Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третий этап - с середины ХIХ до 20-x годов ХХ в.






Этот этап знаменуется преодолением кризиса единой географии, оформлением хорологической (А. Геттнер) и генетической (В. В. Докучаев) концепций, созданием основ учения о географической оболочке и учения об экономическом районировании, разработкой начал ландшафтоведения. Для географов все более интересным становится изучение прошлого природы земной поверхности, так как задача объяснения строения и изменений, происходящих в географической оболочке может быть решена только путем сочетания пpocтранственного анализа с историческим. Этому способствовали традиции русской географии, начиная с М. В. Ломоносова, первым введшего в трактовку географических явлений идею развития, блестяще продолженные в работах В. В Докучаева (применительно к рельефу и почвам).

География Новогo времени закладывается прежде вceгo идеями К. Риттера, начиная с 30-40-х гг. XIX в., но завершается этап в нашей стране в 20-x - начале ЗО-х гг. ХХ в.

Земная поверхность начинает осознаваться географами как особая целостная пространственно-временная система, состоящая из eстественно-исторических зон. Разрабатываются представления о географической оболочке, как иерархии ландшафтных систем, объекте физической гeoгpaфии, призванной не только описывать природу земной поверхности, но и объяснять ее закономерности. Формируются геокомпонентная и aнтpoпоэкологическая парадигмы.

В это же время в университетах основываются кафедры гeoгpaфии, географические факультеты, а также создаются специализированные научно-исследовательские институты, расширяется сеть научных географических обществ.

Рассмотренная эпоха характеризовалась следующими особенностями:

- Идеи А. Гумбольдта и К. Риттера рассматриваются, с одной стороны, как завершающие классический период единой географии, с другой, как начинающие строительство современной географической науки. А. Гумбольдт и К. Риттер занимали очень высокое место в ученом сообществе, но имели существенные различия в мировоззренческих позициях на географию. Об этом писал И. В. Мушкетов: «Гумбольдт, кроме блестящих обобщений, внес в науку много новых фактов. Риттер только систематизировал прежде бывшее, осветив это известной идей… Гумбольдт признавал влияние природы на человека, но не старался на этом девизе построить самостоятельную, отдельную науку; он рассматривал землю не только как физическое тело, но и как мировое, он стремился расширить и постигнуть общие идеи о мироздании. Риттер же хотел на основном девизе (о влиянии природы на человека) создать совершенно новую, но невозможную науку», т. е. региональное страноведение. Поэтому усиливается расхождение взглядов ученых на географию. Одна часть ушла в «чистое» естествознание (унитарии), развивая идеи физической географии. Другая группа разрабатывала проблемы региональной географии (дуалисты), где природа, по словам В. А. Анучина, рассматривалась «как нечто фатально связанное с историей населяющих Землю народов, а специфика общественных отношений связывалась с определяющим влиянием природных условий».

- XIX век был «серебряным веком» в развитии и становлении географии как науки, хотя еще оставались обширные «белые пятна» практических познаний, особенно в полярных странах. Путешественники и исследователи, «стиравшие» эти пятна на географических картах, становились национальными героями (Ф. Нансен, Н. М. Пржевальский, Г. Н. Потанин, П. К. Козлов, Д. Кук, Д. Левингстон и др.).

- Попыткой географии определить свое место в системе наук в качестве одной из наук о Земле (наряду с геологией, геофизикой, биологией) с мощной установкой географического естествознания. В структуру земноводного шара кроме абиотических сфер включается еще «сфера жизни» А. Гумбольдта. Именно он впервые поставил вопрос о новом качестве Земли – комплексной оболочке, где объединяется абиотический и биотический субстрат материи. Это было связано с тем, что географические экспедиции способствовали развитию биоэкологических учений, которые во второй половине XIX века дополнили предмет изучения географии и определили отход от топографических описаний.

- В конце XIX века трудами Ф. Рихтгофена, Р. И. Аболина, Ф. Ратцеля, П. И. Броунова окончательно оформляется геосферная общеземлеведческая концепция. Впервые определяется общий объект физической географии, состоящей из четырех сфер: лито-, атмо-, гидро - и биосферы. У разных авторов он, к сожалению, назывался по-разному: у Рихтгофена – земная поверхность, у Петри – наружный покров, у Броунова – наружная оболочка, у Аболина – эпигенема. Параллельно развивалось региональное направление, получившее название ландшафтной концепции (А. Н. Краснов, Е. Н. Высоцкий, Г. Ф. Морозов, Л. С. Берг, З. Пассарге). Теоретическое обоснование эта концепция получила уже в 30-60-е годы ХХ века.

- Под влиянием моделирующей установки философии и физики существенным изменением в географии стало понимание пространства – от субъективного подхода (божественного или «пустого» физического пространства») к объектному пониманию, т. е. пространству телесных вещей. В этом случае ведущими понятиями становятся «территория» (пространство по Геттнеру), «местность» и «район» как часть территории. Как следствие, начинает доминировать идея множества частных пространственных объектов на поверхности Земли. К. Реттер утверждал, что география должна иметь дело с пространственными категориями, с описанием заполненных пространств, начиная от конкретных реалий природы и кончая сферой духа. Идея единства жилища и его обитателей возводило учение о пространстве в проблему взаимоотношения человека с природой. В качестве особой категории измененной человеком природы он выделял «культурную сферу». В дальнейшем развитие шло в рамках биологического детерминизма и пассибилизма. Первое направление (Ф. Ратцель, Э. Реклю) пыталось распространить идеи дарвинизма и биологические законы на человеческое общество. Ф. Ратцель в работе «Политическая география» государство уподоблял живому организму, которое борется за расширение своего пространства, чтобы уцелеть. Э. Реклю представлял земной шар как целое, как некий живой организм с функционированием разных элементов природы и общества, взаимодействием органической и неорганической природы с человеком. Второе направление – поссибилизм (лат. possibilis – возможный), в дальнейшем разработанное Видаль де ля Блашем, было связано с описанием механизмов приспособления хозяйства и быта человека с окружающей средой, т. е. пространственно-временных геоадаптационных процессов. Это были основы будущей концепции культурного ландшафта.

- По данным Э. Б. Алаева, в России при изучении региональных различий в середине XIX века уже употреблялись термины «пространства», «полосы» (А. К. Арсеньев), «пояса» (Н. П. Огарев), «естественные области» (П. П. Семенов). В 1979 г. А. Е. Ермолов, разработавший сеть сельскохозяйственных «районов» России, вводит в географическую литературу термин «район», который в последующем получил широкое распространение в нашей стране. В большинстве зарубежных стран он не употребляется и ему соответствует понятие регион.

- Становлением институциональных образований, укрепивших положение географии в мировой науке. Усиливается роль географических обществ в организации комплексных экспедиций. Идет становление кафедр географии в крупнейших университетах различных стран. Формируются профессиональные институты. Проводятся международные географические конгрессы.

- Университетским географическим образованием, определившим становление профессиональной деятельности и появления профессионалов-географов. Это предопределило оформление двух направлений в развитии теоретических положений географии: «университетского землеведения», формирующегося в ходе осмысления отраженного в литературе эмпирического материала и личного опыта географической профессуры (Э. Реклю, Видаль де ля Блаш, Ф. Ратцель, Д. Н. Анучин, А. Геттнер и др.), и «географического естествознания» складывающегося под влиянием совместных экспедиционных исследований (П. П. Семенов-Тян-Шанский, В. В. Докучаев, Г. Ф. Морозов, В Дэвис и др.).

- Одним из крупнейших обобщений века стало обоснование закона мировой зональности в брошюре В. В. Докучаева «К учению о законах природы» (1899), где он писал о теснейшей связи «между растительным, животном и минеральном царствами, с одной стороны, человеком, его бытом и даже духовным миром, с другой». Крупнейшие теоретические достижения связаны не только с законом зональности, но и с выходом Докучаева на общенаучное мировоззренческое обобщение: «в мире царствует, к счастью, не только один закон великого Дарвина – закон борьбы за существование, но и другой – противоположный – закон любви, сопомощи, особенно ярко проявляющийся в существовании наших зон».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.