Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационная сфера личности






 

Мотивация — это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для реализации релевант­ного мотива, для осуществления определенного предметного от­ношения личности к окружающей ситуации. Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих видов его основных деятельностей. Система всех побуждений — мотивов, потребностей, диспози­ций, интересов, стремлений, намерений, идеалов, норм, самооце­нок, оценок других людей, уровня притязаний, установок и т. п. — называется мотивационной сферой личности. При этом они являются мотивационными переменными, или детерминанта­ми, входящими в структуру мотивации (16).

 

Мотивационную сферу человека можно оцени­вать по следующим параметрам:

широта понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой яв­ляется его мотивационная сфера. Широта — это разнообразие потенциального круга пред­метов, способных служить для данного человека средством удовлетворения акту­альной потребности ,
гибкость для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой чело­век. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетво­рена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, об­щение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет бо­лее гибкой. Гибкость — подвижность связей, существующих между раз­ными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.  
иерархизированность Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализа­ции мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизиро­ванность мотивационной сферы.

 

(2)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.