Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сельскохозяйственную продукцию






Одной из важнейших задач аграрной политики государства является создание благоприятных условий для функционирования эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, рост экспорта отдельных видов продукции, социальное развитие села. Цена в современных условиях является важнейшим инструментом экономики. Определение цены, как денежного выражения стоимости товара как нельзя лучше характеризует сущность такой важной рыночной категории.

Научно обоснованные цены на продукцию, товары, услуги играют важную роль в развитии экономики, формировании реального спроса населения, повышении конкурентоспособности отечественного производства, обеспечении экономической и продовольственной безопасности России. В ценах находят свое отражение социально – политические и экономические проблемы нашей страны и её регионов [3, с.175].

П. Н. Шуляк пишет, что выбор ценовой стратегии и, соответственно, вида цен нужно основывать не столько на сиюминутных интересах поставщика, сколько на удобствах и предпочтениях потребителя.

Порой, хотя и не часто, конкуренция устанавливает на соответствующем рынке своеобразный ценовой стандарт (вид цен), с которым потребитель свыкся, но который не обеспечивает ему значительных выгод. Если каждый товар имеет свою цену, то отнюдь не любая организация способна самостоятельно установить цену, по которой она желает торговать своим товаром. Если конкуренты организации многочисленны, организация не обладает реальной рыночной силой, то она в соответствии с правилами рыночной игры должна принять цену, задаваемую рынком [43, с. 85].

Процесс ценообразования является сложным и включает несколько разделов, и прежде всего – выбор цели.

Любая организация должна сначала определить свою цель при производстве и продаже товара. Имеются три главные цели ценовой политики:

- обеспечение сбыта;

- максимизация прибыли;

- удержание рынка.

Первая цель – обеспечение сбыта – обычно достигается организациями в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами. Это делается в тех случаях, когда: ценовой спрос потребителей эластичен; организация хочет добиться максимального объема сбыта и увеличения общей прибыли путем снижения затрат на единицу товара; существует большой рынок потребления.

Вторая цель, основанная на максимализации прибыли, имеет несколько вариантов:

1. Стремление организации к достижению стабильного высокого уровня прибыли на ряд лет. Такую цель может ставить организация, имеющая устойчивое положение на рынке, а также если организация не очень уверенная в своем будущем, но желающая использовать благоприятную ситуацию, выгодную для себя конъюнктуру.

2. Установление стабильного дохода на основе средней нормы прибыли.

3. Увеличение цен в связи с ростом капиталовложений. Прибыль бывает абсолютной и относительной. Абсолютная прибыль – это доход организации за вычетом расходов. Относительная прибыль рассчитывается на одно изделие. Абсолютную прибыль можно получить путем умножения относительной прибыли на количество единиц проданного товара [13, с. 52].

Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью. Это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику. Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень доходов различных социальных групп. Функции цены являются внешним проявлением ее внутреннего содержания.

Первичной функцией цены считается измерительная. Благодаря ней удаётся измерить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег должен заплатить покупатель, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли - продажи.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. При сравнении цен создаётся возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешёвые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в количественном выражении, измеренные в физических единицах, и адекватные показатели, определенные в денежных единицах, цена становится инструментом учета и эффективности труда, средств. Однако эту функцию в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к затрат или цены, которая предлагается изготовителем товара при выходе на рынок. Дело в том, что рыночная цена может значительно отклоняться от издержек.

Признание правильности произведенных затрат, их общественной значимости происходит только на рынке при непосредственном контакте изготовителя и покупателя товара. Интерес изготовителя обусловливается величиной выручки от продажи товара, а покупатель заинтересован в минимальной цене покупки. Поэтому окончательная цена существенно отличается от той, которую хотел бы получить изготовитель товара. Чтобы выдержать конкуренцию, изготовитель постоянно контролирует свои издержки, сопоставляет их с затратами конкурентов и за счет снижения своих затрат, а также улучшения качества товара стремится обогнать конкурентов.

В данной функции цена служит средством исчислении стоимостных показателей: количественных (валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объём продукции фирм, предприятий, отраслей и др.); качественный (рентабельность, производительность труда, фондоотдача и т.д.). В этом качестве цена выступает одним из главных показателей эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных решений, особенно в условиях рыночных отношений, важнейшим инструментом внутрипроизводственного планирования. Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования аграрного сектора, при которых используются показатели в денежном выражении.

Стимулирующая функция цены выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов продукции. Цена стимулирует производителя через величину заключенной в ней прибыли.

В хозяйстве цены могут способствовать или препятствовать улучшению выпуска и потребления той или иной продукции. Для производителей особенно важны цены, по которым они непосредственно сами продают свою продукцию по схеме производитель - потребитель без участия посредников. С помощью цены в этой функции можно воздействовать на научно -технический прогресс, экономию затрат ресурсов, повышение качества продукции, изменение структуры производства и потребления. Стимулирование осуществляется путём повышения уровня прибыли в цене, установления надбавок и скидок к основной цене [24, с. 181].

Цена также может выполнять распределительную функцию за счет заключающейся в ней возможности перераспределять спрос на тот или иной продукт, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного. Кроме этого цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. При появлении диспропорций в хозяйстве, несоответствия между предложением и спросом равновесие достигается с помощью цены либо путем её роста, либо путём снижения. По мере развития рыночных отношений, свободного предпринимательства и конкуренции эта функция цены будет усиливаться, и играть доминирующую роль при формировании цен на товары [6, с. 15].

Теория и практика показывают, что по мере перехода к рыночной экономике будут усиливать своё значение такие функции цены как критерий рационального размещения производства, показатель уровня жизни населения, размеры социальных благ.

Процесс ценообразования не заканчивается установлением окончательной цены, на которую оказывают влияние многие факторы. В связи с этим возникает необходимость управления ценами, постоянным их изменением в зависимости от различных факторов. Применяются различные скидки, например, за оплату товаров наличными, покупку большого количества товара, постоянным покупателям, сезонные скидки, торговые скидки дилерам за посреднические услуги [13, с. 43].

Герасименко В. В. считает, что цена на товары служит информацией о конъюнктуре рынка, а также характеризует затраты на производство и реализацию продукции. С одной стороны, цена формируется в зависимости от рыночной коньюктуры, а с другой - ни одна цена не может быть свободна от государственного влияния. Это связано, например, с системой налогообложения, таможенного регулирования и др.

Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества факторов, причем эти факторы действуют с разной силой в различных направлениях и в различные периоды времени. Учесть действие всех факторов практически невозможно.

На уровень цен воздействуют следующие основные факторы: экономические, технические, технологические, политические, географические. К наиболее существенным факторам, оказывающим влияние на процесс и уровень формирования цен, независимо от отраслевой принадлежности продукции относятся: издержки предприятия, потребители, государственное регулирование ценообразования, качество продукции, конкуренция, участники каналов товародвижения, доходы населения, инфляция. Взаимосвязь и взаимовлияние этих факторов обусловило сложившиеся цены на основные виды продукции сельского хозяйства, сформировало определённые тенденции в динамике их развития [11, с. 356].

Теория и практика зарубежных стран, отечественный опыт развития отраслей народного хозяйства свидетельствуют о том, что именно цены и правильная ценовая политика являются основным фактором эффективного функционирования экономики. Ценообразование на продукцию сельского хозяйства отличается особенностями, зависящими от типа и характера рыночных связей [2, с. 45].

Вопросом ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в нашей стране в разное время занимался целый ряд специалистов. Так выдающийся экономист Кондратьев Н.Д. построил целую систему влияния колебаний цен на зерно в период с 1900 г. до 1917 г. на эффективность не только сельского хозяйства России, но и всей экономики. Такое сильное влияние объяснилось ещё и преимущественно аграрной направленностью экономики России этого периода [19, с. 178].

По мнению Г. В. Савицкой цены обеспечивают организации запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно – сбытовой структуры организации.

Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей.

В изучении ценовой политики и анализе обоснованности цен на продукцию организации необходимо выяснить следующие вопросы:

- насколько цены отражают уровень издержек;

- какова вероятная реакция покупателей на изменение цен;

- используется ли политика стимулирующих цен;

- привлекательны ли цены организации в сравнении с ценами конкурентов;

- какова государственная политика в области ценообразования на аналогичные товары.

Ценовая политика организации должна корректироваться с учетом стадии жизненного цикла товаров, конъюнктуры рынка, поведения конкурентов и т.д. [28, с. 550].

Виноградов К. И. полагает, что в системе цен и ценообразования в аграрной сфере важное место принадлежит формированию цен оптового звена. В плановой экономике по оптовым ценам колхозы и совхозы продавали сельскохозяйственные продукты и сырье государственным предприятиям и заготовительным организациям, обменивались продукцией в системе межколхозного и колхозно-совхозного кооперирования. Заготовительные организации реализовывали сельскохозяйственную продукцию предприятиям пищевой и легкой промышленности для переработки, а также торговым организациям; в свою очередь промышленные организации реализовывали готовый продукт торговым организациям для розничной продажи.

В звене оптового оборота того периода функционировали: закупочные цены на сельхозпродукты и сырьё, оптовые цены заготовительных организаций, промышленности, по переработке сельскохозяйственной продукции и сырья, договорные цены сельскохозяйственных предприятий, участвовавших в совместной деятельности, тарифы на транспортные и другие производственные и непроизводственные услуги [8, с. 7].

Все виды оптовых цен устанавливались в плановом порядке. По ним государственные и кооперативные заготовительные организации реализовывали сельскохозяйственную продукцию предприятиям перерабатывающей промышленности или непосредственно в торговую сеть. Этим видом цен в плановой экономике пользовались предприятия пищевой и лёгкой промышленности при реализации готовой продукции.

Договорные цены применялись для выравнивания рентабельности и хозрасчетной деятельности колхозов, совхозов и межхозяйственных предприятий, кооперирующихся на производстве какой-либо конечной продукции. Они устанавливались на промежуточную продукцию каждого предприятия по договорённости сторон, а также на такие продукты межхозяйственной торговли, как семена, посадочный материал, племенной и воспроизводственный молодняк, инкубаторные цыплята, отдельные технические средства и др.

Мы согласны с мнением Салимжанова И. К., что при назначении цен на свои товары продавец должен строго соблюдать положения законов в области ценообразования. Он должен избегать:

· Фиксирования цен. Продавцы должны назначать цены без всяких предварительных консультаций с конкурентами. В противном случае возникает подозрение, что они вступили в сговор о ценах.

· Продажи по ценам ниже минимально допустимых. Продавец не вправе предлагать товар по цене ниже себестоимости с целью устранения конкурентов.

· Мошеннического завышения цен.

Зная спрос на товар, расчетную цену предложения, а также цены конкурентов, организация готова к установлению окончательной цены собственного товара. Эта цена будет находится в интервале между слишком низкой, не обеспечивающей прибыли, и слишком высокой, препятствующей формированию спроса. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная – наличием уникальных достоинств товара организации [30, с. 245].

В качестве цены также выступали тарифы на различные услуги, по которым оплачивались разного рода производственные и непроизводственные услуги: бытовые, коммунальные, услуги связи и др.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.