Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В школьном курсе литературы






Семестр

Модуль № 2

Тема № 4

Лекция на тему:

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ

П л а н:

1. Цели и задачи изучения драматических произведений в школьном курсе литературы. Специфика драмы как литературного рода и особенности ее изучения изучения на уроках литературы в средней школе.

2. Основные компоненты учебной и внеклассной работы по изучению драматического произведения в школьном курсе литературы.

3. Система учебной и внеклассной работы по изучению драматургии А.Н.Островского в Х классе средних общеобразовательных школ Украины с русским языком обучения.

І.

В основе анализа драматических произведения лежат те же принципы, что и при изучении произведений других родов. Но есть здесь свои особенности, безусловно, влияющие на методику работы над драмой в школе.

Когда мы рассматриваем библиотечные формуляры школьников, то видим обычно, что среди прочитанных книг драма (за исключением произведений, входящих в программу), занимает последнее место. И если мы поставим вопрос в классе: что вы любите больше читать – рассказы или повести, пьесы или стихи (не называя какие), то опять преимущество отдается эпосу и лирике. Если же мы попытаемся установить, почему драматические произведения читаются неохотно, то сущность ответов учеников сведется к тому, что чтение пьесы требует большого напряжения и большей сосредоточенности, что ее читать трудно.

Драма – наисложнейший вид чтения, но если школьник «войдет» в драму, то конкретное произведение и нравится ему, и волнует его, а среди любимых произведений старшеклассники называют «Моцарт и Сальери», «Пигмалион», «Бесприданница» и другие.

Если же мы будем выяснять, как возник интерес к определенному произведению, то окажется, что большинство любимых пьес пришло к школьнику из театра, и ученик предстает перед нами не только как читатель, но и как зритель. Это объясняется особенностями драматического рода. Всем известны слова Н.В.Гоголя и А.Н.Островского о том, что пьеса живет только на сцене и только при сценическом исполнении драматический вымысел получает вполне законченную форму.

Об этом же говорит и К.С.Станиславский: «Только на подмостках театра можно узнать сценические произведения во всей полноте и сущности», а далее добавляет: «Если бы было иначе, зритель не стремился бы в театр, а сидел дома и читал пьесу» [32, 115]. Искусствовед А.А.Карягин в своей статье пишет: «Для драматурга драма скорее спектакль, созданный силой творческого воображения и зафиксированный в пьесе, которую можно при желании прочесть, чем литературное произведение, которое может к тому же быть разыграно на сцене. А это вовсе не одно и то же» [32, 116].

И все же на определенной ступени читательской культуры чтение драматического произведения доставляет свое эстетическое удовольствие, не замещаемое посещением спектакля и в то же время не подменяющее его. В чем же особенность этого чтения?

«Структурные отношения драмы таковы, что ее целесообразно не читать, а «смотреть», даже если мы остаемся наедине с книгой, по крайней мере читать ее иначе, чем, например, роман, по которому человечество научилось чтению», – пишет С.В.Владимиров [32, 119].

 

ІІ.

То, что пьеса пишется для сцены, определяет многие компоненты изучения ее в школе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.