Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Работа над темой урока






1. Реферативное сообщение ученика по истории работы Островского над драмой «Гроза». Прототипы героев.

Слово учителя: Итак, многие впечатления понадобились драматургу для создания его пьесы. Какова же ее главная мысль? Обратимся к эпиграфу урока.

«Гроза, без сомнения, самое решительное произведение Островского», – писал Н.А. Добролюбов, где «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены… до самых трагических последствий». В соответствии с этим критик на первый план выделял именно этот конфликт, подчеркивая «шаткость и близкий конец самодурству». Но художественный текст по самой природе своей многозначен. Для каждого поколения он может раскрываться с новой и неожиданной стороны.



Чем же может привлечь сегодня нас, живущих в начале XXI века «Гроза», пьеса, написанная почти 150 лет назад? Пожалуй, одной из очень важных тем – проблемой пробуждения личности. Но с этим связаны и другие темы, особо актуальные в наши дни: речь идет о любви, о ее облагораживающей силе, о гуманизме, об умении прощать, о милосердии. Ведь разбудила Катерину любовь, которая и стала движущей силой сюжета. Именно любовь Катерины при всей ее трагической обреченности освещает ярким светом окружающий мрак.

Любое драматическое произведение начинается с «афиши» – перечня действующих лиц. Итак, перед нами «афиша» «Грозы».

Вопрос учащимся: Что читатель может узнать из нее о пьесе? (Отмечается место и время действия, указано социальное положение героев, есть пометка о костюмах).

Слово учителя: Итак, действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом.

2. Художественное пространство и время. Топос города в «Грозе» Александра Николаевича Островского.

Слово учителя: Город Калинов – место действия пьесы Островского – представляет собой особый мир художественного и культурного пространства. Вспомним русские сказки, когда русский богатырь сражается на Калиновом мосту, разделяющим на «свое» и «чужое» фольклорное пространство. Казалось бы, по своему названию, этот город должен считаться окраинным и даже пограничным. Однако этот провинциальный город считается у Островского едва ли не центром русской земли, тогда как далекая Москва оказывается, напротив, едва ли не за ее пределами. Не случайно в пьесе все действующие лица, кроме приехавшего из Москвы Бориса, «одеты по-русски». Интересно, что тогдашняя столица России – Петербург в пьесе вовсе не упоминается. «Нерусскость» же Москвы подчеркивается еще и уверениями странницы Феклуши, которая говорит, что в городе Калинове, единственном месте на всей земле, еще сохраняется «рай и тишина», когда в Москве «просто содом». К этому моменту мы еще вернемся. Иными словами, мы имеем здесь дело с так называемым «замкнутым пространством». Городок похож на какой-то затерянный островок. Люди, живущие в этом городке, оторваны от политики, от науки, культуры, подлинного образования. Калиновские обыватели проявляют непостижимое равнодушие к тому, что происходит вокруг. Все, что не похоже на Калинов, объявляется греховным и неправедным. И Москва, где «гульбища да игрища», и тем более другие страны, «где все люди с песьими головами». Служанка Глаша наивно спрашивает: «Отчего ж так, с песьими?». Феклуша авторитетно и лаконично отвечает: «За неверность». Ответ Глашу вполне удовлетворяет, и она только задумчиво произносит: «Вот еще какие земли есть!». Поэтому вполне закономерно, что Борис, который приехал из Москвы в необычной одежде, воспринимается в Калинове чуть ли не инопланетянин. Разумеется, есть где-то и другая жизнь. Тихон, например, в Москву по делам на две недели отправляется, но где был, что видел, он и сам-то вспомнить не может, Борис тоже отправляется Бог знает куда, на китайскую границу.

3. Сопоставление настроений картины И.И. Левитана «Вечер. Зо лотой плë с».

Цель работы: дать представление о волжских пейзажах, взглянуть на них глазами человека, далекого от калиновцев.

Вопрос учащимся: Что вы видите на картине? (Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и

неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. От картины веет тихим покоем. В ней чудесно передана поэзия русской природы).

4. Чтение пьесы (действие первое, явление первое)

Беседа с учащимися:

– Как относится к природе Кулигин? (Любуется, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова).

– Что мы слышим на восторженную реплику Кудряша?

– Как он относится к Кулигину? (для него это человек не от мира сего).

Вывод: Через отношение к природе автор раскрывает разницу в мировосприятии жителей города.

Слово учителя: Итак, на высоком берегу Волги небольшой городок Калинов. С крутого берега видны окрестные поля и села. На берегу построен храм и общественный сад. С этого начинается пьеса Островского. Именно этот городок и назван Добролюбовым «темным царством».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.