Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Контроллинг направлений деятельности






5.1. Контроллинг маркетинга

Сегодня главная проблема на большинстве предприятий связана с неумением правильно организовать маркетинг. Из-за нехватки информации они не могут найти продукт, который требует рынок. Поэтому основной задачей контроллинга маркетинга является информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов.

Контроллинг маркетингаэто система организации контроллинга результатов маркетинговой деятельности предприятия. Он включает подсистемы контроля и аудита, которые предполагают соответственно планирование, организацию и проведение процессов измерения, ревизии и оценки результатов реализации концепций, стратегий и планов маркетинга, эффективности управления мероприятиями для достижения тактических и стратегических целей маркетинга.

Конкретное сочетание инструментов маркетинга для достижения поставленных предприятием целей, направленных на увеличение прибыли или рост объемов продаж, называется маркетингом-микс. Выделяют четыре основные сферы деятельности маркетинга, известные еще под названием 4 «Р»: продукт (product), цена (price), место, условие продажи (place), стимулирование (promotion).

Соответственно им выделяют следующие политики маркетинга:

  • политика в отношении продукта
  • сбытовая политика
  • ценовая политика
  • коммуникационная политика.

Контроллинг маркетинга выступает эффективным средством управления на предприятии, направленным на решение маркетинговых проблем. Задача контроллинга – при фактических расхождениях с планом привести в движение механизм, способный, несмотря на отклонения, достигнуть цели путем сравнения фактических и запланированных результатов своевременно определить место возникновения затруднений с реализацией плана и с помощью регулирующих мероприятий обеспечить получение запланированной прибыли и достижение других намеченных показателей.

Регулирующая деятельность контроллинга – сигнализировать об отклонениях, допущенных в одной сфере деятельности, другим отделам, посоветовать им необходимые действия, помочь воплотить их для достижения плановых границ в целом.

Как важный элемент управления предприятием контроллинг помогает руководству в процессе определения и реализации стратегических и оперативных целей развития. В рамках этого различают стратегический и оперативный контроллинг маркетинга.

Стратегический контроллинг маркетинга включает стратегическое планирование и контроль, которые предусматривают:

  • анализ стратегического портфолио;
  • методическую и информационную поддержку менеджмента при выборе и обосновании идей нового продукта
  • координацию стратегических планов.

Оперативный контроллинг маркетинга предусматривает решение задач по формированию и контролю основных сфер деятельности и политики маркетинга.

Среди основных инструментов контроллинга маркетинга можно выделить следующие:

1. Портфолио-анализ – подход к управлению отдельными стратегиями относительно продуктов и рынков. Портфолио-анализ является инструментом для выработки стратегических рекомендаций. Его основная цель – помощь в рациональном распределении ограниченных ресурсов между различными рынками товаров, на которых он распределен. Портфолио-анализ позволяет сформулировать выводы по:

  • возможной стратегии по группе товаров
  • оценке денежных потребностей и потенциалу рентабельности
  • распределению объема продаж по квадрантам, для чего можно оценить равновесие портфеля направлений деятельности и товаров.

2. GAP-анализ – в контексте контроллинга означает анализ отклонений фактического развития ситуации от запланированного. Рекомендации, полученные в результате портфолио-анализа, требуют дальнейшей конкретизации в виде постановки целей и разработки стратегий их достижений, исходя из реальной ситуации на рынках. Для этого служит GAP-анализ, который является ядром стратегического планирования.

3. Расчет маржинальной прибыли – с помощью этого метода анализируется эффективность мероприятий в области маркетинга.

4. Сравнительный анализ – анализ причин и факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности предприятия в сфере маркетинга.

Существуют различные программные средства для осуществления на предприятии функций контроллинга маркетинга. С их помощью решаются основные задачи контроллинга. Большинство этих средств используют для решения задач контроллинга маркетинга его основные инструменты, перечисленные выше.

 

5.2. Контроллинг логистики

 

Логистика – это наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Система взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов является концепцией логистики. Основными ее положениями являются следующие:

1. Реализация принципа системного подхода.

2. Отказ от выпуска универсального технического и подъемно-транспортного оборудования. Использование оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям.

3. Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда.

4. Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки.

5. Развитие услуг сервиса на современном уровне.

6. Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

С учетом современных задач логистики различают два вида функций: оперативные и координационные.

v Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения.

К функциям в сфере снабжения относятся управление движения продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

Функция управления распределением продукции охватывает оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

v К числу функций логистической координации относятся: выявление, анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства, анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков, обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар.

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирмы.

Таким образом, главная задача контроллинга логистики заключается в осуществлении текущего контроля за экономичностью процессов складирования и транспортирования материальных ресурсов. Контроллер должен обеспечивать руководство предприятия информацией, необходимой для принятия решений в сфере логистики, а также осуществлять согласование и оптимизацию материальных потоков с другими процессами, протекающими на предприятии.

На основе информации, которая содержатся в программах, устанавливающих качество, вид, количество производимых в единицу времени продукции, контроллинг определяет потребности подразделений и предприятия в целом в материалах, полуфабрикатах и комплектующих. Одной из функций контроллинга логистики является разработка и анализ моделей управления складскими запасами. Анализ моделей управления запасами сводится к установлению последовательности процедур снабжения и пополнения запасов, при которой обеспечиваются минимальные суммарные затраты, связанные с заготовками, хранением продукции и убытками из-за неудовлетворенного спроса. Контроллинг занимается выбором методов заказов, но все они основаны на одном моменте: складской запас пополняется после того, как объем запасов на складе достигнет определенного минимального значения, или по прошествии определенного периода времени.

Контроллинг занимается также расчетом издержек, основанных на системном охвате работ в области логистики. Места приемов материалов, полуфабрикатов и комплектующих, система транспортировки ресурсов на предприятии, а также склад готовой продукции являются основными местами возникновения издержек. Контроллинг логистики позволяет рассчитать плановые издержки на основе определения планового количества потребления запасов, определенного по плановым ценам.

5.3. Финансовый контроллинг

Управление предприятием в современных условиях предполагает комплексный подход к решению проблем эффективного функционирования, обусловленных внешними и внутренними факторами. Рыночная экономика требует от субъектов хозяйствования улучшения бизнес-процессов, ориентации на решение приоритетных проблем, что характеризуется постоянным прогрессом: разработкой и внедрением новых продуктов, технологий, оборудования, методов организации производства и т.д. Но при этом надо уделять внимание и иным вопросам, связанным, в частности, со сферой финансового управления.

Финансовый контроллинг – это набор методик, направленных на совершенствование учетной политики и управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия.

Финансовый контроллинг выполняет следующие задачи:

Ø обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия;

Ø согласование финансового и внутреннего производственного учета;

Ø взаимоувязка внутренней и внешней среды предприятия посредством бюджетирования;

Ø ориентирование на достижение финансово-экономических показателей.

Финансовый контроллинг обеспечивает поддержание ликвидности с помощью следующих методов:

· структурное поддержание ликвидности

· текущее обеспечение ликвидности

· поддержание ликвидных резервов

· финансирование.

Контроллеры, используя данные методы, концентрируют основные усилия в фазах планирования и контроля.

Структурное поддержание ликвидности стремится удерживать сбалансированную структуру капитала, чтобы обеспечить предприятию возможность привлечения дополнительных финансовых средств.

Финансовый контроллинг согласует частичные планы в рамках этого метода с помощью плановых и информационных инструментов и, когда необходимо, стремится к выравниванию структурного дисбаланса.

Текущее обеспечение ликвидности направлено на финансовый план, куда включены все потоки платежей, поступления и выплаты, относящиеся к финансированию, инвестированию и собственному капиталу.

Для формирования резервов ликвидности используется излишек ликвидных средств. Положительным моментом наличия ликвидных резервов является то, что они обеспечивают финансовую безопасность предприятия, а отрицательным – то, что они уменьшают рентабельность. Поэтому финансовый контроллинг следит, чтобы платежеспособность предприятия гарантировалась с минимальными издержками.

В качестве основных элементов финансового контроллинга различают кратко-, средне- и долгосрочное планирование.

Долгосрочное финансовое планирование связывают с инвестиционным планированием, но его информационная точность снижается при удалении планового момента времени.

Среднесрочное финансовое планирование предусматривает уточнение запланированных выплат, их объемов и сроков. Оно дополняет долгосрочное планирование.

Краткосрочное финансовое планирование используется в рамках подробного финансового плана с плановым периодом 3-12 месяцев.

Инструментами финансового контроллинга являются следующие:

  • коэффициенты ликвидности;
  • временные сравнения балансов;
  • схема показателей, основанная на разбиении позиций в балансе и отчете о финансовых результатах.

5.4. Контроллинг инвестиций

Основной задачей контроллинга инвестиций является обслуживание сферы инвестиционной деятельности

Его главными направлениями являются следующие:

· планирование и координация деятельности в сфере инвестиций

· проект-контроллинг

· бюджетный контроль инвестиционного проекта

· контроль реализации инвестиций.

В задачи контроллинга инвестиций входят:

1. Составление данных по инвестиционным решениям.

2. Координация получения информации.

3. Развитие средств планирования инвестиций.

4. Установление бюджета инвестиций.

5. Проверка и контроль инвестиционных заявок.

6. Проведение расчета инвестиций.

7. Контроль проекта по существу дела и по времени.

8. Текущий подсчет инвестиций.

9. Контроль бюджета.

10. Инициирование новых инвестиционных проектов.

11. Выработка предложений по реализации инвестиционных проектов.

Долгосрочное инвестиционное планирование включается в общее стратегическое планирование предприятия, что обеспечивает приспособление предприятия к изменениям в окружающем мире.

Перед приобретением собственности контроллинг инвестиций проводит подготовительные работы, в рамках которых осуществляется отбор потенциальных кандидатов, определяется ранг предприятия и приемлемая цена приобретения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.