Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты обучения в терминах






Уровень овладения понятийным аппаратом в любой области человеческого познания определяет глубину постижения основных закономерностей в изучаемой области. В терминологии, в терминах концентрирована и афористически выражена суть любого явления, а уровень освоения соответствующей терминологии свидетельствует об определенном уровне его осмысления. Современная дидактика предъявляет серьезные требования к знанию терминологии на разном психологическом уровне знания: знание-представление, знание-понимание, знание-осмысление, знание-практическое действие, знание-обобщение и т. д. и т. д. Учителя-предметники регулярно проводят терминологические диктанты в разных формах, проверяя таким образом психологический уровень усвоения необходимых терминов.

Примерные терминологические перечни включают основные понятия-термины, которыми должны овладеть учащиеся на уроках музыки в общеобразовательной школе. Все термины предлагается рассматривать на разных психологических уровнях знания. Подобное рассмотрение каждого понятия поможет учителю конкретизировать познавательную деятельность учащихся в ходе овладения тезаурусом музыкального искусства. Все термины постоянно повторяются. В силу специфики музыкального искусства первым, и во многом определяющим, является уровень определения на слух — уровень «слышания».

Урок музыки — урок искусства. Специфические особенности музыкального искусства диктуют необходимость строить процесс его постижения, основываясь на эмоционально-ценностном отношении к музыке. Важнейшая проблема музыкальной педагогики — найти точный баланс эмоционального (чувственного) и рационального (логического) способов познания музыкального искусства. Осмысление звучащего музыкального полотна во многом определяется знанием и пониманием базовых понятий музыкального искусства, его выразительных средств, воплощенных в определенной терминологии. На каждом этапе обучения осваивается определенный круг терминов, представляющих закономерности развития, основные выразительные средства музыкального искусства, особенности различных форм музицирования.

В терминах наглядно представлен круг основных знаний, умений и навыков, которыми должны владеть дети на каждом этапе обучения в разных видах музыкальной деятельности. Выстраивание системы освоения основных понятий музыкального искусства является, по сути, основой для планирования результатов учебной деятельности

Представленные в таблицах термины являются ключевыми, не охватывая при этом весь возможный спектр специальной терминологии. Терминологический словарь может быть расширен или несколько сужен в соответствии с конкретной программой обучения. Хочется привлечь внимание к работе по освоению необходимой терминологии, к систематизации этой работы, внедрению новых форм ее закрепления терминологии (различные виды терминологических диктантов, игры, кроссворды, тесты, таблицы, словари и т. п.). Каждое понятие предлагается осваивать на разных психологических уровнях:

• знание-представление — этап накопления слуховых ощущений, определение на слух;

знание-понимание — учащиеся понимают на первом уровне содержание понятия (тихо-громко, высоконизко), а затем, на втором уровне, понимают термин, произносимый учителем (динамика, регистр);

• знание-применение — учащиеся применяют термин сначала на первом, а затем на втором уровне;

знание-обобщение — происходит теоретическое осмысление термина, в результате которого учащиеся должны объяснить смысл и содержание термина.

Предполагается, что в начальной школе дети усвоили «музыкальную азбуку»: основные термины и понятия, связанные с освоением музыкального языка, специфики музыкального искусства в целом. В основной школе ключевые понятия мы повторяем, актуализируем, расширяем их понимание, применяем в процессе музицирования, слушания и анализа музыкальных произведений. Содержание словаря отражает реалии педагогической практики, но принцип построения достаточно универсален. Многие термины повторяются из года в год, постепенно обогащаясь, раскрываясь на новом уровне сложности или в новых условиях. В первую очередь актуализируются и закрепляются термины, составляющие ядро понятийного аппарата музыкального искусства (жанр, интонация, регистр, ритм, темп, тембр и т. д.).

Естественно, что в рамках каждой конкретной программы последовательность освоения понятий (терминов) должна соответствовать логике изучения учебного материала. Читателю предлагается вариант освоения терминологии, обусловленный авторской программой. Думается, однако, что преобладающая часть перечисленных терминов входит в тезаурус ученика и, значит, должна быть освоена в учебном процессе в контексте рабочей программы, созданной учителем музыки в то время, которое логически соответствует введению каждого термина. В целях большей наглядности термины, повторяющиеся из года в год, в основной школе не дублируются из класса в класс, что не отменяет их постоянное повторение и использование.

Все термины в начальной школе даются на уровне обобщения слухового опыта на трех психологичеких уровнях (знание-представление — определение на слух; знание-понимание, знание-применение) и не требуют заучивания определений каждого понятия-термина.

Термин

1 класс

Жанры первоначальные: марш, танец, песня.

Жанры театральные: опера, балет.

Жанры концертные: симфония.

Форма: две части (двухчастная), три части (трехчастная).

Интонация (в узком значении: наименьшая смысловая единица музыки).

Регистр: высокий, средний, низкий. Лад: светлый-темный («Солнышко-туча»).

Ступени лада: 3O(V), ВИ(Ш), РА(У1), Ё(1).

Мелодия.

Аккомпанемент.

Темп. Пульс (метр).

Ритм (узоры музыкального времени).

Пауза.

Основные длительности: восьмая, четверть, половинная.

Динамика (громкость): forte, piano (громко, тихо).

Хор: детский.

Симфонический оркестр.

Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель, флейта, фортепиано. Элементарные музыкальные инструменты: металлофон, блок-флейта, барабан, маракасы, пандейра, треугольник, кастаньеты и т. д.

Композиторы: П. И. Чайковский, Р. Шуман, Г. В. Свиридов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Э. Григ.

2 класс

Жанры первоначальные: марш, танец, песня. Жанры театральные: опера, балет. Жанры концертные: симфония, концерт. Форма: двухчастная, трехчастная.

Интонация (в узком значении: наименьшая смысловая единица музыки).

Регистр: высокий, средний, низкий.

Лад: мажор/минор (светлый-темный, «Солнышко-туча»).

Устойчивые и неустойчивые ступени лада: тоника, трезвучие.

Интервалы: секунда, кварта (определение на слух).

Мелодия.

Аккомпанемент.

Темп. Пульс (метр).

Ритм: такт, тактовая черта, пауза.

Размер: 2/4, %.

Основные длительности: восьмая, четверть, половинная.

Пауза.

Динамика (тромкостъ): forte, piano (громко, тихо).

Тембр.

Оркестры: духовой, симфонический.

Группы инструментов симфонического оркестра:

струнно-смычковые: скрипка, контрабас;

медные духовые: труба, валторна;

деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот;

ударные инструменты: литавры, треугольник, кастаньеты, барабан и т. д.

Певческие голоса: сопрано, альт.

Хор: детский, женский.

Композиторы: П. И. Чайковский, Г. В. Свиридов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Ж. Визе, Э. Григ, В. А. Моцарт.

3 класс

Жанры первоначальные: марш, танец, песня.

Жанры театральные: опера, балет.

Жанры концертные: симфония, концерт.

Форма: двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.

Интонация (в узком значении: наименьшая смысловая единица музыки).

Регистр: высокий, средний, низкий.

Лад: мажор/минор.

Устойчивые и неустойчивые ступени лада.

Тональность, тоника трезвучие, тон/полутон.

Интервалы: секунда, терция, кварта, квинта.

Мелодия.

Аккомпанемент.

Темп. Метр (пульс).

Ритм: такт, тактовая черта, пауза.

Размер: 2/4, 3А, 4/4-

Основные длительности: восьмая, четверть, половинная (половинная с точкой).

Пауза.

Динамика (громкость): forte, piano (громко, тихо).

Тембр.

Оркестры: духовой, симфонический.

Группы инструментов симфонического оркестра:

струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас;

медные духовые: труба, тромбон, валторна, туба;

деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот; ч ударные инструменты: литавры, треугольник, кастаньеты, барабан и т. д.

Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас.

Хор: детский, женский, смешанный.

Нотная грамота: скрипичный ключ, нотный стан, знание расположения нот от С1 до С2.

Композиторы: П. И. Чайковский, Г. В. Свиридов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Ж. Визе, Э. Григ, В. А. Моцарт.

4 класс

Характерные особенности русской музыки (черты стиля) ~ определение на слух.

Жанры массово-бытовые: песня, танец, марш.

Жанры театральные: опера, балет.

Жанры концертные: симфония, концерт, кантата, увертюра, романс.

Форма: двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.

Интонация в узком (см. 3 класс) и в широком понимании, как целостное выражение музыкальной мысли.

Регистр: высокий, средний, низкий.

Лад: мажор/минор переменный.

Устойчивые и неустойчивые ступени лада.

Тональность, тоника трезвучие, тон/полутон.

Интервалы: (определение на слух) секунда, терция, кварта, квинта, октава.

Мелодия.

Аккомпанемент.

Темп. Метр (пульс).

Ритм: пунктирный ритм, размер, такт, тактовая черта, пауза.

Размер: 2/4, %, 4/4-

Основные длительности: восьмая, четверть (четверть с точкой), половинная (половинная с точкой).

Динамика: форте, пиано, крещендо, диминуэндо.

Тембр.

Оркестры: духовой, русских народных инструментов (домра балалайка, гусли), симфонический.

Группы инструментов симфонического оркестра:

струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, контрабас;

медные духовые: труба, тромбон, валторна, туба;

деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот;

ударные инструменты: литавры, треугольник, кастаньеты, барабан и т. д.

Певческие голоса: сопрано, тенор, бас.

Хор: детский, женский, мужской, смешанный.

Нотная грамота: скрипичный ключ, нотный стан, знание расположения нот от h до Е2.

Композиторы: К. П. Бородин, А. К. Лядов, М. П. Мусоргский, Н. В. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, Г. В. Свиридов, И. В. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин, А. И. Хачатурян, Э. Григ.

5 класс

Стиль русской музыки.

Жанры массово-бытовые: песня, танец, марш.

Жанры театральные: балет, опера, увертюра, ария, ариозо, ансамбль (дуэт).

Жанры концертные: симфония, сюита, кантата, увертюра, романс.

Форма: двухчастная, трехчастная, рондо, вариации.

Интонация.

Регистр: высокий, средний, низкий.

Лад: мажор/минор переменный.

Устойчивые и неустойчивые ступени лада.

Тональность, тоника трезвучие, тон/полутон.

Интервалы (определение на слух): секунда, терция, кварта, квинта, секста, октава.

Мелодия.

Аккомпанемент.

Ритм: пунктирный ритм, размер, такт, тактовая черта, пауза.

Размер: 2/4, %, 4/4.

Основные длительности: восьмая, четверть (четверть с точкой), половинная (половинная с точкой).

Тембр.

Оркестры: духовой, русских народных инструментов (домра, балалайка, гусли), симфонический, духовой,

Группы инструментов симфонического оркестра:

струнно-смычковые: скрипка, альт, виолончель, чконтрабас;

медные духовые: труба, тромбон, валторна, туба;

деревянные духовые: флейта, гобой, кларнет, фагот;

ударные инструменты: литавры, треугольник, кастаньеты, барабан и т. д.

Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто, тенор, баритон, бас.

Хор: детский, женский, мужской, смешанный.

Динамика: форте, пиано, крещендо, диминуэндо.

Партитура. Распев. Пение a capella. Импровизация.

Консерватория. Филармония.

6 класс

Стиль барокко (инструменты: клавир, клавесин, орган).

Стиль классицизм.

Жанры концертные: concerto grossi, камерная музыка (квартет, квинтет и т. п.), симфония, соната, концерт для фортепиано (скрипки) с оркестром, дивертисмент, серенада.

Жанр: городская русская народная песня.

Жанры культовые: кантата (духовная), оратория, месса, страсти.

Жанры и формы полифонической музыки: хорал, канон, фуга, прелюдия, инвенция, секвенция.

Оперные жанры: опера buffa, опера seria, зингшпилъ.

Форма. Сонатное allegro: экспозиция, разработка, реприза.

Склад: гомофонно-гармонический, полифонический.

Гармония. Аккорд. Гармонические функции: тоника, доминанта, субдоминанта.

Ритм: синкопа.

Повторение на новом уровне и закрепление ранее изученных терминов.

7 класс

Стиль: романтизм.

Жанры камерной музыки: квартет, квинтет, скерцо, баллада, баркаролла, серенада, прелюдия, рапсодия, полонез, этюд, романс.

Жанры культовые: месса, реквием.

Форма: сонатное allegro, фортепианный цикл, вокальный цикл.

Повторение на новом уровне и закрепление ранее изученных терминов.

8 класс

Стиль: импрессионизм, экспрессионизм, додекафония, полистилистика.

Жанры театральные: оперетта, мюзикл, рок-опера.

Жанры концертные: поэма.

Жанры культовые: литургия, всенощное бдение, духовный концерт.

Тема: «Третий пласт»

Джаз: блюз, спиричуэле, рег-тайм, диксиленд, свинг, биг-бенд..

Рок-н-ролл.

Рок-музыка: хард-рок, фолк-рок, арт-рок, хеви-метал (heavy metal), рэп и т. д.

Саксофон, гитара и т. д.

Электронные инструменты: синтезатор, электрогитара и т. д.

Авторская песня: бард, шансон.

Повторение на новом уровне и закрепление, систематизация и обобщение ранее изученных терминов.


 

Вопросы по изученному материалу

1. В чем заключается основная цель тестирования?

2. С какого класса можно применять систему тестирования?

3. Какие условия по формированию успешности подростка должны быть учтены при проведении теста?

4. Составьте два тестовых вопроса – для младших школьников и для старших школьников (с тремя уровнями сложностей)

5. В чем заключается основная цель музыкально-дидактических игр?

6. Какую из представленных игр Вы бы провели во 2 классе, а какую в 4?


 

Список используемой литературы

1. Арсенина Е.Н. Музыка. 5-8 классы. Музыкальные путешествия. Творческие задания, занимательные задания; Волгоград;; 2011г.- 205с.

2. Рачина Б.С. Педагогическая практика. Подготовка педагога-музыканта; СПб; 2015г.; 512с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.