Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 13. Особенности управленческого анализа в торговле






 

1. Анализ динамики и выполнения плана товарооборота

2..Анализ расходов на продажу

3. Управление запасами логистика

1. Анализ динамики и выполнения плана товарооборота

 

Для обеспечения высокого жизненного уровня населения необ­ходимо всемерное развитие торговли, расширение сети магазинов и столовых, увеличение товарооборота и повышение культуры об­служивания населения. Развитие торговли в нашей стране проис­ходит на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства и повышения покупательского спроса населения.

Успех дальнейшего развития товарооборота зависит, в извест­ной степени, и от правильной организации контроля за динами­кой и выполнением планов, важным орудием которого является экономический анализ.

Основные задачи анализа деятельности предприятий торговли сводятся к контролю за динамикой выполнения плана товарообо­рота, изучению факторов, оказавших влияние на его объем и струк­туру, вскрытию резервов дальнейшего развертывания товарооборота и улучшению обслуживания населения.

Анализ реализации товаров производится в тесной увязке с ана­лизом товарного обеспечения, товарных запасов и оборачиваемоети товаров. Каждый из этих факторов оказывает определенное вли­яние на объем товарооборота и его структуру.

Основные данные, используемые при анализе выполнения пла­на товарооборота, содержатся в бизнес-плане, бухгалтерской и ста­тистической отчетности.

В бизнес-плане розничных торговых организаций предусматри­ваются показатели реализации товаров, товарных запасов и поступ­ления товаров.

Источниками информации об объеме и составе товарооборота, а также об остатках товаров на начало и конец отчетного периода являются формы № 1 -предприятие «Основные сведения о деятель­ности предприятия» (годовая) и № 5-з «Сведения о затратах на про­изводство и реализацию продукции» (квартальная, годовая).

2. Анализ динамики и выполнения плана розничного товарооборота

Розничный товарооборот представляет собой сумму продаж то­варов покупателям для личного потребления. В его состав включа­ется продажа товаров населению за наличный расчет и в кредит, а также продажа товаров в порядке мелкого опта коллективным по­требителям — предприятиям, учреждениям и организациям.

Анализ розничного товарооборота в торговой организации начи­нается с изучения общего объема оборота. В процессе анализа необ­ходимо установить степень выполнения плана по продаже товаров, определить динамику товарооборота, проверить выполнение плана товарооборота по отдельным кварталам и месяцам. Необходимые для этого данные содержатся в бизнес-плане, форме № 5-з и бухгалтер­ском учете.

В качестве примера приведем данные о динамике и выполне­нии плана розничного товарооборота по торговому предприятию (табл. 9.1).

Как видно, план розничного товарооборота в целом перевыпол­нен на 2, 7 %, а по сравнению с предыдущим годом объем его уве­личился на 10, 0 %. Однако проценты выполнения плана по отдель­ным кварталам резко колеблются. Если в I, II и IV кварталах план перевыполнен (особенно значительно в IVквартале), то в III квар­тале план товарооборота не выполнен. Различны также показатели роста товарооборота в квартальном разрезе по сравнению с пред­шествующим годом. Такой анализ необходимо дополнить изуче­нием объема товарооборота по месяцам.

Весьма важным разделом анализа является изучение состава розничного товарооборота. Состав розничного товарооборота изу­чается по его видам, организационным формам, методам торговли и по ассортименту.

Розничный товарооборот по видам подразделяется на продажу товаров населению и продажу товаров предприятиям, учреждени­ям и организациям в порядке мелкого опта. Удельный вес продажи товаров населению составляет в розничном товарообороте около 95 % и лишь около 5 % приходится на продажу товаров мелким оп­том. Однако по отдельным магазинам удельный вес мелкооптово­го товарооборота может достигать величин, значительно превыша­ющих средний показатель.

Анализ розничного товарооборота по организационным формам торговли означает изучение долевого участия в его осуществлении стационарных предприятий (магазинов, лавок, палаток и т. д.) и передвижных средств торговли. В предприятиях розничной торгов­ли, особенно в крупных, реализация товаров осуществляется с ис­пользованием как стандартных, так и передвижных средств торгов­ли. К магазинам часто прикрепляются киоски и палатки; магази­ны располагают своими развозчиками (особенно на селе), передвижными лотками, штатом разносчиков (хлеба, молочных и других продуктов). Основная доля розничного товарооборота про­ходит по магазину или лавке, но нельзя при анализе забывать и о других формах.

Анализ розничного товарооборота по организационным формам можно осуществить лишь по материалам бухгалтерского и опера­тивного учета, поскольку в действующей отчетности сведений нет. Так, оборот по мелкой рознице изучается по данным товарных от­четов завпалатками и киосками, оборот разносчиков — на основе оперативных сведений.

Анализ розничного товарооборота по методам торговли означа­ет изучение его с подразделением на продажу товаров за наличные деньги и в кредит, на продажу фасованных и нефасованных това­ров, продажу через автоматы и обычным способом, по образцам и т.д.

Анализ реализации товаров в кредит производится на основе данных текущего учета и первичной документации. Содержащие­ся в учете данные позволяют анализировать движение покупатель­ского кредита, следить за его покрытием и выявлять просроченную задолженность.

Анализ товарооборота с подразделением на продажу фасован­ных и нефасованных товаров производится с целью выявления луч­ших методов обслуживания населения и экономичности товарно­го обращения. Несмотря на большое значение анализа товарообо­рота, практически в указан ном подразделении он не осуществляется из-за отсутствия необходимых плановых и отчетных данных. При разработке плана товарооборота не устанавливается удельный вес продажи штучных и фасованных товаров. Не дает соответствую­щей информации и учет. Между тем контроль за этим показателем содействовал бы расширению торговли фасованными товарами. При существующем положении анализ удельного веса фасованных товаров в товарообороте магазинов может быть осуществлен на ос­новании лишь выборочных данных. Для этого обрабатываются: товарная документация, связанная с поступлением штучных това­ров, и материалы инвентаризации по фасованным товарам.

Анализ розничного товарооборота по товарному составу непос­редственно связан с удовлетворением разносторонних запросов покупателей. Выполнение плана товарооборота по ассортименту в условиях всемерного расширения торговой сети является показа­телем умения работников магазина учитывать и удовлетворять по­требительский спрос. Рост материального и культурного уровня населения постоянно расширяет и разнообразит спрос на пище­вые продукты и непродовольственные товары. В связи с этим воз­растают и требования к структуре товарооборота, к ассортименту и качеству товаров. Товарная структура розничного оборота анали­зируется по данным формы № 1-предприятие, в котором есть све­дения о продаже товаров в розницу в разрезе ассортимента.

Используя данные этого отчета, а также данные бизнес-плана, следует проанализировать выполнение плана по отдельным товар­ным группам (табл. 9.2).

 

Данные таблицы показывают, что при общем перевыполнении плана розничного товарооборота, в особенности по трикотажным изделиям и обуви, план по швейным товарам и галантерее не вы­полнен.

На основе действующей отчетности структура товарооборота может быть изучена лишь в разрезе укрупненных товарных групп. Поэтому анализ структуры товарооборота следует дополнить изу­чением внутригруппового ассортимента. Это необходимо как для наиболее полного удовлетворения покупательского спроса, так и для правильного формирования заказов промышленности.

Внутри групповую структуру изучают прежде всего по тем товар­ным группам, по которым не выполнен план реализации, либо на недостаток, плохой ассортимент или низкое качество которых от покупателей поступали жалобы.

Анализ внутригруппового ассортимента производится на осно­вании данных инвентаризаций и первичных документов.

3. Факторы, влияющие на объем розничного товарооборота

Основные факторы, влияющие на объем розничного товарообо­рота, можно подразделить на три группы:

1) факторы, связанные с товарными фондами;

2) факторы, связанные с численностью ра­ботников и производительностью их труда;

3) факторы, связанные с использованием основных фондов.

Отсюда сумма розничного товарооборота составит

Факторы, связанные с товарными фондами, влияют на объем роз­ничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало и конец отчетного периода, поступления товаров и прочего выбытия товаров. Между этими величинами имеется определенная балансовая связь. Она выражается формулой товарного баланса

Р — розничный товарооборот;

ПВ — прочее выбытие товаров.

Изменение каждого из слагаемых будет соответствующим обра­зом влиять на величину розничного товарооборота. Так, увеличе­ние запасов на начало периода и поступления товаров окажут по­ложительное влияние на сумму реализации товаров; их уменьше­ние, наоборот, сократит размеры реализации; уменьшение уценки и прочего выбытия товаров, сокращение запасов на конец периода положительно повлияют на сумму реализации; их увеличение при­ведет к снижению объема розничного товарооборота.

 

 

Влияние на сумму реализации того или иного слагаемого товар­ного баланса может измеряться способом цепной подстановки или путем определения абсолютных разниц между плановыми и фак­тическими величинами.

Порядок использования способа абсолютных разниц можно рас­смотреть на примере анализа товарного баланса торговой органи­зации (табл.).

Располагая исходными данными и используя формулу товарного баланса, можно определить влияние на величину реализации из­менений начальных запасов товаров, поступления товаров, их про­чего выбытия и конечных запасов товаров (табл.).

Приведенный расчет показывает, что увеличение розничного товарооборота произошло за счет наличия сверхплановых запасов товаров на начало года на сумму 1820 тыс. руб. и роста поступле­ния товаров на 1028 тыс. руб. Отрицательное влияние на объем роз­ничного товарооборота оказало увеличение прочего выбытия то­варов на сумму 83 тыс. руб. и рост запасов товаров на конец года на сумму 1965 тыс. руб.

Анализ зависимости объема реализации от товарных фондов дает лишь исходные данные, не раскрывая причин, вызвавших изме­нения в остатках запасов, поступлении и выбытии товаров. Каж­дый из этих элементов следует подвергнуть более детальному ана­лизу и начинать следует с основного — поступления товаров.

Анализ поступления товаров. Выполнение плана розничного то­варооборота и бесперебойное снабжение населения товарами за­висят в первую очередь от товарного обеспечения, т. е. от выполне­ния плана поступления товаров.

Товарные ресурсы торговых организаций образуются за счет поступ­ления товаров по заключенным договорам и поступления из местных ресурсов. К последнему виду ресурсов относятся: товары, закупаемые у предприятий местной промышленности; товары, вырабатываемые про­изводственными предприятиями самих торговых организаций; продук­ция мастерских индивидуального пошива одежды и обуви.

Решающая роль в товарном обеспечении розничного товарообо­рота принадлежит товарам, поступающим по прямым договорам с промышленными предприятиями и оптовыми организациями.

Анализ поступления товаров начинают с проверки выполнения плана товарного обеспечения как в целом, так и по отдельным товар­ным группам, а затем анализируют поступление товаров по источни­кам и поставщикам. Данные, необходимые для анализа, берут из биз­нес-плана, бухгалтерского учета. Привлекаются также данные опера­тивного учета выполнения поставщиками договоров поставки.

Анализируя выполнение плана поступления товаров, необходи­мо обратить внимание на выполнение договоров поставщиками, сво­евременность отгрузки товаров и соблюдение качества и ассортимен­та. Материалом для такого анализа могут служить данные о выпол­нении договоров на поставку товаров, претензий, предъявленных поставщикам. В процессе анализа следует выяснить, какие санкции применены к поставщикам, не выполнившим договоров. Для этого используются данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерского отчета о суммах полученных и уплаченных штрафов за нарушение качества и недопоставку товаров.

При анализе выполнения плана поступления товаров из мест­ных ресурсов надо проверить, как выполнен план выпуска товаров производственными предприятиями самой торговой организации и выяснить, какие мероприятия проводились по вовлечению мест­ных товарных ресурсов в товарооборот торговой организации.

Общая характеристика выполнения плана поступления товаров в разрезе отдельных товарных групп и по источникам поступления дана в табл.:

Из приведенных данных видно, что план поступления товаров по договорам в целом по торговой организации выполнен на 103, 4 %, а план поступления товаров из местных ресурсов — на 103, 3 %. Вме­сте с тем план поступления швейных товаров за счет местных ре­сурсов недовыполнен на 14 тыс. руб., или 1, 1 %.

Для выполнения плана розничного товарооборота важное зна­чение имеют равномерность поступления товаров, их качество и соответствие спросу. Неравномерное поступление товаров нарушает бесперебойный процесс обращения товаров, приводит к образова­нию сверхнормативных запасов по одним товарам и к недостатку по другим, отрицательно влияет на удовлетворение спроса покупа­телей.

Анализ поступления товаров по месяцам и кварталам дает воз­можность выявить ритмичность их завоза, своевременность поступ­ления в розничную сеть и обеспечение нормальной торговли ими. В процессе анализа на основе оперативных данных изучается выбор­ка товарных фондов, выявляется нарушение в равномерности по­ступления товаров и причины этих нарушений. Кроме того, анализ поступления товаров должен быть дополнен анализом выполнения плана завоза их по предприятиям, входящим в состав торговой орга­низации.

Выводы

Для обеспечения высокого жизненного уровня населения необ­ходимо всемерное развитие торговли, расширение сети магазинов и столовых, увеличение товарооборота и повышение культуры об­служивания населения. Развитие торговли в нашей стране проис­ходит на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства и повышения покупательского спроса населения.

Успех дальнейшего развития товарооборота зависит, в извест­ной степени, и от правильной организации контроля за динами­кой и выполнением планов, важным орудием которого является экономический анализ.

Вопросы для самоконтроля

8. Основные задачи анализа деятельности предприятий торговли

9. Источниками информации об объеме и составе товарооборота предприятий торговли

10. Розничный товарооборот

11. Анализ розничного товарооборота в торговой организации

12. Состав розничного товарооборота

13. Анализ розничного товарооборота по организационным формам торговли

14. Анализ розничного товарооборота по методам торговли

15. Анализ реализации товаров в кредит

16. Анализ товарооборота с подразделением на продажу фасован­ных и нефасованных товаров

17. Анализ розничного товарооборота по товарному составу

18. Основные факторы, влияющие на объем розничного товарообо­рота

19. Порядок использования способа абсолютных разниц

20. Анализ поступления товаров

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1, 9.

 

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

а) Основная учебная литература

1. Башарина. А.В., Черненко. А.Ф. Бухгалтерский и налоговый учет на малых предприятиях. Учебное пособие / А.В.Башарина., А.Ф. Черненко. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. Гриф: УМО РАЕ

2. Бдайциева. Л.Ж. Бухгалтерский учет. Учебник / Л.Ж. Бдайциева. – М.: Юрайт, 2011. Гриф: Министерство образования и науки РФ

3. Бухгалтерский учет: упражнения, тесты, решения и ответы. Карпова Т.П., Карпова В.В. Учебное пособие / Т.П. Карпова, В.В. Карпова. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 328 с. Гриф УМО (ЭБС)

4. Управленческий анализ в различных отраслях. Казакова Н.А. Учебное пособие / Н.А. Казакова. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 288 с. Гриф УМО (ЭБС)

5. Управленческий учет и анализ. С примерами из российской и зарубежной практики. Петрова В.И., Петров А.Ю., Кобищан И.В. Учебное пособие / В.И. Петрова, А.Ю. Петров, И.В. Кобищан - М.: ИНФРА-М, 2010. - 304 с. Гриф УМО (ЭБС)

6. Функционально-стоимостный анализ в решении управленческих задач по сокращению издержек. Рыжова В.В. Учебное пособие / В.В. Рыжова. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2012. - 226 с. Гриф УМО (ЭБС)

 

б) Дополнительная учебная литература

7. Управленческий учет и анализ в розничной торговле одеждой. Ивашкевич О.В. Учебное пособие / О.В. Ивашкевич. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 127 с. (ЭБС)

8. Управленческий учет и анализ использования технологической оснастки. Калиновский С.А. Монография. / С.А. Калиновский. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 156 с. (ЭБС)

9. Управленческие решения. Литвак Б. Г. Практикум [Электронный ресурс]: учеб.пособие / Б. Г. Литвак. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. (ЭБС)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.