Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тестовые задания на уроках музыки






В работе с подростками целесообразно использовать про­блемные задания в форме тестов. Тесты — стандартизиро­ванные задания, результаты которых дают представление о личностных качествах, знаниях, умениях и навыках уча­щихся. Нормативно-ориентированные тесты выявляют в сравнении уровень предметных и метапредметных знаний, умений и навыков. Критериально-ориентированные тесты демонстрируют учебные результаты учащихся в определенной области знаний. Эта форма работы знакома учащимся с начальной школы, так как начиная со второго класса они выполняют задания по определению тембров групп симфонического оркестра в форме тестов. В четвертом классе дети выполняют ряд тестов на определение национального стиля, определяя на слух стиль русской музыки. В пятых—восьмых классах в форме тестов выполняются различные задания: определение тембров певческих голосов, тембров групп и инструментов симфонического оркестра, определение полифонического и гомофонно-гармонического склада, определение лада и т. д. Однако главное внимание направлено на решение проблем, связанных с определением на слух стиля: художественно-исторического, национального, авторского стиля, исполнительского.

Тесты позволяют обобщить всю систему знаний и слуховых представлений учащихся, выявить уровень владения навыками стиле слухового анализа. Для того чтобы дать правильный ответ, необходимо услышать, выявить в музыкальной ткани знакомые интонационные комплексы и ритмоформулы; услышать особенности гармонии, фактуры и склада произведения; выявить динамические особенности (например, для стиля барокко характерна контрастная динамика); очень важно слышать тембровый состав оркестра, такой разный не только в различных художественно-исторических стилях (барокко, классицизм, романтизм), но и у отдельных представителей этих стилей, например у Л. В. Бетховена и В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и Г. Берлиоза.

При составлении тестов необходимо соблюдать следующие правила:

1. Валидность (соответствие) конкретным целям и материалу теста.

2. Тесты первоначально составляются по принципу яркого стилевого контраста, постепенно уменьшая степень контрастности.

3. Для тестов выбираются фрагменты музыкальных произведений, содержащие экспозиционный тип изложения музыкального материала. Обычно это экспозиции фуги, сонатной формы, а также первоначальное изложение тематического материала в других музыкальных формах. Все фрагменты должны звучать приблизительно одинаковое время.

4. В тестах используется музыкальный материал, воплощающий в наиболее концентрированном виде типические черты стиля как определенной совокупности выразительных средств: фактуры, ритма, мелодико-тематической организации, а начиная со второй половины XVIII века и ла-догармонической организации музыкального материала. Каждый композитор должен быть представлен в тесте наиболее яркими, характерными для творческой манеры произведениями.

5. Составляя тесты, необходимо соблюдать принцип жанрового единства, объединяя в тесте произведения, представляющие один жанр: оперу, симфонию, концерт для солирующего инструмента и оркестра, инструментальную миниатюру (фортепианную, скрипичную и т. д.).

6. Для того чтобы сосредоточить внимание учащихся на решении главной задачи — выявлении типических черт стиля, необходимо соблюдать и определенное тембровое единство внутри тестов: все произведения звучат в исполнении симфонического или струнного оркестра, инструментального ансамбля, какого-либо инструмента, одного певческого голоса (тенора, баса, сопрано и т. п.), хора.

7. В тест целесообразно включать знакомые учащимся произведения — это прекрасный способ повторения.

8. Тесты дают возможность знакомить подростков с фрагментами сочинений, которые не входят в программу, и таким образом расширять их музыкальный кругозор, обогащать интонационный словарь, развивать музыкальную память и вкус; приучать внимательно вслушиваться в музыкальную ткань произведения, осознанно опираться на знание музыкального языка, его особенностей.

9. Тест всегда прослушивается целостно, без каких-либо комментариев учителя. При необходимости, по просьбе учащихся, повторяется полностью или фрагментарно.

10. Проверка тестов осуществляется различными методами, но чаще всего прямо на уроке, коллективно. Ответы, естественно, предлагают учащиеся.

В методике проведения тестов необходимо выделить два ключевых момента: формулирование задания учителем и оценка работы учащихся. Стилеслуховой анализ позволяет вывести обучение на уровень обобщения, что определяет высокий уровень сложности этой работы. Успех или неуспех подростка, несомненно, обусловлен объемом музыкально-слухового опыта, уровнем сформированности интонационного мышления, но во многом, согласно мнению Ю. Б. Алиева и исследованиям А. В. Тороповой, основан на интуиции. Важно учитывать особую ранимость подростков, боязнь потерять авторитет среди одноклассников, поэтому, оценивая результаты выполнения теста, ставить только отметки «хорошо» и «отлично» тем, кто сумел выполнить задание в полном объеме, оставляя остальным возможность получить «отлично» в следующий раз.

Успешность подростков во многом определяется условиями выполнения учебной задачи. Важно так дифференцировать задание, чтобы дать возможность как можно большему количеству учащихся получить отличный результат. Во-первых, предлагается классу выбрать простой или более сложный вариант выполнения задания, например:

1. Из трех музыкальных фрагментов выбрать один, принадлежащий В. А. Моцарту (имена других композиторов не называются).

Или:

2. Сейчас прозвучит музыка В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена и П. И. Чайковского, определите порядок звучания.

Второе задание явно проще первого, разные классы выбирают различные варианты работы. Как показывает практика, наибольший интерес у подростков вызывают тесты, внутри которых задания дифференцированы и представляют разный уровень сложности, так называемые разноуровневые тесты.

Примером может служить следующий тест:

1.И. С. Бах Бранденбургский концерт № 3, часть 1.

2. П. И. Чайковский Симфония № 4, часть 1, экспозиция, главная партия.

3. В. А. Моцарт Симфония № 38, часть 1, экспозиция.

4. П. И. Чайковский «Моцартиана», часть 2 «Менуэт».

Первый уровень: расставить по порядку звучания первые

три фрагмента — музыку В. А. Моцарта, П. И. Чайковского, И. С. Баха.

Второй уровень: найти из первых трех фрагментов музыку П. И. Чайковского, имена других композиторов не сообщаются и за каждое правильно названное имя учащиеся получают отличную оценку, таким образом, за тест можно получить сразу три пятерки, четвертое задание не оценивается. Класс выбирает первый или второй вариант.

Третий уровень — выполнение четвертого задания теста. Важно предупредить подростков о повышенной сложности задания, его проблемном характере и возможности выполнения по выбору. Обычно мнения учащихся расходятся, но чаще всего они называют имена П. И. Чайковского или В. А. Моцарта. Таким образом, подростки получают возможность выбрать посильный уровень сложности и максимально проявить свой потенциал, что позволяет вывести процесс обучения на личностно значимый уровень. Многолетний опыт работы позволяет сделать вывод о высокой эффективности предложенной формы работы, которая неизменно вызывает интерес у подростков.

Особый интерес вызывают у подростков своеобразные проблемные задания, связанные с определением лучшего исполнителя одного и того же музыкального произведения. Интересно, что при всей сложности проблемы адекватной интерпретации музыкальных произведений учащиеся практически не ошибаются в выборе лучшего исполнителя. Приведем примеры. Шестиклассникам было предложено три (!) исполнения первой части симфонии В. А. Моцарта, дирижировали Г. фон Караян, Р. Баршай и К. Бем. В предложенном тесте лучшим интерпретатором В. А. Моцарта, по мнению учащихся, оказался К. Бем. Две арии Кармен из оперы Ж. Визе прозвучали в исполнении двух знаменитых певиц: И. Архиповой и Е. Образцовой. Учащиеся выбрали И. Архипову, находя ее звук более красивым, а исполнение более выразительным. Подобная работа стимулирует исполнительские потенции детей, дает новый стимул для развития интереса к собственной исполнительской деятельности, подводит учеников к пониманию того, какую огромную ответственность берет на себя музыкант-исполнитель — ведь музыка без исполнителя для преобладающего числа людей мертва.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.