дядя получил возможность разно­образить и преумножить свою деятельность.

Занимался он этим, впрочем, скорее из чувства долга, нежели из стремления к наживе. Горячий патриот, уязвленный присутствием в стране англи­чан, -при том что он не мог не восхищаться ими, -он задался честолюбивой целью: покончить с отсталостью своей страны и превратить Индию в современное государство с уровнем жизни, подоб­ным европейскому. Объектом его деятельности яви­лось, прежде всего, сталелитейное производство, по­скольку он учитывал, что черная металлургия - ос­нова любой промышленности.

Единственный наслед­ник

У «дяди», Джамсетджи Тата, было два сына, ко­торые продолжали его дело, но не оставили после себя наследни­ков, Таким образом, Дж, Р. Д. оказался один во главе предприятия.

• Менеджеры и хрустальные шары

Джеханжир Ратанджи Дадабхою было всего трид­цать четыре года, когда он, доказав свое умение вес­ти дело, стал у руля семейного предприятия. И тот­час же проявил себя подлинным хозяином большо­го масштаба. С целью продолжить разнообразную деятельность предприятия, задуманную его дядей, он сумел окружить себя предприимчивыми, компе­тентными и весьма дисциплинированными людьми. Это были инженеры и дипломированные выпускни­ки западных университетов, знакомые со всеми тонкостями современного управления предприяти­ем, но, в угоду национальным тридициям, кроме них тут же имелись и прорицатели, и ясновидящие, способные угадать благодаря кофейной гуше и хрустальным шарам колебание биржевого курса и цены на нефть. Говорят, что на предприятиях Тата никто из руководителей не принимает никаких ре­шений, пока не убедится в благоприятном располо­жении созвездий.

 

 

Вот по указке этого экономико-магического моз­гового треста фирма с успехом развернула множест­во предприятий в самых разнообразных отраслях: производство химических удобрений, моющих и косметических средств грузового автотранспорта, железнодорожная промышленность, электроэнер­гия, гостиничное дело, сфера обслуживания, не го­воря уже об общественном транспорте и разведении креветок.

За несколько лет империя Тата опутала сетями почти всю индийскую промышленность и практи­чески слилась с ней.

Главные компании. «Тата Айрон Стиля

Это главное предпри­ятие империи. Оно вы­пускает локомотивы, грузовики, станки, сель­скохозяйственные ма­шины, буровые установ­ки и т. п.

«Тата-Кем и кале 1_1о> за­нимается производст­вом натрия, магния, кос­метических изделий, ду­хов и мыла.

«Индиан- Хотел - Корп о-рейшн» -знаменитый Тадж-Махал в Бомбее является самым блиста­тельным звеном этой цепочки. •Тата-Пресс».» Н ью-Индия Иншуранс»: корпорация инвестиций Индии.

" И ксти тут фундамен-тальных исследований Тата".

• Летающий миллиардер

Став одним из самых знаменитых на планете пред­принимателей, Джеханжир Ратанджи ДадабхоЙ не изменил своей страстной любви к аэронавтике. По­скольку карьера пилота была, в силу обстоятельств, для него уже невозможна, он решил осуществить свою мечту другим путем и выбрал для этого воз­душный транспорт в целом.

В 1932 г. вместе со своим лругом, англичанином по имени Винсент Невиль, он создал первую в Ин­дии компанию воздушных перевозок-«Тата Эр­лайнс». Взяв на себя лично управление самолетом системы «Пусс-Мот», он совершил первый рейс, ко­торым открылась регулярная воздушная почтовая связь между Карачи, Бомбеем и Мадрасом, явив­шаяся на смену нерентабельной и чересчур колони-алистской «Бритиш Империал Эр Сервис». Начав свое существование очень скромно-компания рас­полагала только двумя двухмоторными самолетами и тремя пилотами, -* Тата Эрлайнс» быстро доби­лась процветания и породила «Индиан Эрлайнс»- гигантское предприятие, на которое индийское правительство вскоре стало поглядывать как на лакомый кусочек. Оно было национализировано в 1953 г.

• Столица империи Тата

Сегодня на фирму «Тата и сыновья», в которую входят все предприятия, созданные этим динамич­ным семейством, работают не менее трех миллионов человек. Она известна всей стране, и если даже под­вергается иногда критике-семейство Тата обвиня­ют в патологическом экспансионизме, -ее прочная

связь с идеей независимой Индии ощущается всегда и всеми и остается неизменной. Не без гордости уз­нали индийцы в 1953 г., что Джеханжир Ратанджи Дадабхой был единодушно признан всей американ­ской экономической прессой «менеджером года».

К внушительному списку предприятий, носящих имя Тата и прославивших это семейство, следует еще добавить название одного города-Джамшед­пур. Он назван так по имени Джамшетси Тата и на­ходится в 250 километрах к западу от Калькутты. Город является центром гигантской метрополии, представляя собой одновременно и металлургичес­кий комплекс, и уголок земного рая, и целиком принадлежит фирме. Его пятьсот тысяч жителей- прообраз счастливого народа. Всю заботу о них предприниматель взял на себя. Он обеспечивает им медицинское обслуживание, жилье и обучение, снабжает их газом и электричеством, и все это поч­ти бесплатно. Поэтому они не перестают радовать­ся, что принадлежат к империи Тата, и вызывают зависть остальных индийцев, которые страдают от скверных экономических условий и надеются перейти когда-нибудь в состав империи... если ин­дийское правительство ее к тому времени не нацио­нализирует.

Заработная плата После национализации «Индиан Эрлайнс- (ком­пания воздушных сооб­щений) Дж. Р. Д. Тата остался директором это­го предприятия с зар­платой... пять тысяч франков в месяц!

ОЖЖЕХ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.