Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гос и общ-я экологическая экспертиза.






Гос. эколог. экспертиза представляет собой комплекс действий гос. органов и спец. экспертных комиссий по рассмотрению и оценке проектов планов, предплановой, проектно-сметной. нормативно-технической и иной документации, а также новой техники, технологий, материалов и в-в с позиций их соответствия эколог-им нормам, правилам и нормативам, соблюдение кот-х в соотв. с з-вом необходимо на той или иной стадии хоз. д-ти. Принципы гос. экспертизы: профилактическая направленность, независимость, научная обоснованность, оперативность, приоритет эколог. требований при вынесении экспертных оценок; приоритета охраны жизни и здоровья человека; законности, научной обоснованности и гласности; комплексной оценки социальных, природоохранных, экономических и других аспектов планируемой хозяйственной и иной деятельности. Субъектами гос экологической экспертизы являются заказчики (инициаторы планируемой хозяйственной и иной деятельности) и эксперты (экспертные комиссии). Заказчиками выступают лица осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории РБ. Экспертами выступают должностные лица Министерства природных ресурсов и ООС РБ и его территориальных органов. Для проведения гос эколог экспертизы наиболее сложных проектных решений планируемой хоз и иной деятельности могут создаваться экспертные комиссии с привлечением высококвалифицированных специалистов. Объектами гос экологической экспертизы являются: концепции, программы и схемы отраслевого и территориального социально-экономического развития; схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов; градостроительная документация. Порядок проведения экспертизы предусматривает три этапа. 1-ый этап - представление на экспертизу соответствующей документации или объектов. Основаниями представления могут быть: а) прямое указание об обязательности экспертизы в законе, например, при отсутствии утвержденных эколог. правил, норм и нормативов для данного вида документации или необходимости отступления от них; б) решение компетентного органа о проведении экспертизы; в) требования общественности или населения и др. 2-ой этап - исследование экспертными комиссиями (экспертами) пред-ставленной документации или объекта, их соответствия установленным эколог. и другим спец. нормам, правилам и нормативам. На 3-ем этапе дается оценка документации или объектов с этих позиций, выносятся заключения экспертов, групп экспертов и на этой основе - соответствующее Сводное заключение, кот. содержит оценку уровня эколог. опасности планируемой хоз. или иной д-ти и выводы о целесообразности (нецелесообразности) ее реализации. Срок проведения гос экологической экспертизы не должен превышать двух месяцев со дня представления всех необходимых документов. В исключительных случаях может быть продлен, но не более чем на один месяц. Положительное заключение гос экологической экспертизы действительно в течение пяти лет. Споры разрешаются Министерством природных ресурсов и ООС, а также судами.


 

21.Эконом. механизм прир/пол-ия и охраны ОС.

В условиях формирования рыночной экономики при осуществлении функций гос экологического управления наряду с использованием административных методов все большее значение приобретают экономические средства обеспечения рационального прир/пол-ия и охраны окружающей природной среды. Представляется, что экономическим механизмом явл. закрепленная в з-ве сис-ма мер имущественного хар-ра, направленных на создание благоприятных условий пр.польз-я и ООС. В наиболее общем виде эконом. механизм пр.польз-я и ООС включает элементы: разработку гос. прогнозов и программ социально-экономического развития РБ в части рационального использ-я пр. ресурсов и ООС; финансирование программ и мероприятий по рациональному использ. пр. ресурсов и ООС; создание фондов охр. природы; -установление платежей за пр.польз-е; проведение эконом. оценки пр. объектов; проведение эконом. оценки воздействия хоз. и иной д-ти на окр. среду; установление мер эконом. стимулирования в обл. пр.польз-я и ООС; экологическое страхование; занятие эколог-им предпринимательством; пожертвования, гуманитарная (благотворительная) помощь. Помимо перечисленных элементов в указанный механизм законодателем включается воз-мещение вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окр. среду, с чем нельзя согласиться, т.к. оно выходит за рамки создания благоприятных условий рассматриваемых видов д-ти, из-за того, что явл. видом юр. отв-ти, а не экономико-правовой мерой обеспечения. Основными плановыми актами по финансированию д-ти в обл. пр.польз-я и ООС явл. ежегодные законы о бюджете РБ, кот-ми предусм-ся объем финансирования пр. охранных мероприятий, поступления доходов от использ-я пр. ресурсов, размер отчислений в бюджет. фонд природы и направление его расходования, перечень местных налогов и сборов, взимаемых за пр.польз-е. Бюджетные фонды ООС формир-ся на республ., областном, районном и городском уровнях. Доходную часть их составл. штрафы, уплачиваемые нарушителями эколог. з-ва по адм., эконом. и уг. делам.


 

22.Организационно-правовое обеспечение прир/пол-ия и ООС.

организационным обеспечением прир/пол-ия и ООС является система мер неимущественного характера, направленная на создание благоприятных условий для осуществления этих видов деятельности. В основных чертах организационное обеспечение прир/пол-ия и ООС включает: нормативно-техническое и метрологическое обеспечение прир/пол-ия и ООС (введение стандартов, нормативов и правил); установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и микроорганизмов, вредных физических воздействий и уровня радиационной безопасности окружающей среды; экологическая сертификация и санитарно-гигиеническая регламентация товаров работ и услуг, представляющих опасность для окружающей среды; лицензирование деятельности в области прир/пол-ия и ООС; информационное обеспечение использования природных ресурсов и ООС; экологический аудит - производится путем проведения независимой проверки хозяйственной и иной деятельности для обеспечения ее экологической безопасности, определения минимизации риска вредного воздействия этой деятельности на окружающую среду; экологические просвещение, воспитание и образование; научное обеспечение прир/пол-ия и ООС.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.