Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль СМИ в реализации информационных процессов.






Основным источником правовой информации для специалистов и широкого круга граждан в настоящее время являются средства массовой информации. Это и традиционные печатные издания (газеты и журналы), и электронные средства массовой информации (компьютерные правовые системы, радио, телевидение).
Безусловно, в последнее время все более массовый характер приобретает использование различных компьютерных баз правовой информации.
Компьютерные технологии имеют целый ряд уникальных достоинств и возможностей. В первую очередь это:
возможность компактно хранить большие объемы информации,
возможность быстрого поиска нужных документов или даже их фрагментов в огромных массивах данных,
возможность с высокой скоростью передавать информацию по телекоммуникациям на любые расстояния.

 

7) Понятие информационной системы. Автоматизированные информационные системы и их классификация.

Информатика, анализируя понятие информационной системы, выделяет следующие составные части: информация, информационные технологии, реализующие информационные процессы, и субъекты информационных процессов. Основное назначение информационной системы — реализовать информационные процессы в той области деятельности, где данная информационная система функционирует. В ст. 2 Закона об информации N 149-ФЗ информационная система определяется как «совокупность содержащейся в базе данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств». Автоматизированная информационная система (АИС) — система для организации информационных процессов сбора, хранения, обработки и передачи информации, использующая компьютерную информационную технологию.
В основе современных автоматизированных информационных систем лежит совокупность структурированных данных (базы данных или базы знаний) и информационных технологий, реализующих информационные процессы. Базой данных в строгом смысле слова называют совокупность взаимосвязанных структурированных данных.
В качестве признаков классификации используются: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.
По территориальному признаку АИС классифицируются на геоинформационные, международные, общегосударственные, областные, республиканские, окружные, городские, районные и т.д.

 

По сфере применения различают АИС в экономике, в промышленности, в торговле, на транспорте, в правовой сфере, в медицине, в учебных заведениях и т.п.
В рамках одной сферы АИС можно классифицировать по видам деятельности. Так, например, все правовые информационные системы можно условно разбить на АИС, используемые в правотворчестве, правоприменительной практике, правоохранительной деятельности, правовом образовании и воспитании.
Можно классифицировать правовые информационные системы с точки зрения правового образования, в рамках которого они сложились и задачи которого решают в процессе своего функционирования, — автоматизированные системы органов прокуратуры, юстиции, судов и др.
Один из основных подходов к классификации АИС в правовой сфере связан с видами обрабатываемой социально-правовой информации.
Автоматизированные информационные системы принято также подразделять на полнотекстовые и фактографические.
В полнотекстовых АИС собираются и систематизируются тексты документов или их библиографическое описание.
Фактографическая информация — это описание выбранных характеристик, свойств объектов, информация о которых собирается, систематизируется и обрабатывается в данной информаци-онной системе.
Существуют классификации АИС по виду используемых технических (на каком классе вычислительных машин функционируют), программных (под управлением какой операционной системы работают, с помощью каких программных средств созданы), лингвистических средств, а также логико-математических методов, лежащих в основе процесса обработки информации.
Опыт практического применения АИС показал, что наиболее точной, соответствующей самому назначению АИС следует считать классификацию по степени сложности технической, вычис-лительной, аналитической и логической обработки используемой информации.

 

8) Справочные правовые системы: основные направления их использования в юридической деятельности.

Под справочной правовой системой(СПС) будем понимать автомати­зированную систему, предназначенную для сбора, систематизации, хранения и поиска правовой информации по запросам пользователей. Принципиальную особенность справочных систем составляет понятие «информационный поиск». Информационный поиск — это процесс отыска­ния в некотором множестве тех сведений, которые посвящены указанной в запросе теме (предмету). Сегодня можно выделить следующие основные сферы применения этих систем: — правотворчество, систематизация и исследование проблем зако­нодательства; — правоприменительная практика; — правовое образование. В правотворческой деятельности справочные правовые системы играют роль незаменимого помощника для учета ранее разрабатывавшихся норма­тивных актов на этапе разработки новых нормативных актов. Обеспечение увязки всех вновь создаваемых нормативных актов с уже действующими, исключение возможности повторений одних и тех же норм в различных пра­вовых актах, признание определенных нормативных актов утратившими силу — работа очень трудоемкая. Ручной отбор необходимых правовых до­кументов может не только занять достаточно длительное время, но и привес­ти к тому, что многие нормативные акты останутся вне поля зрения специа­листов. Машинный поиск существенно повышает оперативность подготовки новых нормативных актов и перечней нормативных актов, утративших силу. «Система» — эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации; «Эталон» — база данных по законодательству (разработана НЦПИ при Министерстве юстиции РФ; «КонсультантПлюс» — справочная правовая система (создана специалистами АО «КонсультантПлюс»; «Гарант» — справочная правовая система (разработана научно–производственным объединением «Гарант–Сервис» (МГУ); «Кодекс» — информационно-справочная правовая система (создана в «Центре компьютерных разработок» (Санкт–Петербург); АРМ «Юрист» — разработка агентства «Intralex». Велико значение справочных правовых систем при проведении основных видов систематизации правового материала: инкорпорации, кодификации и консолидации. Наличие специальных хронологических, предметных клас­сификаторов и классификаторов правотворческих органов существенно уп­рощают проведение хронологической или предметной инкорпорации. Об­легчается работа по внесению официальных изменений в текст нормативно-правовых актов и подготовки новых редакций документов. Кодификация законодательства может быть организована на оптимальном уровне с исользованием развитого инструмента гипертекстовых ссылок между доку­ментами информационного массива. Наибольшее применение справочные правовые системы находят в пра­воприменительной деятельности. Систематизация законодательства всегда необходима в правоприменительной деятельности, так как логически после­довательное, внутренне согласованное изложение правовой информации обеспечивает более полный и быстрый поиск нужной правовой информации. Систематизированное законодательство позволит достигнуть высокого уровня правовой культуры населения и профессионально-юридической культуры работников правоприменительной области'. Значительно выросло число специалистов, в процессе работы сталки­вающихся с необходимостью работы с правовой информацией. Получение необходимых нормативных правовых документов из средств массовой ин­формации требует больших временных затрат. Эта задача становится еще более сложной, если речь идет о различных ведомственных нормативных актах, которые далеко не всегда издаются в периодической печати. С ис­пользованием справочных правовых систем задача быстрого подбора необ­ходимых документов существенно упрощаетсяНаконец, неоспорима роль справочных правовых систем в процессе юри­дического образования. Этот факт нашел свое отражение в учебных про­граммах многих ведущих юридических вузов по дисциплине «Правовая ин­форматика», в которых присутствуют разделы по изучению возможностей современных справочных правовых систем. Особенности СПС, Неофициальный характер правовой информации. Следует заметить, что информация, полученная в результате работы автоматизированной сис­темы, хранящей и обрабатывающей официальную правовую информацию, не будет являться официальной. Возможность реализации поиска в системе законодательства. При реализации автоматизированного поиска нормативной правовой информа­ции и структурирования информационного массива необходимо принимать во внимание все основные подструктуры системы российского законода­тельства: иерархическую (вертикальную), отраслевую (горизонтальную) и федеративную. Для отражения горизонтальной структуры законодательства в автомати­зированных системах правовой информации служат тематические классифи­каторы двух видов — тематический классификатор документов и классифи­катор ключевых понятий, встречающихся в текстах документов информаци­онного массива. Отражение иерархической (вертикальной) структуры законодательства практически во всех существующих справочных правовых системах основа­но на двух взаимодополняющих классификаторах типа «Орган, принявший нормативный акт» и «Вид нормативного акта». Первый, как правило, содер­жит список правотворческих органов в алфавитном порядке, второй — спи­сок всех форм нормативных актов (конституция, федеральный закон, указ, постановление и т.д.). Для решения задачи разделения федерального законодательства и зако­нодательного массива субъекта Федерации или местного самоуправления в большинстве современных справочных правовых систем предусмотрены специальные процедуры (выбор соответствующего раздела информационно­го массива, задание специального фильтра по территории действия и т.п.).

 

9) Экспертные системы: основные направления их использования юридической деятельности.

Сравнительно новым и перспективным направлением использования компьютерных технологий являются экспертные системы (ЭС), относящиеся к системам искусственного интел-лекта.
Эти системы способны накапливать, обрабатывать знания из некоторой предметной области, на их основе выводить новые знания и решать на основе этих знаний практические задачи, объ-ясняя ход решения. С помощью экспертных систем решаются задачи неформализованные, слабо структурируемые, алгоритмы решения которых не существуют в силу неполноты, неопреде-ленности, неточности, расплывчатости рассматриваемых ситуаций и знаний о них.
С точки зрения систематизации законодательства в экспертных системах должна быть реализована система сведений и данных, содержащихся в нормах права, в отличие от систематизации нормативных правовых актов в информационно-поисковых системах.
Вопрос о возможности применения экспертных систем в правотворческой и правоприменительной деятельности неоднозначно решается разными авторами. Начиная с 60-х гг. XX в. в юридической научной литературе ведется широкая дискуссия на эту тему. Одни авторы сначала ограничили роль автоматизированных систем правовой информации только задачами сбора, хранения и поиска нужной правовой информации, другие пытались доказать возможность моделирования с помощью ЭВМ процесса принятия волевого решения. С тех пор дискуссия продолжает развиваться. И хотя в настоящее время трудно не согласиться с утверждением противников искусственного интеллекта о невозможности полностью формализовать мыслительные процессы, нельзя согласиться и с определением роли информационных систем правовой информации только как удобного хранилища огромного информационного правового массива.
Таким образом, экспертные системы в области права — это автоматизированные информационные системы, в которых на основе специально систематизированной правовой информации решаются конкретные задачи юридической практики. Данные системы при решении определенного класса задач могут заменить собой эксперта-юриста.
В перспективе экспертные системы могут эффективно использоваться и в практике систематизации законодательства для решения следующих проблем:
выявления и устранения путем экспертного толкования противоречивых правовых предписаний в актах различной юридической силы;
выявления и восполнения правовых пробелов с помощью аналогии права, аналогии закона;
доктринального (неофициального) толкования нечетко сформулированных в правовых актах правил, понятий, принципов.

10) Ситуационные центры: их роль в организации процесса управления.

Ситуационные центры в последние годы находят все большее применение в сфере принятия обоснованных решений для сложных аналитических задач. Они эффективно используются для управления ресурсами компаний и регионов, ускорения подготовки управленческих решений и в других областях.
Обычно российскими разработчиками ситуационная комната рассматривается как интеллектуальная вершина, в которую поступает множество сообщений по каналам связи, а группа людей, сидящая в комнате, — как некий супермозг, который всю эту информацию впитывает и перерабатывает.
Чтобы справиться с задачей, участникам совещаний необходимо не столько впитывать в себя новую внешнюю информацию, сколько с помощью коллег извлекать из собственного неосознанного запаса новые знания, рефлектировать ситуацию. Это требует от разработчиков ситуационных комнат акцентирования внимания не столько на технических компонентах ситуационных комнат (компьютеры, экраны), сколько на методологических.
Создание ситуационных центров (СЦ) является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитыва-ется несколько сотен ситуационных центров, и количество их продолжает увеличиваться. Достаточно активно сегодня ситуационные центры начинают внедряться и в образовании.
В целом можно выделить два типа СЦ: стационарные центры привязаны к конкретным помещениям, где проходят совещания, мобильные центры разворачиваются на месте событий, в кон-кретном регионе. При локальном обсуждении можно использовать теле- и аудиоконференц-связь с интеллектуальными центра-ми и местными региональными структурами.
Режимов работы ситуационного центра три. Первый — режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности в том или ином регионе, отрасли, среди определенных групп населения. Второй — плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с «подтягиванием» информации, с разработкой системы моделирования. Третий — режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации.

 

11) Информационное общество. Хартия Глобального информационного общества.

" Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации"
(утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212)

Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р
(ред. от 05.05.2012)
" О государственной программе Российской Федерации " Информационное общество (2011 - 2020 годы)"

 

Указ Президента РФ от 28.06.1993 N 966
(ред. от 22.03.2005)
" О Концепции правовой информатизации России"

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий стимулировало развитие общества, построенного на использовании информации и знаний и получившего название информационного общества. Мы привыкли к мысли, что в XXI в. будем жить в информационном обществе, в котором большинство работающих будет занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, то общество стало информационным. Основные особенности и характеристики информационного общества: •решена проблема информационного кризиса, в том числе информационного кризиса науки, т.е. разрешено противоречие между «информационной лавиной» и «информационным голодом»; • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами; • главной формой развития является информационная экономика; • в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; • информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека; • обеспечено информационное единство всей человеческой цивилизации. иОпасные тенденции информатизации: • возрастающее влияние на общество средств массовой информации; • возрастающие возможности проникновения в частную жизнь граждан или организаций посредством использования информационных технологий; • усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации; • увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины; • усиление проблемы адаптации части людей к среде ин-формационного общества. 22 июля 2000 г. на о. Окинава Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция приняли Хартию Глобального Информационного Общества. В этой Хартии устанавли-ваются основные принципы вхождения государств в такое общество и провозглашаются основные положения, которые страны «восьмерки» будут согласованно применять, а также могут при-менять все остальные страны мира. Хартия является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность стран и правительств на пути активного формирования глобального информационного общества.

 

12)Основные направления государственной политики в информационной сфере. Основные положения Федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002–2010 г.). Государственная программа «Информационное общество». 2011-2020

Формирование четкой сбалансированной информационной государственной политики в данной области имеет своей целью формирование российского информационного пространства, развитие системы массовой информации, организацию международного информационного обмена и интеграции информационного пространства России в мировое информационное пространство. При этом настоятельно требуют своего решения проблемы предотвращения вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и деформации структуры международного информационного обмена, обеспечения необходимой государственной поддержки деятельности российских информационных агентств по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок, обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну. В связи с интенсивным внедрением зарубежных информационных технологий в сферы деятельности личности, общества и государства, а также с широким применением открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграцией отечественных информационных систем и международных информационных систем возросли угрозы применения «информационного оружия» против информационной инфраструктуры России. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации с учетом сложившегося положения дел определяет как безотлагательные для решения следующие задачи:
разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России;
разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;
разработка основных направлений государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также мероприятий и механизмов, связанных с реализацией этой политики;
развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам;
разработка, принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, обеспечение информационной безопасности Российской Федерации;
гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения;
разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств;
совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая механизмы реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, формы и способы реализации правовых норм, касающихся взаимодействия государства со средствами массовой информации;
установление ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан за соблюдение требований информационной безопасности;
координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения «информационного оружия»; обеспечение технологической независимости Российской Федерации в важнейших областях информатизации, телекоммуникации и связи.
разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, прежде всего, используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;
создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;
расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи;
развитие инфраструктуры единого информационного пространства России; обеспечение условий для активного участия России в процессах создания и использования глобальных ин-формационных сетей и систем;
комплексное противодействие угрозам информационной войны, пресечение компьютерной преступности;
повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан;
создание единой системы подготовки кадров в области ин-формационной безопасности и информационных технологий. Программа«Электронная Россия» рассчитана на 9 лет, в течение которых предстоит предпринять меры, направленные на информатизацию России. Программа предполагает реформу нормативного регулирования рынка ИТ, внедрение новых технологий в государственных органах и частном секторе, создание образовательных программ, призванных повысить уровень компьютерной грамотности россиян, и построение масштабной инфраструктуры коммуникаций. В результате реализации программы будут подключены к Интернету все российские вузы и больше половины школ, созданы электронные библиотеки, внедрены системы телемедицины и т.д. Рассмотрим основные цели программы. К экономическим целям можно отнести построение экономики, ориентированной на потребление и экспорт информационных продуктов и услуг.
Важная политическая задача программы состоит в создании оптимальных условий для развития гражданского общества. Идея такова: в стране с высокой степенью информационной открытости гораздо меньше возможностей для злоупотреблений по отношению к гражданам со стороны представителей власти. Программа «Электронная Россия» призвана создать условия, при которых по степени проникновения информационных и коммуникативных технологий Россия сможет максимально быстро выйти на один уровень с развитыми странами. Выполнение заложенных в программе мер позволит не только повысить эффективность государственного управления, конкурентоспособ-ность экономики и степень развития общества, но также поможет сделать Россию одной из ведущих информационных держав мира.Электронное государство. В рамках «Электронной России» будет проведена полная ревизия, а затем — изменение нормативно-правовой базы, регулирующей сферу информационных техно-логий. Приоритеты: эффективная защита авторских прав, принятие законов об электронной коммерции и электронном документообороте, регламентация доступа к общегосударственным информационным ресурсам. Концепция «электронного правительства» предполагает кардинально изменить принцип взаимоотношений государства с гражданами и бизнесом.Электронная экономика. Преимущества, которые «Электронная Россия» предоставляет частным компаниям, не ограничиваются совершенствованием нормативной базы в сфере ИТ. Про-грамма предполагает также государственную поддержку экспорта информационных технологий. Электронное общество. Рядовые граждане также не обойдены вниманием «Эл. России». В рамках программы для них предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить этими технологиями пользоваться.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.