Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Единицы системы словообразования






Простейшей единицей системы словообразования является производное слово (деривá т). Остальные единицы называются комплексными, так как состоят из 2 или более слов.

Словообразовательная пара – комплексная единица, которая состоит из производящей базы и производного слова. Например:

игр/а/ть → игр ок,

чёрный и белый → чёрно-белый,

рисовать → на рисовать,

лес → лес ист ый,

иностранная фирма → инофирма,

шуметь → рас шуметь ся,

выше указанный → вышеуказанный.

Словообразовательная цепочка – ряд однокоренных слов, связанных отношениями последовательной производности (мотивации), то есть однокоренные слова в словообразовательной цепочке расположены таким образом, что каждое предыдущее является производящим для каждого последующего. Например:

учить → учитель → учительница,

куда → никуда → никудышный → никудышно,

греть → обогреть → обогревать → обогреватель,

глухой → глушить → оглушить → оглушительный → оглушительно.

Исходное (начальное) звено словообразовательной цепочки – непроизводное слово, все остальные звенья всегда производные. Словообразовательная цепочка демонстрирует ступенчатый характер русского словообразования.

Словообразовательная парадигма – совокупность производных слов, связанных отношениями параллельной (совместной) производности (или кодеривации). Производные слова, объединённые в одну словообразовательную парадигму, имеют общую производящую базу и находятся от нее на расстоянии одного словообразовательного шага. Иными словами, сл. парадигма – это все дериваты, образованные от одного слова:

верблюд → верблюдица

верблюжонок

верблюжатина

верблюжий

Производные слова, формирующие одну парадигму, по отношению друг к другу являются кодериватами. В словаре они находятся на одной вертикальной линии.

Словообразовательное гнездо – совокупность всех однокоренных производных слов, имеющих общее исходное слово, упорядоченная особым образом – через словообразовательные цепочки и словообразовательные парадигмы. Исходное слово гнезда (вершина) непроизводное, остальные слова – производные.


Образец словообразовательного гнёзда

В этом образце есть а) словообразовательные пары: жечь→ жечься; жечь→ жжение, жечь→ жгучий; б) словообразовательные цепочки: жечь→ выжечь→ выжигать→ выжигание и др. цепочки; в) словообразовательные парадигмы: самая крупная – первая вертикальная линия, дериваты образованы непосредственно от вершины гнезда, т. е. непроизводного слова:

жечь → жечься

жжение

жгучий

выжечь

дожечь

зажечь

недожечь

ожечь

обжечь

пережечь

поджечь

Есть и более мелкие парадигмы (2 и 3 линии), образованные от производных слов:

обжечь → обжечься

обжигать → обжигаться

обжигание

Практическое задание №3. Определить производящую базудля данных слов (по словарю!). Всегда ли производящей базой является непроизводная основа (вершина словообразовательного гнезда)? Постройте словообразовательную цепь.

Образец: отвёрт- к (а) ← отверт /е/ть. Цепь: верт /е/тьот -вертеть→ отверт- к (а)→ отверточ- к (а). Вершина сл. гнезда не является производящей основой для слова отвёртка.

Завершение ( верх ), наводчица ( вести ), громоотвод ( вести ), безвизовый.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.