Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 11. Россия как федеративное государство. Основные черты и особенности.






Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство (ст.1), что было подкреплено необходимыми мерами:

- установление правила, согласно которому статус любого субъекта РФ может изменяться по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (п.5 ст.66 Конст), что делает невозможным для РФ одностороннее изменение статуса своих субъектов;

- наделение статусом субъектов РФ краев, областей, городов федерального значения (п.1 ст.5, ст.66 Конст).

2. РФ – конституционная федерация. В основе российской федерации находится Конституция РФ. Федеративный договор 1992 г., двусторонние договоры и соглашения между органами государственной власти РФ и субъектов РФ не меняют конституционной природы РФ. Они не учреждают федерацию, предметы ведения, полномочия РФ и субъектов РФ. Пункт 1 части 4 раздела 2 Конституции РФ установил приоритет конституционных норм над нормами договоров.

3. Несуверенный статус субъектов РФ. Субъекты РФ не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава РФ).

4. РФ – ассиметричная, национально-территориальная федерация. РФ включает в свой состав субъекты с разным конституционно-правовым статусом: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (п.1 ст.5). Только республики определены как государства (п.2 ст.5) Они наделены рядом прав, отсутствующих у других субъектов (установление собственных государственных языков). Республики, автономная область, автономные округа выделены по национально-территориальному признаку (они созданы для обеспечения национального самоопределения титульных для них народов). Остальные субъекты являются территориальные образованиями. Поэтому ассиметризм РФ проистекает из одновременного построения на территориальной и национально-территориальной основе.

5. Соотношение компетенции РФ и субъектов РФ. В Конституции перечислены перечни предметов ведения РФ (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст.72). Предметы ведения субъектов РФ определяются по остаточному принципу: вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст.73).

6. Законодательная децентрализация. Ст.76. – Субъекты РФ вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, вправе осуществлять собственное правовое регулирования. Федеральные законы обладают приоритетом перед актами субъектов РФ в сфере собственной компетенции РФ и совместного ведения РФ и субъектов. (п.5 ст.76). В сфере собственной компетенции акты субъектов РФ обладают большей юридической силой перед федеральными законами. (п.6 ст.76).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.