Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лидерство и руководство в малых группах






Лидерство – социально-психологическое явление, касающееся поведения лидера в группе, его взаимоотношений с другими членами группы.

Лидер обладает неформальным или неофициальным авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руководитель. Лидера обычно не выбирают и не назначают. Им как правило, становится человек, которого члены группы сами признают лидером и который изъявляет желание им стать.

Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение членов группы обычно осуществляется из лидеров, пользующихся авторитетом среди членов данной группы, имеющих в ней высокий статус. Авторитет лидера в группе, как правило, не меньший, чем авторитет руководителя. Лидер группы как и ее руководитель, в состоянии поднять, увлечь членов группы на выполнение какого-либо дела.

Сравнивая лидера и руководителя Парыгин указывает на следующие различия между ними:

Лидер в основном осуществляет регуляцию неофициальных отношений в группе, в то время как руководитель управляет главным образом официальными отношениями.

Лидерство – это явление характерное для системы межличностных отношений в то время как руководство-феномен, свойственный системе социальных отношений.

Лидерство, возникает стихийно, а руководство – организованно.

Для проявления или изменения лидерства не существует каких-либо официально принятых процедур, в то время как для пользования и изменения руководства такие процедуры существуют.

Явление лидерства менее стабильно и более динамично, чем явление руководства. Лидер может появляться и изменяться в группе часто, в то время как руководитель появляется и сменяется намного реже.

Руководитель, воздействуя на группу и ее членов, пользуется системой официально закрепленных за ним прав и соответствующих санкций, в то время как лидер ни правами, ни официальными санкциями не располагают.

Процесс принятия решений руководителями намного более сложен в процедурном отношении, чем процесс принятия решений лидером.

Сфера проявлений лидерства и деятельности лидера – это в основном малая группа, в то время как область проявлений деятельности руководителя выходит за пределы малой группы.

Функции лидера:

- планирование

- определение целей

- общение

- организация.

Понятия «лидер» и «руководитель» похожи по значению, поэтому часто употребляются как синонимы. Но они не тождественны. Лидерство — это психологический феномен, тогда как руководство — сугубо управленческий. Лидер спонтанно занимает доминирующее положение в группе с явного или скрытого согласия большинства ее членов. Его влияние и авторитет имеют в основном неформальный характер. Руководитель — это формальный начальник, занимающий официальную должность. Поэтому фактический лидер группы не всегда является ее официальным руководителем и наоборот.

 

24. Групповое давление: конформное поведение, влияние меньшинства на большинство. Явление повиновения.

Конформность – в общем случае – тенденция человека поддаваться воздействию чьих-либо взглядов, убеждений, социальных установок, в частных случаях – податливость, человека воздействию многих других людей. В этом случае человек внешне изменяет свое поведение, но внутренне остается при своем мнении.

Конформность – социально-психологическое явление, характеризующееся массовым конформным поведением людей в группе или обществе.

Эффект влияния меньшинства на большинство описан Сержем Московичи и заключающийся в том, что меньшинство группы наиболее влиятельно при условиях последовательности в своих взглядах, уверенности в своей правоте и способности привлекать сторонников из числа большинства. Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у большинства сомнения в себе и склонят его к рассмотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению.

Природа влияния меньшинства все еще остается предметом споров. Вместе с тем не подлежит сомнению, что меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Последовательное меньшинство является влиятельным, пусть и не популярным, частично из-за того, что вскоре именно оно становится центром спора. Всеобщее внимание позволяет человеку высказать непропорционально большее количество аргументов. А позиция, в пользу которой высказано больше аргументов, обычно побеждает. Красноречивые члены группы, как правило, более влиятельны.

Последовательность и настойчивость говорят об уверенности в себе. Более того, эксперименты свидетельствуют, что любое действие меньшинства, выражающее уверенность, склонно порождать у большинства сомнения в себе. Ощущение сильной и непоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобы пересмотреть свою позицию.

Когда меньшинство постоянно сомневается в мудрости большинства, те члены большинства, которые в противном случае подвергали бы имеющиеся у них сомнения самоцензуре, теперь не стесняются их высказывать и могут даже перейти на позиции меньшинства. Упрямое меньшинство разрушает всякую иллюзию единомыслия. Причем отступники со стороны большинства гораздо более убедительны, чем непоколебимые представители меньшинства; В ряде экспериментов было выявлено, что как только появляются перебежчики, зачастую за ними сразу тянутся все остальные, вызывая эффект снежной лавины.

Воздействие меньшинства зачастую парадоксально и нелогично. Доказано, что гонения со стороны лидеров большинства по отношению к меньшинству далеко не всегда укрепляет позиции первых. Наоборот, эти действия зачастую ведут к росту сомнений в стане большинства, к симпатиям относительно гонимого меньшинства. Мировая история знает немало примеров, когда ореол мученика помог утвердиться лидерам меньшинства.

Рассмотренные феномены показывают сложность, противоречивость, пульсирующий характер групповой жизнедеятельности. Знание руководителем закономерностей действия этих феноменов позволяет не только прогнозировать развитие групповых процессов, но и управлять ими.

Повиновение – действие, согласно указаниям вышестоящей инстанции.

Стэнли Милгрем провел эксперимент, чтобы испытать влияние электрошока на способность человека к научению.

Ученик был доверенным лицом экспериментатора и не получал электрошоков, но вел себя так, как будтоиспытывал их воздействие. В первонач. опыте 26 из 40 мужчин подчинились инструкциям экспериментатораи нанесли сильные, потенциально смертельные электрошоки жертве, когда она давала неверные ответы.

Милгрэм утверждал, что, подчиняясь приказу, люди теряют чувство личной ответственности. Он сравнил этуситуацию с поведением солдат, уничтожающих военнопленных или гражд. лиц и оправдывающихся тем, чтотолько лишь подчинялись приказу. Мн. из принимавших участие в эксперименте полагали, что на самом делеподвергали испытуемого действию шока, и мучались угрызениями совести. Этот опыт вызвал протестАмериканской психологической ассоциации, и правила проведения эксперимента были изменены.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.