Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблематика рассказов Дж. Лондона. Романтические тенденции. Цивилизация и природа.






Лейтмотив рассказов: столкновение вечной природы, ее детей-дикарей, живущих с нею в гармонии, — и детей цивилизации, утративших кровную с природой связь. На первый взгляд «белый человек» побеждает в этой борьбе, но на деле природа берет своё, расправляясь с пришельцами или руками озлобленных аборигенов, или, так сказать, собственными силами (рухнувшая сосна убивает Мэйсона из «Белого Безмолвия»). Столкновение духовности и бездуховности (здесь: матери-природы и прагматичных золотоискателей).

Впрочем, эти презренные цивилизованные люди вовсе не выглядят у писателя исчадиями ада. Грубо вторгаясь в девственную природу, герои его произведений в то же время наделены положительными душевными качествами и совершают, сообразно с ними, различные благородные поступки. Но суть в том, что личные качества здесь роли не играют: важна общая тенденция. Достигни «белый человек» умопомрачительных высот мужества и благородства — он всё равно останется чужаком для матери-природы.

Как белые авантюристы не нарисованы у автора одной черной краской, так не доходит дело и до идеализации природы, аборигенов. Вернее, некая идеализация все же есть, но она своеобразна: индейцы Джека Лондона жестоки, как сама природа, окружающая их, однако жестокость эта оправданна. Она — или естественная часть первобытной жизни, или понятная реакция на вторжение чужаков.



Таким образом, конфликт в этих рассказах можно выразить именно как столкновение «закона жизни» и «закона волка». Понятно, что неправым — перед Богом, людьми, природой, автором, читателем — оказывается именно волк. Цивилизации абсолютно невозможно «поладить» с Белым Безмолвием: как постоянно подчеркивает писатель, оно — это совершенно другой мир, в котором привычная «белому человеку» система ценностей просто не действует.

Противопоставление Белого Безмолвия «белому человеку» рождает массу философских мыслей. В столкновении северной природы с цивилизацией можно рассмотреть частный случай той борьбы, которую обречена вести со всем миром активная личность, независимо от того, «положительная» она или «отрицательная». Недаром «мужественную романтику» Лондона любят именно такие люди, которые стремятся сами изменить, всколыхнуть, а то и «разрушить до основанья» исконный мир. При этом «экологические» и нравственные аспекты, объективная пагубность таких переворотов, игнорируются.

Благородство джеклондоновских героев-белых уязвимо не только потому, что они вторгаются в природу, но и потому, что причина, ради которой они это делают, — материальная, то есть низменная, опять-таки противоречащая природному естеству.

Писатель долгие годы придерживался воззрений Ницше, который не исповедовал «пораженческие настроения» перед земной природой и верил в Сверхчеловека, который все же явится и природу «подомнёт». Сообразно такой концепции, Джек Лондон должен был положительно относиться к личностям, которые «не ждут милостей от природы» и которых он вывел в облике своих романтических авантюристов, — но объективная их аморальность приводит к неизбывному противоречию. Можно лишь посетовать на жестокие законы бытия, по которым гармония в их взаимоотношениях недостижима. Благородные помыслы оборачиваются своей противоположностью, даже ради любви приходится убивать.

Пожалуй, писатель был и предвозвестником экзистенциализма, проповедующего деятельную волю личности как объективное благо, вне зависимости от того, что она принесёт. Экзистенциализм говорит о том, что поражение человека неизбежно (поражение нанесет ему природа, прежде всего — факт смертности), — но важен сам процесс борьбы.

 

ИЛИ КРАТКАЯ ВЕРСИЯ….

 

Одна из ведущих тем северных рассказов – это романтическое противостояние природы и буржуазной цивилизации. Капиталистическому обществу с его собственной моралью писатель противопоставляет дикий, суровый Север, где жизнь труднее, но и свободнее. Лондон развивает тему разлагающего влияния золота, которое превращает людей в фанатиков. Многие персонажи осуждаются писателем за свою тягу к золоту и наживе, из-за которой они утрачивают человечность. Изображение нравов золотоискателей является одной из значимых тем северных рассказов. Индивидуалистам, хищникам Лондон противопоставляет бескорыстных людей, искреннюю любовь и верную дружбу. Романтический герой северных рассказов – образ собирательный. Он складывается из особенностей, свойственных многим персонажам. Таким образом, основными качествами романтического героя северных рассказов Лондона являются: сила, смелость, бесстрашие перед трудностями и опасностями, воля, упорство, человечность, гуманность и т.д. Романтика борьбы с природой часто является ведущей темой у писателя. Сочетание реального с романтическим, наиболее полно выявилось в северных рассказах. Писатель рассказывает о событиях необычных. В центре его внимания находятся исключительные личности. Они бегут от цивилизации и в условиях Севера ведут свободную, независимую, полную опасностей и приключений жизнь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.