Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 50. Отмена крепостного права в Беларуси. Реформа местных органов.






В Российской империи господствовали отсталые формы хозяйствования, и в результате новые владельцы переводили белорусских крестьян с денежного оброка — чинша на барщину. Были закрепощены десятки тысяч раньше лично свободных людей.

С XIX века в царской империи начали разрабатываться различные проекты ограничения и упразднения крепостничества. 19 февраля 1861 года император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права.

Согласно Общему положению о реформе крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. В руках помещиков оставалась вся земля, однако они должны были отдать крестьянам в постоянное пользование (за повинности) усадьбу и полевой надел — «для обеспечения их быта и исполнения их обязанностей перед правительством и помещиком». Крестьяне имели право выкупить усадьбу и надел, однако установленная цена земли была значительно выше рыночной. Размеры наделов, повинности и порядок их выполнения устанавливали сами помещики. Иными словами, реформа оставляла большинство крестьян ограбленными. В Беларуси реформа 1861 года проводилась с учетом двух специальных местных положений и имела ряд особенностей.

В восьми уездах Могилевской и Витебской губерний помещики имели право отрезать у крестьян землю, если дореформенный надел был больше высшей нормы (4—4, 5 десятины) и если у пана оставалось меньше трети пригодной земли. В Менской, Городенской и Виленской губерниях крестьяне получили право на землю, которой пользовались во времена крепостничества, но и тут допускались отрезки.

Волнения после царского манифеста и особенно восстание 1863 года вынудили царское правительство изменить условия реформы в Беларуси. Чтобы не допустить участия крестьян в вооруженной национально-освободительной борьбе, 1 марта 1863 года был издан указ о прекращении обязанных отношений крестьян к помещикам в Виленской, Менской, Городенской и частично Витебской губерниях, а также о сокращении на '/5 выкупных платежей (в том же году эти правила были распространены и на остальные белорусские земли).

В экономике и общественнополитическом строе после реформы сохранялись многочисленные пережитки феодализма. Крестьянство оставалось в империи наиболее ограниченным в личных и имущественных правах сословием. Оно, например, не могло свободно распоряжаться своими наделами, менять место жительства. Согласно статистике, в начале XX века приблизительно 70 процентов белорусского крестьянства относилось к беднякам, 20 процентов — к зажиточным хозяевам и 10 — к богатым.

Согласно Положениям в селах для бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянского самоуправления. Все крестьяне – домохозяева сельского общества – составляли сельский сход – низшее звено системы органов крестьянского управления.

 

Сельский сход избирал сельского старосту и других должностных лиц. кроме того, ведению сельского схода принадлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него; о пользовании землей, взыскание недоимок и др.

Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органами администрации. Несколько сел объединялись в волости, где создавались волостной сход во главе с волостным старшиной, волостное управление и сословный крестьянский волостной суд. Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведал раскладкой повинностей. Создание сословно-крестьянского суда ярко свидетельствует о сохранении значительных элементов феодального строя. Волостной суд имел право разбирать имущественные споры между крестьянами (до 100 рублей) и судить крестьян за мелкие преступления, совершенные в отношении крестьян же. В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к общественным работам на срок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3 рублей и телесным наказаниям до 20 ударов розгами.

Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и для контроля над органами сельского управления были созданы специальные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернские присутствия по крестьянским делам. Мировые посредники назначались из наиболее развитых и богатых помещиков данной местности. Они намечались уездным дворянским собранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом. Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами крестьянского управления. Так, органы сельского и волостного самоуправления обязаны были бесприкословно исполнять все требования мировых посредников. Волостной старшина в своей должности утверждался мировым посредником.

Вопрос 51. Судебная реформа 1864 года.

 

В 1864 г. была осуществлена судебная реформа, в основу которой были положены принципы:

· отделения суда от исполнительной, административной и законодательной власти,

· всесословности,

· равенства всех перед законом,

· публичности,

· состязательности судебного процесса,

· несменяемости судей и судебных следователей, суда присяжных заседателей.

В результате реформы судебная система стала состоять из двух звеньев — из местных и общих судов.

К местным относились, в первую очередь, мировые суды (на территории Беларуси введены в 1872 г.). Мировые судьи назначались из числа помещиков министром юстиции, а с 1911 г. избирались населением из землевладельцев, обладавших образовательным цензом. Мировым судам были подсудны:

· гражданские дела на иски не свыше 500 рублей;

· уголовные дела, предусматривавшие арест до 3 месяцев или штраф до 300 рублей.

Второй инстанцией были уездные съезды мировых судей.
К общим относились окружные суды и судебные палаты и Правительствующий Сенат. Окружные суды и соответствующая прокуратура были введены в белорусских губерниях в 1883 г. Для рассмотрения уголовных дел создавался институт присяжных заседателей, приговор которых был окончательным. В судебном процессе предусматривалось участие адвокатов (присяжных поверенных). Окружные суды состояли из уголовного и гражданского отделений. Состав уголовного отделения:

· коронные судьи, назначаемые императором по представлению министра юстиции пожизненно;

· присяжные заседатели, которые также утверждались властями.

Судебные палаты, которые подчинялись непосредственно Министерству юстиции, действовали как суды второй инстанции по отношению к окружным судам.

Белорусские земли с 1882 г. относились к подсудности следующих судебных палат:

· Виленская судебная палата для Минского и Гродненского окружных судов,

· Санкт- Петербургская — для Витебского,

· Киевская — для Могилёвского.

Правительствующий Сенат - действовал в двух департаментах: уголовных и гражданских дел. Судебные функции: они выполняли рассмотрение дел о наиболее опасных преступлениях по первой инстанции, апелляционный пересмотр дел, которые вначале были рассмотрены судебными палатами или судьями самого сената. С 1877 года Сенат является дополнительно и высшей дисциплинарной инстанцией, в связи с чем в его составе образовали дисциплинарное присутствие в составе 6 сенаторов - они решали вопрос о предании суду судей, прокуроров и даже присяжных, если все они превышали свои полномочия.

Проведение судебной реформы в большой степени осуществлялось с учетом политической ситуации. В 1866 г. судьи были подчинены губернаторам, в 1878 г. дела о государственных (политических) преступлениях были переданы из суда присяжных в судебные палаты и военные суды. Судебная реформа была значительным шагом вперед. Были воплощены в жизнь важнейшие принципы: гласности, состязательности, свободной оценки доказательств, независимости судей, участия адвокатов в процессе.
Особенности проведения на Беларуси:

· связь судебной реформы с политикой царизма

· Направленность на подавление польского осовбодительного движения

· Введение судебных статутов по частям

· Открытие местных и общих судов в разное время

 

Вопрос 52. Земская реформа 1864 года

В 1864 г. в Российской империи была осуществлена земская реформа, действие которой не распространялось на территорию Беларуси. В 1903—04 гг. в белорусских губерниях вводилось " Положение об управлении земским хозяйством". Согласно ему, создавались губернские и уездные комитеты по делам земского хозяйства. В них входили местные чиновники и земские гласные, назначавшиеся на 3 года министром внутренних дел. На земства возлагалось:

· заведование имуществами и деньгами земства,

· содержание земских зданий и путей сообщения,

· меры по обеспечению " народного продовольствия",

· благотворительность,

· земское страхование имуществ,

· попечение о развитии местной торговли и промышленности,

· санитарные меры,

· участие в хозяйственных отношениях в области здравоохранения и образования.

Земская реформа 1864 г. была распространена на территории Беларуси только в 1911 г. и коснулась только Витебской, Минской и Могилевской губерний. На их территориях было введено " Положение о земских учреждениях", согласно которому создавались местные органы самоуправления.

На уровне уезда действовали:

- земское уездное собрание;

- земская уездная управа — исполнительный орган земства (председатель утверждался губернатором).

В состав земского уездного собрания входили: уездные земские гласные, избиравшихся на 3 года; " члены по должности" — представители местного чиновничества, городской голова, председатель и члены уездной земской управы; председательствовал уездный предводитель дворянства);

В губерниях создавались:

- земское губернское собрание;

- земская губернская управа.

В состав губернского земского собрания входили губернские гласные и " члены по должности" – все уездные предводители дворянства, местные чиновники. Губернские гласные избирались на 3 года уездным земским собранием из числа гласных этих собраний. Председатель земской губернской управы утверждался министром внутренних дел.

Правительство опасалось усиления польского влияния в земских выборных органах. Это стало причиной отсутствия земств в Виленской и Гродненской губерниях, где вес католического населения был значительным.

Выборы уездных земских гласных(депутатов) проводились по так называемой трехклассовой куриальной системе:

- к первому классу (курия уездных землевладельцев) относились частные землевладельцы, владевшие имениями от 200 до 800 десятин стоимостью в 15 тысяч рублей;

- ко второму классу (городская курия) относились лица, принадлежавшие к городским сообществам — горожане должны были иметь недвижимость стоимостью от 1 до 3 тысяч рублей, в зависимости от величины города, или дело с оборотом не менее 6 тысяч рублей;

- к третьему классу (сельская курия) относились лица, принадлежавшие к сельским сообществам (общинам), т. е. крестьяне. Для III класса вводилась система трёхступенчатых выборов: крестьянское собрание, волостное собрание, уездный съезд.

Уездные и губернские земские собрания созывались один раз в год на несколько дней.

Рабочие, неимущая интеллигенция и мелкие городские собственники в выборах не участвовали.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.