Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет№20






1.Новые технологии и «значимость труда». Взаимосвязь проблемы удовлетворённости трудом с проблемой мотивов трудовой деятельности. Проблема удовлетворённости и смысла (осмысленности) труда. Основные признаки значимости труда:

1. Субъективное понимание, представление о труде физическое или интеллектуальное напряжение; целенаправленная ориентация в контексте задания, имеющего временные или пространственные ограничения; социальная интеграция и взаимодействие групп; неприязнь или нежелательность переживания нагрузок; получение дохода и обеспечение существования; зависимость объема производимых товаров и услуг от изменений в заработной плате; влияние социальных норм, включая и чувство долга; обмен труда как товара на заработок в условиях эксплуатации.

2. Труд как главное дело жизни предполагает выделение двух типов представлений:

1) труд как одна из сфер активности 2) труд как основа жизни и основа " восприятия собственной личности". 3) Мотивационные компоненты труда. В настоящее время большой научный интерес представляет тот факт, какие виды мотивации в профессиональной деятельности являются ведущими у сотрудников организации. Известно, что мотивация является необходимым условием для эффективной профессиональной деятельности.

Роль разных мотиваторов профессиональной деятельности существенно зависит от имеющихся в данное время общественных отношений, выполняемой деятельности (профессии), направленности личности (интереса к профессии), гендерных различий субъектов профессиональной деятельности.

Подобными мотиваторами могут выступать: - престиж профессии; - содержание труда -возможность продвижения по службе и повышения квалификации; - возможность заработка; - установление благоприятных взаимоотношений с руководителями и коллегами по работе; - степень гарантированности работы.

К. Замфир приводит пример бессмысленности труда: представим, что человеку предлагается высокооплачиваемая работа, например, копать яму, но с условием, что его яма каждый раз вечером будет закапываться им же самим. Вопрос: будет ли такой человек удовлетворен своим трудом? - Вероятно, поначалу такое предложение " заинтересует" многих, но если представить, что будет потом, как к такому работнику начнут относиться окружающие и т.п. Специалисты считают, что важную роль играет общественная полезность труда, которая предполагает: осознание своего труда как источника благосостояния общества (а не только как средства собственного обогащения - это связано с проблемой миссии своей профессии, своей фирмы…); осознание качества своего труда (благодарность потребителей и т.п.); все большую роль играет также бережное отношение к окружающей среде (экологические аспекты труда) и др.

2.Проблема управления функциональным состоянием работника. Выделяется две основные группы психических функциональных состояний: 1) стресс (напряженность); 2) утомление. При этом существуют разные уровни факторов, определяющих функциональные состояния работника: физиологические факторы и психологические факторы.

Проблема структуры функциональных состояний связана с пониманием того, что само состояние - это " " фиксация некоторых событий", зафиксированный " временной срез" значений системы, отображение ее структуры в каждый данный момент (интервал) времени". При этом сразу же обнаруживается трудность, выражающаяся в том, что " под таким отображением мы понимаем не просто " временной срез", но в действительности временной инвариант, т.е. такое отображение, при котором структура взаимосвязей остается зафиксированной, неизменной в течение произвольно выбранного промежутка времени (произвольного интервала)". Как считает Ю. М. Забродин, " проблема функционального (психического) состояния оказывается теснейшим образом связанной с психологическим проектированием профессиональной деятельности, особенно в той его (психологического проекта) части, которая относится к профессиональной подготовке и функционированию субъекта ".

При психологическом проектировании деятельности следует различать: 1) " состояние профессиональной пригодности человека" (здесь обычно оцениваются потенциальные уровни формирования и сформированности ПВК); 2) " состояние профессиональной готовности субъекта труда" (здесь подразумевается, что система ПВК уже " готова" действовать эффективно в данный момент времени, в данном месте, при решении данных задач).







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.