Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дикция в пении. Ее особенности и зависимость от характера хорового произведения. Приемы работы над дикцией в хоре.






Хоровое искусство основано на синтез слово и музыки. Четкая дикция помогает слушателю лучше понять содержание хорового произведения.

Шаляпин «слово, хорошо сказанное, наполовину спето».

Есть три вида произношения: быстрое, сценическое и певческое.

Певческое и сценическое произношение сходны по своей природе, отличается лишь тем, что при речи используется быстрое глиссандирование звука, интонационная неустойчивость.

При пении все внимание обращается на устойчивую интонацию, дыхание и строгий ритм в котором произносятся слова.

В певческой дикции заключается максимальное пропевание гласных и быстром, четком произношении согласных, присоединяя их внутри слова и при окончании к последующим гласным звукам.

Характер дикции зависит от характера музыкального произведения.

В произведении быстрого темпа слова произносятся легко, активно, близко с минимальным, четким движением артикуляционного аппарата.

В произведениях торжественного либо драматического характера слова должны быть весомыми, значительными, четкими.

Спокойная и протяжная музыка исполняется мягким пропеванием текста.

В произведениях маршевого характера текст подается подчеркнуто и твердо.

Качество дикции зависит от тесситуры и динамики.

-При пении в высокой тесситуре сложнее.чем в средней …

-Для дикционной четкости необходимо выразительно читать текст в ритме музыки с отработкой труднопроизносимых слов.

-При исполнении произведения с оркестром необходимо добиться того, чтобы звучание оркестра не заглушало подачи текста хором.

-Полезно в качестве упражнений петь скороговорки

Основные правила формирования дикционных навыков в хоре.

1.Гласные звуки поются, согласные коротко произносятся.

2. Гласные должны звучать ровно, округло, интонационно чисто. Ясно.

3. «о» под ударением произносится как «о». без ударения как «а».

Голос-голас, один- адин..

4. Буква «я» в неударных словах в начале и в середине слова звучит как «и» и «е»: пятачок -п ие тачек.

5.При пении двух рядом стоящих гласных необходимо слегка подчеркнуть второй гласный звук. «За а лелся Восток».

6.При пении йотированных гласных е, е, ю, я, которые состоят из полугласной «й» с основными э, о, у, а. Полугласный звук «й» произносится коротко, а следующий основной звук предельно распевается и артикулируется.

7.При произношении слов с буквой «р» используется прием утрирования:

Ста -рррый –ба-ррраба- нщик.

8.При окончании слова вместо звонкой согласной произносятся парная глухая: вперед – впере т

9. Зубные согласные (д, з, с, т.) в сочетании с мягкими согласными при пении смягчаются: вет (ь)ви, гос(ь)ть…

10. Сонорный согласный «н» в сочетании с мягкими согласными смягчается: стран(ь)ник…

11. Звук «ж» и «ш» перед мягкими согласными произносятся твердо: преж(Ъ)де..

12. Буквосочетание «жж» и «зж» произносятся мягко, как долгое «жь, жь»: жужжать- жу жь жь ать ….

13.Слова «дождь» и «дождик» произносится «дощщь» и «дожьжьик».

14.Слова с сочетанием «чн», «чт», произносятся как «шн», «шт »: коне (ш)но. Ску (ш)но.

15. Звукосочетания «сч», «зч» произносятся как длинное «щ»: (щщ)астье

16.В словах с сочетаниями «стн», «здн», «стл», «ндс» звук «т» и «д» не произносятся: грустно- грус (т) но, поздно – поз(д) но

17. Буквосочетание «гк», «гч», звук «г» произносится как «х »: легкий - лехкий…

18. Слова с сочетанием «дц» и «тц» произносятся как долгий «цц»: молодца- молоцца

19. Слова с сочетанием «дч», «тч», данные звуки произносятся как «чч»: летчик- леччик

20. Глаголы с частицами: «сь», и «ся» произносятся твердо: «с» и «са»: остановись-остановис (Ъ).

Также важно уметь правильно расставлять логические ударения.

При работе над фразировкой важно знать:

-простые предложения имеют только одно главное (ударное) слово, которое определяет смысл фразы.

-в большинстве предложений логическое ударение приходится на существительное;

- глагол под ударением произносится только тогда, когда является смысловым словом фразы.

-если в предложении прямая речь и слова автора, лог. ударение приходится на прямую речь.

Стихотворная форма заканчивающаяся на ударный слог называется мужской, на безударный -женский

Самодеятельные хоровые коллективы, как вид музыкального творчества. Типы и виды самодеятельных хоров. Принципы организации и содержание их деятельности.

Существует несколько распространенных современных форм хорового искусства: профессиональное хоровое исполнительство,

Хоровая самодеятельность

Фольклорное бытование.

Они имеют свое содержание, задачи и направление исполнительской деятельности.

Хоровая - наиболее массовый вид художественного народного творчества.

Самой распространенной формой хоровой самодеятельности является кружек любителей пения.

 

Задачи создания самодеятельного хора:

 

1. Удовлетворение духовного общения при изучении народных и современных хоровых произведений.

 

2. Воспитание любителей музыки.

 

3.Формирование общей и муз. культуры, художественного вкуса.

 

Результат работы хорового кружка-это выступление на смотрах, конкурсах, фестивалях.

Лучшие самод. коллективы приближаются по степени исполнительского мастерства приближаются к профессиональным хорам. Многим из них присваивают награды и почетные звания.

 

Хормейстер в таком коллективе должен быть не только дирижером, но и хорошим режиссером, педагогом и воспитателем.

Уметь эмоционально воздействовать на чувства и разум исполнителей.

Быть настойчивым в достижении цели.

Исходя из манеры исполнения самодеятельный хоровой кол-в делится на разные виды: академический, общего вида и народный хоры.

Академический хор опирается на соблюдение единых норм и законов академ. манеры пения.

Народный хор имеет певческие традиции данной местности.

Хор общего типа занимает занимает среднее положение между академической и народнойманерой исполнения и специализируется на исполнении массовых песен.

 

В настоящее время большую популярность получили коллективы эстрадного и фольклорного направления, что привело к появлению большого количества вокально- инструментальных и танцевальных ансамблей.

Принципы организации самодеятельного хора:

Хормейстер должен исходить из определения манеры исполнения, количественного и качественного состава,

Наличие самостоятельных хоровых партий и их вокальных характеристик.

 

История развития самодеятельного коллектива имеет глубокие корни и традиции.

В Беларуси и России с начала 18-19в. зарождались формы коллективного муз. творчества.

Были открыты бесплатные музыкальные школы, певческие классы, хоровые общества, народные консерватории.

Большую роль в хоровой самодеятельности России сыграли бесплатные, доступные различным слоям народа музыкальные школы организованные Балакиривым и Ломакиным в Петербурге во второй половине 19 века.

А также любительские хоры Юхова, Булычева, Иванова.

Особым мастерством отличался хор рабочих Пречистенских курсов в Москве под руководством Булычева.

В Беларуси большую популярность в 1914 г. приобрел Минский любительский хор под управлением Теравского, в 20-е годы Государственный хор под управлением Анцева в Витебске.

Особо активно развивалось самод. хоровая деятельность в революционные годы20 века. Проходившие политические выступления сопровождались пением революционных песен и гимнов «Марсельезы» и «Интернационала»

Создается большое количество хоровых кружков, проводятся массовые хоровые олимпиады, концерты- митинги и праздники в которых принимают участие несколько десятков и тысяч участников.

В 40-50 г. В России начинают создаваться профессиональные государственные народные хоры, которые пополняются самодеятельными певцами.

Примером является созданный на базе самодеятельного военного ансамбля Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени Александрова в России и Государственная Академическая капелла имени Ширмы, изначально в котором пели участники самодеятельных виленских хоров.

В 60 годы 19 века самодеятельные хоровые коллективы начинают приближаться к профессиональным формам деятельности.

Подтверждением этого является совместное исполнение крупных произведений кантатно- ораторного жанра объединенными силами профессиональных и самодеятельных хоров.

Участниками самодеятельного хорового коллектива являются рабочие, колхозники, служащие, учащиеся, пенсионеры, дети.

 


 


 



Конец формы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.