Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности инструментальной модели СМИ и модели СМИ как «четвертой власти».






Два слова по поводу инструментальной модели: СМИ являются инструментом в руках власти и правительства и проводят ее линию. Проявлением эволюции этой модели была гласность, которая трансформировала инструментальную модель в интересах демократизации общества.

Здесь можно выделить две модели журналистики. Первая — перестроечная, связанная, прежде всего с именем первого и единственного Президента СССР М. С. Горбачева. В перестройку советская печать стала инструментом критики бюрократии, командно-административной системы, инструментом демократизации. Журналисты думали и писали свободно. Но вместе с тем сохранялась руководящая роль партии, и печать способствовала осуществлению демократизации сверху. Это была инструментальная модель журналистики; она отличалась от советской модели тем, что в руках Горбачева и его сторонников она выступала инструментом демократизации, но все-таки под управлением партии и государственников.

За этим последовало принятие 12 июня 1990 г. Закона о печати, а затем, после неудавшегося августовского путча, коммунистическая партия была запрещена, и печать компартии, как и других общественных организаций, перешла в руки журналистов. Возникла новая модель журналистики: печать стала считать себя «четвертой властью». Журналистика противопоставила себя государству; она добивалась и добилась независимости от государственных структур.

Типологическая модель СМИ в процессе реформирования общества изменилась основательно. Сыграли роль 2 фактора - перемены в социальной структуре российского общества и появление новых технологий, меняющих типологию СМИ всего мира. Модель СМИ России эволюционировала от вертикальной партийной к горизонтальной коммерческой. Трансформировался тип центральной газеты, утратил директивность. Доступ к издающимся в Москве газетам сегодня крайне ограничен, что отрицательно сказывается на целостности российского информационного пространства. Освободившуюся нишу занимают региональные и местные издания, уделяющие значительно меньше внимания общероссийским и международным проблемам.

Главный типообразующий фактор - аудиторная направленность. Здесь выделяются следующие типы изданий и программ:

·общероссийские (их аудитория включает все основные группы населения, проживающие на территории РФ - “Аргументы и факты” и т.д.);

·межрегиональные (охватывают население неск. регионов - СТС, РЕН-ТВ и т.д.);

·международные (объединяющие группы населения разных стран - “Cosmopolitan”, “Домашний очаг” и т.д.);

·этнических общностей (наций, народностей):

·территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

·для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

·для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.);

·для возрастных групп (молодежи, пожилых и т.д.);

·для женщин и мужчин;

·для малых групп (семья, клуб и т.д.)

·для групп верующих (православных, католиков и т.д.)

В переходный период существенно возросло влияние аудиторного фактора на информационную сферу СМИ, также поменялась структура СМИ по аудиторному признаку. В результате количество общероссийских телепередач заметно увеличилось (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6, Культура, РЕН-ТВ, АСТ, СТС, ТНТ), то же и с радио (Радио России, Маяк, Европа Плюс, Русское радио и др.). Журнальная периодика пополнилась на 1200 новых наименований. Расширилось функциональное многообразие СМИ. Увеличилось число информационных, художественных, музыкальных, развлекательных и других передач и соответствующих типов изданий. Информация СМИ стала более разнообразна по тематике.

Появилось новое деление прессы, которое отсутствовало в советское время: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса массовая, которая перешла, по сути, в категорию бульварную. Это в то время как в большинстве стран увеличивается количество качественных газет, рассчитанных на “белых воротничков”, экономической прессы, которые раньше были специализированной прессой, бульварная же пресса маргинализируется, ее заменяют “мужские” и “женские” журналы, многочисленные журнальные еженедельники. Также в России появились газеты мнений, электронные газеты (lenta.ru, slon.ru) и электронные версии газет в Интернете. Сейчас появляется много специализированных СМИ.

Сейчас в прессе практически нет вертикальных структур, и новые типологические характеристики связаны с горизонтальным разделением. Географический принцип типологии - общероссийские, центральные, региональные и местные. В современных реалиях все большую роль играет региональная пресса.

Предметно-тематическая специализация. От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит и проблемно-тематическая направленность (спорт, кулинария, тревел и т.д.), обращение к определенным пластам информации. При этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим и монотематическим. Например, журнал для женщин часто универсален по тематике (Крестьянка, Работница), но может быть и журналом мод (Офисьель), и посвящен медицинской тематике (Здоровье женщины) и т.п.

По целевому назначению СМИ классифицируются с учетом осуществления функций политики, экономики или каких-либо течений. Возможно сочетание в 1 издании или программе различных назначений. Например, научно-публицистические. По этому же признаку СМИ могут быть классифицированы как оппозиционная пресса, правая печать, либеральные СМИ и т.д.:

·публицистические;

·литературные;

·культурно-просветительские (“Театр + ТВ”);

·развлекательные;

·учебно-образовательные;

·методические (журнал “Литература в школе”);

·научные (“Очевидное-невероятное”);

·рекламные (газета “Экстра-М”);

·информационные (“Время, “Сегодня”) и др.

По периодичности издания разделяются на ежедневную газету, еженедельник и ежемесячный журнал.

Организационные факторы СМИ. С одной стороны, владельцами, учредителями СМИ являются многие государственные, коммерческие, научные и некоммерческие организации, политические партии, образовательные организации, профсоюзы, местные властные структуры и церковь (программа “Парламентский час”, журнал “Фома” и др.). С другой, СМИ могут входить в различные медиагруппы.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.