Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Единицы системы словообразования ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Простейшей единицей системы словообразования является производное слово (деривá т). Остальные единицы называются комплексными, так как состоят из 2 или более слов. Словообразовательная пара – комплексная единица, которая состоит из производящей базы и производного слова. Например: игр/а/ть → игр ок, чёрный и белый → чёрно-белый, рисовать → на рисовать, лес → лес ист ый, иностранная фирма → инофирма, шуметь → рас шуметь ся, выше указанный → вышеуказанный. Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности (мотивации), то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например: учить → учитель → учительница, куда → никуда → никудышный → никудышно, греть → обогреть → обогревать → обогреватель, глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно. Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования. Словообразовательная парадигма – совокупность производных слов, связанных отношениями параллельной (совместной) производности (или кодеривации). Производные слова, объединённые в одну словообразовательную парадигму, имеют общую производящую базу и находятся от нее на расстоянии одного словообразовательного шага. Иными словами, сл. парадигма – это все дериваты, образованные от одного слова: верблюд → верблюдица верблюжонок верблюжатина верблюжий Производные слова, формирующие одну парадигму, по отношению друг к другу являются кодериватами. В словаре они находятся на одной вертикальной линии. Словообразовательное гнездо – совокупность всех однокоренных производных слов, имеющих общее исходное слово, упорядоченная особым образом – через словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы. Исходное слово гнезда (вершина) непроизводное, остальные слова – производные. Образец словообразовательного гнёзда В этом образце есть а) словообразовательные пары: жечь→ жечься; жечь→ жжение, жечь→ жгучий; б) словообразовательные цепочки: жечь→ выжечь→ выжигать→ выжигание и др. цепочки; в) словообразовательные парадигмы: самая крупная – первая вертикальная линия, дериваты образованы непосредственно от вершины гнезда, т. е. непроизводного слова: жечь → жечься жжение жгучий выжечь дожечь зажечь недожечь ожечь обжечь пережечь поджечь Есть и более мелкие парадигмы (2 и 3 линии), образованные от производных слов: обжечь → обжечься обжигать → обжигаться обжигание Практическое задание №3. Определить производящую базудля данных слов (по словарю!). Всегда ли производящей базой является непроизводная основа (вершина словообразовательного гнезда)? Постройте словообразовательную цепь. Образец: отвёрт- к (а) ← отверт /е/ть. Цепь: верт /е/ть → от -вертеть→ отверт- к (а)→ отверточ- к (а). Вершина сл. гнезда не является производящей основой для слова отвёртка. Завершение ( верх ), наводчица ( вести ), громоотвод ( вести ), безвизовый.
|