Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






й курс. Гос практика.

 

Основные цели:

1) овладение навыками проведения психодиагностического исследования.

2) овладение первоначальными практическими умениями проведения профилактической и просветительской.

Задачи практики:

1. Формирование умений выявить проблему человека, определить причину ее возникновения и наметить пути ее решения.

2. Формирование умения построить психодиагностическое исследование в зависимости от запросов учреждения:

а) определить цели диагностики;

б) подобрать адекватные целям методы психодиагностики;

3) грамотно провести психодиагностическое исследование;

4) проанализировать полученные результаты и наметить пути решения выявленных в ходе диагностики проблем.

Содержание практики – выполнить три задания:

Задание 1. Диагностика индивидуальных проблем человека.

Для выполнения задания следует (с помощью работающего психолога или других сотрудников-педагогов, социальных работников, администрации) выбрать человека, у которого есть психологические проблемы, или он сам находится в трудной ситуации, и в его проблемах необходимо разобраться. Можно обратить внимание на детей, для которых характерны:

1) низкая успеваемость;

2) нарушение дисциплины на уроках;

3) конфликты со сверстниками;

4) одиночество;

5) тревоги, страхи;

6) конфликты с родителями и учителями и др.

При работе со взрослыми следует обратить внимание на сложности такого рода, как:

1) конфликты со своими детьми или коллегами по работе;

2) неуверенность в своих силах;

3) одиночество;

4) супружеские конфликты;

5) трудности в самореализации и др.

Задача практиканта заключается в том, чтобы при работе с клиентом правильно подобрать методы диагностики (тесты, проективные методы, клиническая беседа): определить специфику психологических проблем человека, т.е. установить, какие именно черты характера человека приводят к тем или иным затруднениям в поведении и в отношениях. Это первый уровень диагноза – диагноз симптоматический (или эмпирический). Далее практикант выявляет причины появления у человека тех или иных особенностей характера, пытается понять, что именно в прошлом человека позволило им сформироваться. Если для этого нужны дополнительные исследования, другие методы, то их необходимо также провести. Это уже этиологический (причинный) уровень диагноза. Для определения психологического диагноза должно быть использовано не менее трех методик.

При анализе полученных данных практиканту следует попытаться определить основные направления психологической помощи клиенту, исходя из двух уровней диагноза. Важно понять, стоит ли с данным человеком работать для преодоления некоторых его симптомов, или возможно преодоление причин его психологических проблем.

Задание 2. Диагностическое исследование группы людей, основанное на запросах конкретного учреждения народного образования или социальной защиты населения.

Для выполнения задания практикант в беседе с работающим в данном заведении психологом, с администрацией, с сотрудниками учреждения определяет цели и задачи группового психодиагностического исследования, исходя из актуальной необходимости данного учреждения.

В качестве задач диагностического исследования могут выступать следующие:

1) исследование мотивов учения школьников какого-либо класса, т.к. именно в этом классе увеличилось количество прогулов, снизилась успеваемость;

2) отслеживание развития познавательных способностей детей при введении новых технологий обучения;

3) изучение отношений между детьми в группе или их отношений с педагогами, если в этом классе (группе) участились межличностные конфликты между педагогами и учениками;

4) изучение психологических особенностей людей, обращающихся за помощью в социальные учреждения для определения путей дальнейшей психологической и социальной реабилитации;

5) изучение психологических особенностей и состояния сотрудников учреждения для определения основных направлений психологической работы с ними (условия профессионального роста, помощи в самореализации) и т.д.

Практикант составляет программу диагностического исследования, формулируя в ней цель исследования и определяя конкретные задачи такого исследования. В программе также предлагаются методы исследования (тесты, проективные методики, анкеты, другие методы), основанные на его целях и задачах и адекватные особенностям (индивидуальным и групповым) обследуемых. Важно показать обоснования при выборе тех или иных методик. Группа должна составлять не менее 15 человек. Должно быть использовано не менее 2 методик.

Далее практикант проводит данное исследование; полученные результаты представляет в сводной таблице, имеющей примерно такую структуру:

 

«Название таблицы»

 

Фамилия, имя обследуемого Результаты тестов и других методик
1.   1-й показатель 2-й показатель 3-й 4-й
2.          

 

Вместо слов «1-й показатель», «2-й показатель» и т.д. лучше внести их название, например, «уровень тревожности», «показатель вербального интеллекта», «показатель невербального интеллекта» и т.д.

После этого проводится анализ полученных данных: выявляются общие тенденции; определяются группы испытуемых со сходными характеристиками и т.д. Возможен перевод каких-либо показателей в графики или гистограммы для более наглядного представления полученных данных.

На основе проведенного анализа определяются основные направления дальнейшей психологической работы (коррекционной, реабилитационной, развивающей, профилактической) с данной группой людей.

Задание 3. Проведение мероприятия по психологической профилактике или психологическому просвещению в зависимости от потребностей учреждения, к которому практикант прикреплен. Формы такой работы могут быть разнообразными – лекция, семинар, деловая игра и т.д.

Студент либо пред началом практики, либо в первые ее дни договаривается с руководителем практики о форме и содержании психологического мероприятия. Далее готовится подробный конспект данного мероприятия, содержание которого согласуется с групповым или кафедральным руководителем практики. За проведение такого мероприятия групповой руководитель практики выставляет оценку, руководствуясь пятибалльной шкалой оценок.

Задание 4. В начале практики студенту необходимо выступить с обоснованием актуальности темы курсовой работы, заявить формулировку предмета, объекта, гипотезы, задач исследования. Перед завершением практики доложить коллективу учреждения о результатах проведенного исследования.

 

Отчетная документация:

По заданию №1:

1. Протоколы проведенных методик (включая беседу), которые представляют собой ответы испытуемых на задания тестов (проективных методик) или подробную запись беседы с клиентом.

2. Интерпретация полученных результатов в соответствии с требованиями методики.

3. Анализ данного случая, в ходе которого формулируются «симптомы», т.е. выявляются психологические характеристики человека и далее предлагаются объяснения причин возникновения тех или иных характеристик человека. В конечном итоге практикант пытается определить пути психологической помощи обследуемому.

По заданию №2:

1. Программа диагностического исследования.

2. Протоколы проведенных методик, представляющих собой ответы испытуемых.

3. Результаты проведенного исследования и их анализ. На основе анализа полученных данных должны быть сформулированы рекомендации по построению дальнейшей работы с данной группой людей или отдельными членами этой группы.

По заданию №3:

1. Конспект психологического мероприятия с оценкой группового руководителя.

По заданию 4:

1. Таблица первичных данных эмпирического исследования в рамках курсовой работы с первоначальным анализом полученных данных.

2. Студент сдает календарный план (см. Приложение 1) и рефлексивный отчет о прохождении практики, выполненный в свободной форме.

 

Критерии оценок за выполнение задания:

Задание №1:

«Отлично» – представлены все результаты исследований (3 и более методик), методики использованы грамотно. Результаты проинтерпретированы полно. Сформулирован и обоснован этиологический диагноз. Предложенные результаты по работе с клиентом основаны на его диагнозе и конкретны.

«Хорошо» – представлены все результаты исследований (3 методики). Методики использованы грамотно. Результаты проинтерпретированы довольно полно, но могут быть небольшие недочеты. Диагноз преимущественно эмпирический, причины тех или иных характеристик представлены неполно, необоснованно. Рекомендации носят общий характер.

«Удовлетворительно» – представлены все результаты исследований (2-3 методики). Есть погрешности в проведении методик и интерпретации полученных результатов. Диагноз фрагментарен – выявлены не все симптомы, не обоснованы причины их появления. Рекомендации не полностью соответствуют проблеме.

«Неудовлетворительно» – не представлены все необходимые документы. В случае их представления данная оценка может быть поставлена при выявлении грубых ошибок в процессе проведения методик, а также их интерпретации и анализа.

Задание №2:

«Отлично» – представлены все документы. Программа исследования содержит указание на цели и задачи, предлагается обоснованный комплекс методик (две и больше). Исследование проведено грамотно. Результаты исследования проанализированы полно и глубоко. Рекомендации конкретны, основаны на результатах тестирования.

«Хорошо» – представлены все документы. Программа исследования содержит указания на цели и задачи, предлагаются методики исследования, но, возможно, нет полного обоснования для их использования. Результаты исследования проанализированы довольно полно, но могут быть недочеты. Рекомендации носят скорее общий характер, чем конкретный.

«Удовлетворительно» – представлены все документы, но программа наблюдения поверхностна, цели и задачи сформулированы обобщенно, выбор методов недостаточно обоснован. Результаты проанализированы, но не хватает полноты и глубины анализа. Рекомендации носят общий характер.

«Неудовлетворительно» – не представлены все документы. В случае представления всех документов данная оценка может быть получена при формальном отношении к составлению программы, а также к анализу результатов тестирования.

Общая оценка за практику выставляется на основании оценок за каждое задание плюс календарный план с заполнением всех граф.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технология работы педагога по профилактике девиантного поведения подростков. | Тестовое задание. По дисциплине «Государственная регистрация и учет земель и недвижимости»




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.