Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй этап - с середины XVII до середины ХIХ в.






Кризис географии в XVIII-XIX веках возник не столько от недопонимания географической действительности, сложности ее структуры (соотношения части и целого, общего и единичного, места в ней биоты и человека), сколько уровнем развития и состояния методологии (суммы методов исследования), ее возможностью исследовать только простые географические объекты. Например, отдельные компоненты природы. Однако уже в XIX веке начинают формироваться основные положения теории физической географии и она перестает быть частью натурфилософии, выделившись в самостоятельную науку.

Становление капиталистического способа производства в Европе привело к изменению мировоззренческих критериев и стремлению к освобождению от религиозных догм и опеки церкви. Создаются философские учения, получившие название метафизического (механистического) материализма.

Мировоззрение базировалось на экспериментальном естествознании, основы которого заложили Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон и др. С осмыслением огромного фактического материала эпохи ВГО происходит смена принципов познания от мироощущения окружающей действительности к ее миропониманию. Вводится научный метод познания, отвечающий на вопрос как получить новое достоверное знание. Ф. Бэкон, используя положение философского позитивизма, обосновал индуктивный метод познания. В географии это послужило началом становления отраслевых наук, изучающих отдельные компоненты природы.

Р. Декарт заложил основы методологии как философской сущности процесса научного познания. Являясь родоначальником рационализма (разум – основа познания) он обосновал дедуктивный метод познания, отводя в нем большую роль математическим методам. Опытом такого дедуктивного анализа в географии можно считать работу Б. Варения «Всеобщая география», которая являлось прообразом общеземлеведческого направления в физической географии. Впервые определяется объект изучения географии (автор его называет предметом) – «земноводный шар», который рассматривается как целое (модель-образ), так и по частям (региональные образования поверхности Земли). Поэтому географию он делил на всеобщую, познаваемую через чувственный опыт, и частную – хорографию и топографию, использующих описательный метод. Вторым опытом дедуктивного анализа является представление И. Канта о пространстве как независимом от материи абсолютном вместилище вещей (ньютоновская интерпретация). Такое пространство он считал объектом изучения единой географии.

Важным событием этого времени было появление первых учебников по географии: И. Гюбнера «Земноводного круга краткое описание», С. Наковальнина «Политическая география», Г. Крафта «Краткое руководство к математической и натуральной географии», Х. Чеботарева «Географическое методическое описание Российской империи и др.

Для становления географической науки чрезвычайно важно то, что этот этап заканчивается формированием эволюционных представлений в естествознании. Осознается идея глобального единства при роды земной поверхности. география начинает преподаваться в школах и университетах. Однако усиление ее дифференциации приводит к углублению кризиса единой географии, поставившего под вопрос существование ее как науки. Вместе с тем активно развиваются дисциплины, изучающие отдельные компоненты природы. Начиная с XVIII в., интенсивно развиваются экспериментальные науки и техника, формируются новые отрасли естествознания, обогащающие географию, стимулирующие географические исследования. Рост производительных сил и расширение промышленного производства способствуют активному географическому изучению природных условий и ресурсов. В географии прочно внедряется исторический подход.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.