Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество Д. Стейнбека. Развитие традиций социального романа в литературе XX века.






Литература США периода 1910–1945 годов представлена различными направлениями. В ней сильна романтическая традиция, столь характерная для американского литературного процесса ХIХ века, развивается литература критического реализма, возникают модернистские течения.

В 20–30-е гг. США – в числе ведущих стран Запада. 20-е годы начались как десятилетие экономического процветания. Писатель Скотт Фицджеральд назвал это время «веком джаза». Это определение прочно вошло в обиход литературоведов и писателей.В октябре 1929 года произошёл крах нью-йоркской биржи, страну потряс сильнейший экономический кризис, что привело к массовой безработице. Начался период «великой депрессии». 30-е годы с присущей им остротой социально-политического протеста получили название «красных тридцатых». Народное недовольство и подъём рабочего движения содействовали развитию пролетарской литературы и проявились в сочувствии идеям социализма. Это сказалось в творчестве Синклера Льюиса, Шервуда Андерсона, Юджина О′ Нила, Карла Сэндберга. В 1935 году была опубликована антология «Пролетарская литература в Соединённых Штатах». Авторами её были 63 писателя. Среди них – Джон Дос Пассос, Эрскин Колдуэлл, Клиффорд Одетс, литературный критик Малькольм Каули. Существенно изменилась столь характерная для литературы США тема «американской мечты», отчётливо прозвучавшая в литературе ХIХ века и получившая дальнейшее развитие в литературе ХХ века. Теперь оптимистическая вера в процветание Америки и счастье, даруемое богатством, подверглась сомнению. Тема «американской мечты» трансформировалась в тему «американской трагедии». «Американская трагедия» – так назван самый известный роман Теодора Драйзера. «Трагической Америкой» назвал Драйзер вышедшую в 30-е годы книгу своих статей. Мрачная атмосфера переживающей экономический кризис Америки передана в произведениях Джона Стейнбека (1902–1968) 30-ых годов – в рассказах, в повести «О мышах и людях» (1937), в романе «Гроздья гнева» (1939). В этом произведении рассказано о рабочей семье Джоудов, пересекающей Америку в поисках заработка. Роман основан на фактах, собранных писателем при знакомстве с жизнью сезонных рабочих.

Жизненная достоверность книги вызвала противоречивую реакцию: в некоторых штатах её подвергли запрету и даже сожжению. В 1940 году Стейнбек был удостоен за роман «Гроздья гнева» Пулитцеровской премии.

СТЕЙНБЕК Джон Эрнст (1902-1968), американский писатель. Родился 27 февраля 1902 в Салинасе (шт. Калифорния). В течение пяти лет с перерывами посещал Станфордский университет. Сменил ряд занятий, пытался публиковать рассказы, писал свой первый роман Золотая чаша (Cup of Gold, 1929) о корсаре 17 в. Генри Моргане. В 1930 поселился близ Монтерея в Калифорнии и полностью посвятил себя литературному труду. Там были написаны Райские пастбища (The Pastures of Heaven, 1932) - собрание историй об обитателях небольшой долины; Неведомому Богу (To a God Unknown, 1933) - насыщенный символизмом роман о мистической связи человека со вселенной, и Квартал Тортилья-Флэт (Tortilla Flat, 1935) - роман об особом мирке монтерейских гуляк-бессребренников, отвергающих вульгарный практицизм современного общества. Большинство рассказов из сборника Долгая долина (The Long Valley, 1938) написаны в тот же период. Литературную репутацию Стейнбеку создали три следующие книги: роман Битва с неясным исходом (Dubions Battle, 1936), о жестокой схватке сельскохозяйственных рабочих-мигрантов с организованными калифорнийскими фермерами, до сих пор остающийся лучшим американским романом о забастовке; О мышах и людях (Of Mice and Men, 1937) - лаконичная обманчиво простая повесть о трагической дружбе двух сезонников; и Гроздья гнева (The Grapes of Wrath, 1939), наиболее известный и значительный роман Стейнбека, повествующий о массовом переселении в Калифорнию оклахомских фермеров. Во время Второй мировой войны, работая в государственных информационных органах, Стейнбек написал повесть о сопротивлении в оккупированной стране - Луна зашла (The Moon Is Down, 1942). Его военные корреспонденции составили книгу Когда-то была война (Once There Was a War, 1958). Вскоре после возвращения из Европы Стейнбек опубликовал Консервный ряд (Cannery Row, 1945), Жемчужину (The Pearl, 1947) по мотивам мексиканской притчи и Заблудившийся автобус (The Wayward Bus, 1947) - сатиру на современного делового человека. Этот роман, так же, как Консервный ряд, содержит едкую критику алчности и близорукой материалистической морали, лежащей в основе современной цивилизации. После Заблудившегося автобуса творчество Стейнбека приняло новую направленность, утверждая веру в изначальную доброту человека и возможность его торжества над пороком и общественным злом. Тема книги Светло горящий (Burning Bright, 1950) - братство всех людей; длинный, отчасти автобиографический роман К востоку от Эдема (East of Eden, 1952) утверждает способность человека выбирать между добром и злом. В романе Благостный четверг (Sweet Thursday, 1954) Стейнбек вновь обращается к миру Квартала Тортилья-Флэт и Консервного ряда. Короткое правление Пипина Четвертого (The Short Reign of Pippin IV, 1957) - сатира на французскую политику того времени. Зима тревоги нашей (The Winter of Our Discontent, 1961), роман о нравах зажиточного американского пригорода, явился непосредственным поводом для присуждения Стейнбеку Нобелевской премии по литературе (1962). В книге Путешествие с Чарли (Travels with Charley, 1962) Стейнбек рассказал о поездке со своим пуделем Чарли в фургоне через всю Америку. В документальной, иллюстрированной фотографиями книге Америка и американцы (America and Americans, 1966) Стейнбек продолжает размышлять о своей стране. Деяния короля Артура и его благородных рыцарей (The Acts of King Arthur and His Noble Knights) - переложение романа Т.Мэлори Смерть Артура (1485) - были опубликованы посмертно в 1976. Умер Стейнбек в Нью-Йорке 20 декабря 1968


 

 

26. Основные тенденции развития литературы после второй мировой войны. Творчество Хемингуэя. «Старик и море». Вторая Мировая Война и до и после – постреволюционный период. Установление коммунистического режима в восточной европе, победа нац-освобод. Движения – распад колониальных империй. 50 годы – социальная идеологическая позиция, спад романтического ореола восприятия вождей.

В целом, демократия опускает культуру до уровня массовой.Субкультура содействует подавлению культуры, индивидуальногоЭлитарная литература постмодернизма, равнодушие к читателюМассовая и элитарная литература – два полюса литературы.Литература – средство достижения цели, товар. Крайняя степень политизации литературы. Неоавангард – связан с новой молодежью, май 1968 – студенческие волнения в Париже.Волна терроризма. Деятельность «красных бригад», критика западной цивилизации и искусства.

Уподобление литературы революционной практике. Разрушений языка – разрушение основного капитализма, опирались на традиции дадаизма.Вытеснение слова языком СМИ и компьютеров.

Контркультура – агрессивная антикультура.Отношение к «П. с.» в литературе после 2-й мировой войны 1939-45 неоднозначно. В разной степени усвоенная представителями французского «нового романа» (М. Бютор, Н. Саррот), английского романа «малой темы» (Э. Пауэлл, П. Х. Джонсон) и в опытах социально-психологического романа У. Йонсона и А. Андерша (ФРГ), эта школа, как вообще модернизм 10 - 20-х гг., встречает творческое опровержение в произведениях писателей-реалистов Ч. П. Сноу, Э. Уилсона, Ф. Мориака, В. Кёплена и др.

После 2-й мировой войны 1939-45 на Западе происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда, «новый роман», «конкретная поэзия», поэзия итальянской «Группы 1963», алеаторика и др.). Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения находятся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят не буржуазным эстетическим концепциям, а лучшим демократическим и реалистическим традициям культуры, теории и практике искусства социалистического реализма. А. приобретает всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный характер, антисоциалистическую направленность, пронизанную духом реакционной идеологии империализма, и углубляется, как правило, в формальное экспериментирование.Хемингуэй (Hemingway) Эрнест Миллер (21.7.1899, Ок-Парк, близ Чикаго, - 2.7.1961, Кетчем, штат Айдахо), американский писатель. Окончил школу (1917), работал репортёром в Канзас-Сити. Участник 1-й мировой войны 1914 - 18. Журналистская практика сыграла важную роль в становлении писателя. Война, судьбы «потерянного поколения», поиски истинных ценностей жизни определили основное содержание творчества Хемингуэя в 20-еВ 1-й половине 30-х гг. Хемингуэй переживает глубокий творческий кризис, пытается заново осмыслить пройденный путь и определить эстетические принципы своего творчества (авторские отступления в книгах «Смерть после полудня», 1932; «Зелёные холмы Африки», 1935; сборника рассказов «Победитель не получает ничего», 1933). Преодоление кризиса намечается в романе «Иметь и не иметь» (1937), где даны острогротескные зарисовки верхушки буржуазного общества США. В романе показана также обречённость борьбы в одиночку за свои права.В испанской революции военный корреспондент Хемингуэй увидел новую для него революционно-освободительную войну и показал её героику, романтику и трагедию в репортажах, очерках и художественных произведениях, из которых крупнейшее - роман «По ком звонит колокол» (1940). Обращение к опыту гражданской войны сообщило хемингуэевскому роману более глубокую связь с историей и народом. После 2-й мировой войны 1939 - 45 в творчестве Хемингуэя наступает заметный спад. Он возвращается к уже исчерпанным темам, оказывается не в состоянии освоить новый жизненный материал (роман «За рекой, в тени деревьев», 1950; незавершенный роман «Острова в океане», опубликован 1970, рус. пер. 1971). Свою веру в человека писатель утвердил в повести-притче «Старик и море» (1952), ставшей своего рода итогом творчества Хемингуэя и поводом для присуждения ему Пулицеровской (1953) и Нобелевской (1954) премий.На уровне художественной идеи «Старик и море» тесно связан со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету. Библейские реминисценции прослеживаются в повести и в образах главных героев (мальчик носит имя Манолин – уменьшительно-ласкательное сокращение от Эммануила, одного из имён Иисуса Христа; старика зовут Сантьяго – точно так же, как и святого Иакова, и ветхозаветного Иакова, бросившего вызов самому Богу), и в рассуждениях старика о жизни, человеке, грехах, и в чтении им основных христианских молитв – «Отче наш» и «Богородицы».Художественная проблематика повести заключается в показе внутренней силы человека и его умении не только осознавать красоту и величие окружающего мира, но и своего места в нём. Огромный океан, в который уходит старик, - это символический образ как нашего вещного пространства, так и духовной жизни человека. Огромная рыба, с которой сражается рыбак, носит двоякий символический характер: с одной стороны – это собирательный образ всех рыб, пойманных когда-то Сантьяго, образ предназначенного ему Богом дела, с другой – это образ самого Создателя, обитающего в каждом своём творении, умершего ради людей, воскресшего и живущего в душах верующих.В отличие от многих классических литературных произведений в «Старике и море» отсутствует критика чего бы то ни было. Хемингуэй не считает себя вправе судить окружающих. Главная цель писателя – показать, как устроен наш мир, в котором рыбак рождается рыбаком, а рыба – рыбой. Они не враги друг другу, они – друзья, но смысл жизни рыбака в убийстве рыбы, и по другому, увы, нельзя.

 

 

Афро-американская литература в XX веке. Творчество Тони Моррисон.

Ей присущи особенно широкая опора на афроамериканский и собственно африканский повествовательный и обрядовый фольклор и неподражаемая свобода самовыражения, свойственная разве что эпохе Гарлемского ренессанса. Вместе с тем от прозы 20-х ее отличает эпический строй и стремление как можно полнее воссоздать социальную, а главным образом духовную историю черного народа. Так, в " Песни Соломона" (1978) Тони Моррисон показано становление социального сознания афроамериканцев в 1930-е и расовые волнения 1960-х, а в ее романе " Джаз" (1992) воссоздана атмосфера Гарлемского ренессанса. Роман Элис Уокер " Цвет багряный" (1982) охватывает время с рубежа XIX—XX веков до второй половины XX столетия.Духовная же история народа воссоздается через фольклор — исконный язык народной души. Не случайно Т. Моррисон строит сюжет " Песни Соломона" вокруг афроамериканской легенды о летающем человеке, в " Смоляном чучелке" (1981) использует сказку о Братце Кролике, а в " Любимице" (1987) — истории о призраках, некогда очень распространенные в среде чернокожих рабов. При этом повествовательным стержнем книг часто является семейное предание (" Песнь Соломона" Т. Моррисон), а основное действие замыкается пределами фермы (" Цвет багряный" Э. Уокер), деревни, общины, реже — города (" Джаз" Т. Моррисон). Однако эта частная хроника сосредотачивает в себе важнейшие проблемы жизни афроамериканцев, а в обобщенном плане — человеческого бытия в целом.Наиболее существенная особенность афроамериканской литературы на ее современном этапе — ее новое мироощущение. Расовый и социальный (реже — экзистенциальный) конфликт, почти всегда питавший черную традицию, теперь вытеснился спокойным и самодостаточным ощущением причастности к историческому порядку вещей.Чернокожие писатели пришли в американскую литературу еще в конце XVIII века, но вплоть до недавнего времени «черная» литература оставалась маргинальной или экзотичной. Ситуация стала меняться в 60-е с началом борьбы за гражданские права, но в полной мере афроамериканская литература обрела свой голос лишь с появлением Тони Моррисон. В конце 60-х годов, редактируя книги самых известных афроамериканцев своего времени, таких как Мохаммед Али и Анджела Дэвис, Моррисон написала свой первый роман «Самые голубые глаза». Героиня этой книги, юная негритянка, молится каждый вечер, прося Бога о прекрасных голубых глазах — идеале красоты белых людей, — надеясь, что это чудо изменит ее жизнь. Но чуда не происходит, а свинцовые мерзости жизни чернокожих американцев не исчезают — героиню насилует ее отец-алкоголик, и она сходит с ума. «Самые голубые глаза» явились одним из заметных литературных событий 1970 года, и с этого момента Тони Моррисон становится одним из лидеров «черной» литературы, чье творчество признано критиками и коммерчески успешно. Моррисон стала первой чернокожей женщиной — лауреатом Нобелевской премии. Сделав женщину-негритянку главной героиней своего творчества, Моррисон и сама стала культурным героем, благодаря которому картина мира в сознании обывателя приобрела новые краски.

Осенью 1964 получила должность помощника редактора в филиале книгоиздательской фирмы 'Рэндом хаус' в г.Серакьюс (шт. Нью-Йорк), выпускающем учебную литературу. В 1967 стала старшим редактором и переехала в Нью-Йорк. Редактировала книги знаменитых афро-американцев (Мохаммед Али, Эндрю Янг, Анджела Дэвис и др.), одновременно рассылая в издательства рукопись своего первого романа " Самые голубые глаза" (The Bluest Eye).Продолжая работать в 'Рэндом хаус', в 1971-1972 Моррисон преподавала в должности доцента английский в университете штата Нью-Йорк. Тогда же начала писать роман " Сула" (Sula), опубликованный в 1972. Книга рассказывает о взаимоотношениях двух женщин, одна из них со временем принимает строгие моральные нормы своей замкнутой негритянской общины, другая их отвергает. В 1976-1977 Моррисон была приглашенным лектором (по контракту) в Йельском университете, работала над романом " Песнь Соломона" (Song of Solomon, 1977). Роман основан на фольклорном сюжете духовного путешествия. В 1983 Моррисон оставила работу в издательстве. В 1984 стала профессором кафедры Альберта Швейцера в университете штата Нью-Йорк в Олбани. Опубликованный в 1987 роман " Любимица" (Beloved) получил в 1988 Пулитцеровскую премию. Возвращаясь к теме рабства, писательница показывает его губительное воздействие на материнские чувства. Другие ее сочинения: роман " Джаз" (Jazz, 1992), книга " Игра в темноте: Белизна и литературное воображение" (Playing in the Dark: Whiteness and the Literary Imagination, 1992), основанная на лекциях, прочитанных в Гарвардском университете, ее седьмой по счету роман " Рай" (Paradise, 1998) и детские книги " Большой ящик" (The Big Box, 2000) и " Книга нехороших людей" (The Book of Mean People), которая вышла в 2001.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.