Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование мотивации в когнитивной психологии.






Ситуативно-когнитивное исследование развития мотивации.

Предполагается, что у человека есть мотивы, но что это такое неизвестно, хотя их можно измерять.

Поведение зависит не только от мотивов, но и ситуативных факторов. Систематизация факторов.

Факторы от которых зависит сила возникающих побуждений:

1. Фактор времени и расстояния;

2. Фактор силы потребности или мотива;

3. Ожидаемая ценность цели – величина подкрепления (каждая цель с точки зрения потребности, может иметь разное побуждение);

4. Отсроченность подкрепляющего эффекта;

5. Вероятность успеха;

6. Пространственная удаленность;

7. Взвешивание затрат и пользы.

Составляющие ситуативного развития мотивации: а) мотивы личности (жизненные цели). Эта мотивация исходит из плана будущего. Происходит целеобразование (выведение из мотивов конкретных целей); б) полевая мотивация. Всякого рода неожиданности, случайности, слабости, пристрастия. Это не включено в личные планы, а навязано ситуацией. Два источника такой мотивации: внутренняя (проголодался – отложил дела); внешняя (встретил друга); в) возникающие эмоции, неожиданно вмешиваются в наши события. Эмоции могут навязывать образ действия. Фрустрация – состояние при невозможности (неожиданной) достич цели. Человек вдруг теряется и включается эмоция (агрессия, регрессия, депрессия и т.д. – активизируются защитные реакции).

Хайдер. Когнитивный баланс. Если существуют различные возможности расчленения и организации воспринимаемого материала, то предполагают сбалансированные простые конфигурации (в основе принцип хорошей формы гештальтпсихологов). Человек стремится к сбалансированным конфигурациям. Если ситуация не сбалансирована, то мы в воображении или в деятельности пытаемся ее сбалансировать (стремление к балансу может объяснять поведение человека).

Фестингер. Обратная когнитивному балансу организация воспринимаемого материала называется когнитивным диссонансом.

Индия. После землетрясения - слухи о новых катастрофах (в деревнях, где не было землетрясения). Интерпретация: был страх – слухи – обоснование. Люди были уже испуганы, а слухи выполняли функцию конкретизации того, чего они могли бы бояться.

Основной постулат теории: стремление к гармонии, согласованности и конгруэнтности когнитивных репрезентаций внешнего мира и себя. Отношение между содержанием когнитивных элементов и мотивационных эффектов порождается тенденцией к согласованности, если между двумя элементами возникает противоречие.

Виды отношений между элементами:

  • иррелевантные (оба элемента не связаны друг с другом);
  • консонантные (один элемент следует из другого);
  • диссонантные (из одного элемента следует нечто противоположное другому).

Элементы – сведения, убеждения, ценности (знания о себе, о своем поведении, о своем окружении).

Диссонанс переживается как нечто неприятное, возникает стремление редуцировать его.

Возможности редуцирования: 1) изменив один или несколько элементов в диссонансных отношениях; 2) добавив новые элементы с уже имеющимися; 3) уменьшить значимость диссонантных отношений.

Курение способствует раку легких: 1) бросить курить, стать малокурящим; 2) много курильщиков с отменным здоровьем; 3) курение улучшает самочувствие.

Зайонк выделил характеристики когнитивного диссонанса:

А) когнитивный диссонанс является негативным состоянием;

Б) в случае когнитивного диссонанса индивид пытается редуцировать или элиминировать его и старается действовать так, чтобы избежать событий, усиливающих это состояние;

в) при наличии согласованности субъект стремится избегать событий порождающих диссонанс;

г) глубина или интенсивность когнитивного диссонанса зависит: 1 от значимости соответствующих знаний и 2 от относительного количества знаний. Находящихся друг с другом в отношениях диссонанса;

д) сила тенденций б) и в) является прямой функцией от глубины диссонанса;

е) когнитивный диссонанс можно редуцировать или уничтожить, только добавив новые знания или изменив существующие;

ж) добавление новых знаний редуцирует диссонанс, если новые знания усиливают одну из сторон и тем самым уменьшают долю диссонансных когнитивных элементов или новые знания изменяют значимость когнитивных элементов, находящихся друг с другом в состоянии диссонанса; з) изменение существующих знаний редуцирует диссонанс, если новое содержание делает их менее противоречащими остальным знаниям или их значимость понижается; и) если новые знания не могут быть использованы или существующие изменены при помощи пассивных процессов, возникнет поведение, когнитивные последствия которого будут способствовать восстановлению согласованности. Примером такого поведения является поиск информации.

Фестингер. Пять основных областей феноменов в которых редукция когнитивного диссонанса играет важную роль.

1 Конфликты после принятия решения. Разрешение конфликта волевым решением легко может вызывать впоследствии когнитивный диссонанс.

Перед принятием решения в стадии конфликта, человек осознает возможные после конфликты и поэтому заранее пытается уменьшить возможный диссонанс, путем тщательного отбора информации. Когда решение принято, то предвзятое отношение в пользу выбранной альтернативы.

Эффект расхождения – оценка выбранной альтернативы увеличивается. А отвергнутой уменьшается. Эффект схождения (сожаления) – ценность выбранной понижается, а отвергнутой повышается.

 

Эксперимент с оценкой домашнего обихода. Потом выбор из двух привлекательных вещей (диссонанс). Выбранная вещь стала намного привлекательнее.

2 Вынужденное согласие. Действия которые сам для себя субъект не может удовлетворительно обосновать. Субъект позволили себя вовлечь, но в результате оказался недостаточно компенсирован вознаграждением (слишком много усилий потратил ни за что). Тенденция повышать ценность действия задним числом или обесценивать его негативные стороны.

Эксперимент. Чрезвычайно скучная работа. Надо было обосновать следующим за ними испытуемым, что работа очень интересная. Одна группа высоко оплачиваемая, другая низко. Низкооплачиваемая группа считали эксперимент более интересным, чем высокооплачиваемая.

Необходимое условие: диссонанс возникает в случае, если действие переживается субъектом как собственное (несет за него ответственность).

Эксперимент. Тот же, но два способа описания: при непосредственном социальном контакте или анонимно. Феномен подкупа при анонимном опросе.

Когнитивный диссонанс может ослабить влияние на поведение влечений (жажда).

Люди в состоянии жажды. Предлагался эксперимент на испытание жаждой. Для одних высокая мотивировка (низкий диссонанс), для других низкая (высокий диссонанс). Согласившиеся, с низкой мотивировкой, вели себя как будто не испытывали жажду.

Подобные данные свидетельствуют о важности при прочих равных условиях промежуточных когнитивных процессов. Так же выявлено значение особенностей ситуации. Которые дают повод к переоценкам, способствующим редукции диссонанса.

3 Селекция информации. Люди ищут и выбирают ту информацию, которая повышает ценность выбранной альтернативы поведения и обесценивает отвергнутую; противоположная информация при этом игнорируется.

Смотрят рекламу той фирмы, автомобиль которой приобрел.

4 Несогласие с убеждениями социальной группы.

Религиозная группа. Ждали конца света, но не произошло. В группе вера усилилась (взаимное влияние членов группы – редукция диссонанса).

Редукция диссонанса: либо сближение своих убеждений, либо усиление собственных.

5 Неожиданные результаты действий и их последствия.

А) диспозиция между значительной затратой усилий и неудачным результатом действий. Чтобы уменьшить диссонанс, необходимо задним числом обосновать затраченную впустую энергию, повысив ценность преследуемой цели деятельности.

Б) диссонанс – поведение индивида не согласуется с представлениями о себе (исследования уровня притязаний).

В) деятельность с неожиданными побочными последствиями. Овощи, дети и родители.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.