Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблема творческого метода Э. Золя. Человек и среда в романе Жерминаль.
«Не хочу быть моралистом, политиком и философом – только ученым». Эмиль Золя – центральная фигура во французском натурализме, но в своем творчестве он выходит за его пределы. Его тв-ий метод можно назвать синтетическим (художественность + натуралистичность). Сочетание неосознанного романтизма (вера в грядущее преображение общества и почти мистическое отношение к людям труда) с непоследовательным натурализмом (детальное отображение среды и все такое) + многие картины выполнены в импрессионистическом стиле + реалистические приемы + активно обращается в романах к символике (тот же Жерминаль, или шахта – пожирающее людей божество). От сравнительно частного физиологического этюда («Тереза Ракен») к социально-биологическому образу мира («Жерминаль»). Гл.тема романа «Жерминаль»– борьба труда капитала. Название – весна и зарождение новой жизни, социальный протест (седьмой месяц по календарю революции). В центре романа «Жерминаль» - страдания шахтеров. Они приносят себя в жертву Молоху – шахте Ворё, «злому хищному зверю». Жители «Поселка двухсот сорока» подобны первобытным людям, довольствующимися самым элементарным (кусок мяса по праздникам, можжевеловая водка, животные радости) и при этом обречены быть вечными детьми голода, как семья Маэ. «Кто не работает, тот не ест» - слова апостола. Грегуары и Энбо постоянно едят, рабочие - нет – обвинение. Те же Маэ – реализация идеи наследственности в реалистическом ключе. Каждое следующее поколение все менее жизнеспособно, все больше дичает. Внутреннее достоинство человека труда в них – как покорность лошадей, годами не видящих света в штольнях. Лошади очеловечены, а люди, напротив, руководствуются животными инстинктами. Идея наследственности здесь показана в реалистической манере. Наследственность предопределяется условиями существования. Освежение восприятия (отстранения) – прием, который использует Золя чтобы показать жизнь глазами чужого человека. Этьен появляется в Монсу темной беззвездной ночью, покидает его через год на заре, весною, когда всходят хлеба. Он противоречивая натура – мягкий и «сострадательный» по матери, «человек-зверь» по отцу (Этьен в итоге все же убивает человека - наследственность и обстоятельства побеждают). Мечтая о справедливости, берется за самообразование. Восстание (различные стадии): мирные переговоры, забастовка, разрушение шахты. Мятеж многие пытаются направить в нужную сторону, но и марксист-агитатор Плюшар, и реформист Раснёр, и анархист-террорист Суварин одинаково далеки от народной жизни. Сам пытается управлять восстанием, но, пробудив народные силы, в итоге сметен ими. Апофеоз восстания – кастрация уже мертвого Мегре (демонстрирует вину капитала перед трудом как общеродовую, по той же причине дед Маэ потом инстинктивно задушит дочку Грегуаров). Произошедший взрыв народного гнева, явление «призрака красной революции» укрощен, но в перспективе обещает гибель Империи и освобождение труда. «Да, все рушится, как только кто-нибудь вздумает присвоить себе власть». Взвешивая на фоне происходящего различные способы утверждения справедливости, Золя приходит к выводу – эволюция не терпит ускорения, насильственного воздействия. Империя биологически нежизнеспособна и должна пасть. Сквозь землю пробиваются ростки – кто будет их садовником? «Религия труда», Этьен «апостол новой веры». Будущее представлено утопической верой в труд. Оно требует эволюционного развития, искупления плоти, перерождения сознания.
|