Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Структура контроллинга






1.1 Сущность, задачи и функции контроллинга

Слово контроллинг произошло от английского to control - контролировать, управлять. Предпосылки формирования и развития контроллинга как информационной системы были предопределены исторически. Профессор Соколов Я. В., исследуя проблемы теории и истории учета, по этому поводу пишет, что наделение главного бухгалтера контрольной функцией (1895 г.) позволило ему «...быть судьей лиц, как принимающих управленческие решения, так и выполняющих их». Это приводит к тому, что у главного бухгалтера возникает возможность осуществлять еще одну важную функцию, она называется совещательной». Эта совещательная функция и есть не что иное, как контроллинг.

Однако в Великобритании и США укоренился термин “управленческий учет”, хотя работников, в чьи должностные обязанности входит ведение управленческого учета, там называют контроллерами. В Украину и Россию термин “контроллинг” пришел из Германии и в настоящее время он используется наравне с термином “управленческий учет”.

Контроллинг – это процесс сбора, обобщения и анализа информации об изменениях во внешней и внутренней среде для обеспечения принятия эффективных управленческих решений.

Основная цель контроллинга

 

 

Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

- координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;

- информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;

- создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;

- обеспечение рациональности управленческого процесса.

Появление контроллинга на современных предприятиях объясняется следующими причинами:

- Повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием,

- Усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;

- Информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;

- Общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

В настоящее время среди исследователей нет единого мнения о сущности и функциях контроллинга, его основные концепции представлены в таблице 1:

Таблица 1.

Основные концепции контроллинга:

Ориентация концепции Сущность и основные задачи контроллинга в рамках данной концепции
   
На систему учета Переориентация системы учета из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия
На управленческую информационную систему Создание общей информационной системы управления. Разработка концепции единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков  
На систему управления  
- с акцентом на планирование и контроль Планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия
- с акцентом на координацию Координация деятельности системы управления предприятием (управление управлением)

 

1.2 Роль контроллинга в системе управления предприятием

 

Роль контроллинга в процессе управления:

Процесс управления Роль контроллинга в управленческом процессе
Планирование - координация различных планов и разработка консолидированного плана в целом по предприятию; - разработка методики планирования; - разработка графика составления планов; - предоставление информации для составления планов; - проверка планов, составленных подразделениями предприятия.
¯ ¯
Организационная работа - учет и контроль затрат и результатов по подразделениям
¯ ¯
Стимулирование - стимулирование выполнения планов по подразделениям
¯ ¯
Контроль и регулирование - сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели; - установление допустимых границ отклонений от плана; - анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений
¯ ¯
Анализ решений, информационные потоки - участие в разработке архитектуры управленческой информационной системы (постановка задачи для программистов); - сбор наиболее значимых для принятия управленческих решений данных; - консультации по выбору корректирующих мероприятий и управленческих решений; - разработка инструментария для планирования, контроля и принятия управленческих решений

1.3 Виды контроллинга. Стратегический и оперативный контроллинг

 

Контроллинг - это система управления достижением целей и является неотъемлемой частью управления предприятием и должен управлять достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Поэтому контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.

Сравнительные характеристики стратегического и оперативного контроллинга представлены в таблице:

Характеристика оперативного и стратегического контроллинга:

Признаки Стратегический Оперативный
Ориентация внутренняя и внешняя среда предприятия экономическая эффективность и рентабельность деятельности предприятия
Уровень управления стратегический тактический и оперативный
Цели Обеспечение выживаемости. Проведение антикризисной политики. Поддержание потенциала успеха. обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия
Главные задачи - участие в установлении количественных и качественных целей предприятия; - руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
  - ответственность за стратегическое планирование; - определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
  - разработка альтернативных стратегий; - определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов; - определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
  - определение узких и поиск слабых мест; - определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями; - сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
  - сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений; - анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов; - мотивация и создание систем информации для принятия текущих управленческих решений.
  - анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций).  

 

Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение.

Оперативный контроллинг - его цель создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятия своевременных решений по оптимизации соотношения затраты - прибыль.

В отличие от стратегического оперативный контроллинг ориентирован на достижение краткосрочных целей.

Основные подконтрольные показатели:

- рентабельность капитала;

- производительность;

- степень ликвидности.

Система оперативного контроллинга способом оперативных решений предохраняет предприятие от кризисного состояния.

1.4 Разделы контроллинга

 

На рисунке 3 представлена структурная схема контроллинга:

 

1. Установление целей   2. Планирование   3. Управленческий учет
  ­    
8. Выработка рекомендаций для принятия управленческих решений       Контроллинг     ®     4.Информационные потоки
    ¯    
7. Анализ планов, результатов и отклонений     6. Контроль     5. Мониторинг

 

1. Установление целей - определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.

2. Планирование - превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования - анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (так называемый swot-анализ). На основе этого анализа разрабатывают сначала стратегию предприятия, а затем - план. План позволяет предприятию оценить, насколько реально достижение поставленных целей, что помогает, а что мешает их достичь. Контроллинг участвует в разработке методики планирования, координирует деятельность разных подразделений и служб предприятия в процессе планирования, а также оценивает планы, определяя насколько они соответствуют целям предприятия, насколько они стимулируют к действию, насколько реально их выполнение.

3. Оперативный (управленческий) учет - отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как элемент системы контроллинга он принципиально отличается от бухгалтерского учета. Управленческий учет ориентирован на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений, а бухгалтерский учет направлен, прежде всего, на внешних пользователей (государственные органы, банки и др.).

Система информационных потоков - важнейший элемент системы контроллинга на предприятии. Сам процесс управления часто рассматривают как процесс преобразования информации: управленческие воздействия - это информация особого рода. В теории информации математически доказано, что существует некий минимальный объем информации, без которого эффективное управление невозможно.

Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Информация - это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Поэтому информация, которую поставляет система контроллинга, должна отвечать следующим требованиям:

- достоверность;

- полнота;

- релевантность (существенность);

- полезность (эффект от использования информации должен превышать затраты на ее получение);

- понятность;

- своевременность;

- регулярность.

5. Мониторинг - отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми.

6. Контроль занимается фиксированием и оценкой свершившихся фактов в деятельности предприятия, а контроллинг нацелен на перспективу. Следует отметить, что при этом контроллинг выполняет определенные контрольные функции и тем самым существенно изменяет природу контроля.

Предварительный контроль:

- контроль целей;

- контроль;

- контроль разрыва между целевыми и прогнозируемыми значениями;

- контроль ограничений;

- контроль планов;

- бюджетный контроль.

Текущий контроль:

- контроль и мониторинг внешней среды предприятия с целью выявления “слабых сигналов”;

- мониторинг внутренней Среды с целью раннего обнаружения проблем.

Заключительный контроль:

- контроль выполнения планов (расчет отклонений фактических значений от плановых, анализ причин этих отклонений).

7. Анализ в контроллинге служит для исследования планов, результатов и отклонений на основе данных предыдущих разделов.

8. Рекомендации для принятия управленческих решений вырабатываются на основе анализа. На основе настоящей ситуации и перспективных возможностей и рисков контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия. Эти рекомендации помогают руководителю принять оптимальное решение.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.