Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и социальное назначение государства. Государство (англ. State; нем




Государство (англ. State; нем. Staat; фр. Etat; итал. Lo Stato) является чрезвычайно сложным и многомерным явлением, которое имеет общественно-историческую природу. Поэтому раскрыть его сущность и черты довольно трудно. Уже со времен ранних цивилизаций предпринимались попытки дать всеобъемлющее определение понятию «государство». Впрочем, и в настоящее время, в науке отсутствует приемлемое для всех определение этого феномена. Объясняется это, тем, что государство рассматривают с различных дисциплинарных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и др., что предоставляет возможность выделить лишь некоторые характерные аспекты. Выясняя те или иные аспекты государства исследователи «подтягивали» к ним свое определение этого феномена, этим искусственно ограничивая реальное явление.

Следовательно, можно констатировать, что определение сущности государства имеет многовариантные, плюралистические характеристики, наличие которых лишь подтверждает сложность этого феномена. В научной плоскости распространенным методом изучения феномена государства остается исторический метод, который в большей или меньшей степени вовлекается большинством исследователей. Так, современный немецкий политолог Клаус фон Байме, основываясь на историко-лингвистическом методе исследования, дает следующий анализ этого явления. «Слово «государство» в более древней истории понятий – как у Эрнста Г. Канторовича (1957 г.) – объясняется чаще всего из понятия status publicus и представлений относительно общественности. Более недавние исследования – прежде всего, осуществляемые Вольфгангом Магером (1968 г.) – указывают, что понятие государства развивается с точки зрения исторического опыта, который дали как итальянские коммуны и сеньории, так и западноевропейские монархии.
Следовательно, историко-лингвистический метод, хоть и дает пример генезиса содержания понятия государства, полностью не раскрывает всю сложность этого срока. Это обстоятельство дает толчок к другим подходам и позициям к определению феномена государства.

Утилитарно-социальная позиция является достаточно распространенной. Этот подход к изучению сущности государства имеет свое начало в наследии Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), который видел в государстве сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан, находящихся в постоянном (политически-публичном) общении. Поэтому государство служит всем гражданам – оно для всех полезно (лат. utilitas – выгода, польза).

Формально-логическую позицию представляет французский государствовед Леон Дюги (1859-1928 гг.), который считал государством любое общество, где существует дифференциация между теми, кто правит, и теми, кем правит, в виде политической власти. Российский правовед Габриэль Шершеневич (1863-1912 гг.) определял его как единение людей в рамках одной территории под общей властью. Австрийский политический деятель Фридрих фон Хайек (1899-1992 гг.) охарактеризовал государство как организацию, которую сознательно создают люди, проживающие вместе с целью одинакового управления.



Нормативистская («чисто юридическая») позиция представлена австрийским юристом Гансом Кельзеном (1881-1973 гг.), который характеризовал государство как персонификацию правопорядка. Немецкий философ Эммануил Кант (1724-1804 гг.) усматривал в государстве объединения большого количества людей, что подчиняются законам, а немецкий правовед Георг Еллинек (1851-1911 гг.) определял государство как субъект права, территориальную корпорацию, которая обладает первичной властью.

Более радикальную и концентрированную форму принудительного принципа сущности государств занимали сторонники марксизма-ленинизма. Принуждение Карл Маркс (1818-1883 гг.), Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) и Владимир Ленин (1870-1924 гг.) рассматривали как природную черту государства, которое является машиной для поддержки одного класса над другим. Именно такая позиция стала доминирующей в научной литературе Советского Союза. И только начиная с 1985 года, классово-принудительный принцип стал заменяться общими социальными и национальными ценностями.

Несмотря на разнообразие подходов к определению государства в современной научной литературе государство определяется как политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, предоставляя праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.



Итак, сущность государства – то ключевое, в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, – раскрывается из понятия публичной политической власти, которая выполняет как чисто классовые, корпоративные задачи, так и общесоциальные дела, возникающие из природы любого общества. Поэтому сущность каждого отдельного государства определяется тем, кому принадлежит публичная власть, в чьих интересах она осуществляется, и какими методами внедряются ее задачи.

Кроме этого государство рассматривается как общесоциальная, культурная ценность, выполняющая ключевые общественные функции. Поскольку государство, как и любая другая форма социальной организации, возникает и развивается вследствие необходимости удовлетворения определенных социальных потребностей (которые не могут быть удовлетворены другими имеющимися средствами) на соответствующей стадии общественного развития, то есть государство генетически связано с обществом, в котором существует, с его потребностями.

Следовательно, социальная сущность государственной власти – это ее специфическая имманентное свойство, которое заключается в способности государственной власти и ее субъектов обеспечивать в процессе своей организации функционирование и развитие, удовлетворение основных потребностей всего общества, а также при имеющихся конкретно-исторических обстоятельств создавать условия для возможного удовлетворения потребностей и интересов отдельных индивидов и их сообществ (национальных, социально-экономических, демографических, религиозных и тому подобное).

4. Типология государств:


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал