Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема подлинности, достоверности и надежности документов






 

Подлинность – действительное происхождение документа от того автора и при тех обстоятельствах, которые указаны или подразумеваются в тексте (самостоятельный анализ + помощь историков-источниковедов, текстологов, криминалистов).

 

Достоверность – соответствие информации действительности. Правила проверки документальных данных на достоверность в социологии:

1) различать описание событий и их интерпретацию (факты и мнения);

2)определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является она первичной или вторичной;

3) выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа, давая ему жизнь;

4) учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался.

 

Надежность - то, в какой мере документ основателен, представителен, чтобы служить базой для серьезных выводов и обобщений (консультироваться с экспертами

Человек – ключевое звено в системе информационных источников. «Живой источник»: включен в природные и социальные процессы множеством связей и потому как источник информации неиссякаем. Во-первых, он всегда свидетель или участник происходящих вокруг событий и потому вы ступает как держатель информации о них. Во-вторых, он – носитель информации о себе, о своем внутреннем, субъективно создан ном мире. В-третьих, он – транслятор информации, полученной от других. Особенность может открыться или не открыться, как существо социальное человек программирует свое поведение сам.

 

Виды интервью по М.Лукиной:

1. Информационное —сбор материала для новостей, быстрое, вопросы кто? что? где? когда? почему? зачем? Более сжатая разновидность – оперативное.

2. Блиц-опрос – сбор разных мнений путем постановки одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов, представителям одной или, наоборот, разных социальных групп.

3. Интервью-расследование - глубинное изучение события или проблемы. Организуется обстоятельно, без жестких временных рамок; постановка целей, предварительная работа с материалами.

4. Интервью-портрет – фокус на одном герое (предварительные встречи с его близкими). Креативное интервью – журналист не посредник, а выступает на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества.

Возможные барьеры общения:

 

1.Психологические (несовпадение социальных характеристик беседующих, несовпадение психологического состояния, несоответствие обстановки, в которой протекает процесс общения, целям, смыслу, планам и привычкам участников).

2.Социально-психологические - неосведомленность журналиста о психологическом состоянии социальной группы, к которой принадлежит собеседник.

3.Этические – нежелание раскрывать свои или чужие секреты, запреты профессиональной этики (врачебной, педагогической и т. д.).

 

Как считает Г. В. Лазутина, интервью оказывается вполне удачным, с точки зрения информационной насыщенности, если журналист:

 

1. Основательно подготовился к беседе (освоил предмет обсуждения, имеет представление о собеседнике как индивидуальности);

 

2. Научился контролировать ход беседы, своевременно замечая возникновение барьеров и оперативно нейтрализуя их;

 

3. Владеет достаточным количеством приёмов, способных стимулировать общение.

Предметно-вещественная среда – обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек. Главный вопрос для журналиста: где отыскать эти источники. На данный момент в обществе утвердилось понимание необходимости оказывать средствам массовой информации организационную информационную поддержку.

 

Системы информирования журналистов.

 

1. Брифинги – короткие совещания работников СМИ, на которых идёт ознакомление с позицией властных структур по тому или иному вопросу;

 

2. Презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности;

 

3. Пресс-конференции – встречи с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы;

 

4. Пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах в той или иной сфере действительности, подготовленные соответствующими пресс-службами;

 

5. Специальные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы деятельности, создаваемые корпоративными информационными агентствами;

 

6. Экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в органы массовой информации от пресс-секретарей, пресс-служб.

 

Право журналистов запрашивать и получать информацию от государственных органов (понимать их структуру) и организаций, общественных объединений и должностных лиц. Информационные агентства поставляют сухой материал.

Традиционные журналистские методы получения сведений (ориентированы на выявление тех или иных состояний действительности и представление их главным образом в качественных характеристиках; нужны конкретность данных, подтверждаемость их деталями):

 

1. Проработка документов - получение уже имеющиеся в обществе сведения, хранящихся в многообразных «информационных кладовых» (законы, фундаментальные положения науки, описания событий и т.д.)

 

2. Наблюдение - «снабжает» журналиста материалами непосредственно из текущей реальности; такой вид восприятия, который предполагает отчетливое осознание актуальных познавательных задач, носит преднамеренный характер, регулируется определенными рекомендациями. Типы задач:

 

1) получить через аудиовизуальные контакты с объектом данные, которые представляют собой то или иное проявление сущности происходящего здесь и способны быть основанием для выводов о его значении, об отношениях людей, их ценностных ориентациях, традициях и привычках, об уровне общей и профессиональной культуры — словом, обо всем, что поддается «считыванию» по внешним, доступным восприятию признакам;

2) накопить данные, способные передать внешнюю характерность того или иного объекта и выступить в тексте в качестве примет реальной конкретной ситуации, благодаря которым она предстанет перед читателем как чувственно воспринимаемая картина жизни, создавая у него «эффект присутствия». Разброс таких данных достаточно широк: от деталей внешности человека до характерных черт обстановки (если они оказываются значимыми с точки зрения цели творческого акта).

 

3. Беседа - непосредственное общении с людьми, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации; такой вид организованного речевого взаимодействия, который направляется со стороны журналиста отчетливо осознаваемыми познавательными задачами и предполагает выработку стратегии и тактики, соответствующих условиям взаимодействия.

 

Виды получаемых сведений: фактические данные, мнения, объяснения, предложения и прогнозы, речевые приметы собеседника (характерные особенности его языка)

 

Тактика - осознанный выбор тех средств общения, которые оказываются в данных условиях наиболее целесообразными, поскольку способны наилучшим образом решить стоящие перед журналистом задачи. Вопросы, реплики и замечания журналиста, его жестовое поведение, интонация, ритм разговора, специальные полемические приемы, разного рода информационные стимулы, призванные помочь собеседнику раскрепоститься, преодолеть скованность или нежелание говорить.

Методы конкретных социологических исследований (раздел социологии, который сконцентрирован на получении и интерпретации данных о проявлениях социальных законов и закономерностей на конкретных объектах в конкретных временных рамках и конкретных условиях):

Включенное наблюдение - при котором наблюдатель действует как участник событий, выступает в социальной роли, аналогичной социальным ролям действительных участников происходящего, получая одновременно данные и о внешних обстоятельствах, и – через себя, через самонаблюдение – о внутренних движениях человека (журналист меняет профессию).

Массовое интервьюирование – метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики по тому или иному поводу с помощью устного опроса многих лиц.

Анкетирование – с помощью заочного (письменного) опроса посредством закрытых (с вариантами ответа) или открытых (как у КрасовскогоJ вопросников.

Систематическое наблюдение – вид социологического наблюдения, ориентированный на получение данных о развитии с помощью многократных непосредственных и опосредованных контактов в течение сколько-нибудь длительного времени. Непрерывное накопление документальных материалов, позволяющих увидеть новые или упорно повторяющиеся его проявления.

Эксперимент – методом получения сведений об объекте через выявление реакции на экспериментальный фактор, в качестве которого выступает одна или несколько его изменяемых характеристик.

Контент-анализ - анализ содержания с целью получить количественные характеристики явления- например, частоту появлений на газетной полосе имени одного из кандидатов в депутаты в сравнении с другим, повторяемость той или иной формы и т.д.

Принцип дополнительности в использовании методов получения сведений - который обязательное комбинирование всех методов с учетом особенности задач и условий журналистского исследования.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.