Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производящая база






МОТИВАЦИЯ

Все слова делятся на словообразовательно мотивированные (производные) и немотивированные (непроизводные). Мотивированные образуются от мотивирующих (производящих) слов: стол → стол ик ‘маленький стол’, бел/ый → бел е/ ть ‘становиться белым, белее’. Мотивированное слово связано с другим однокоренным словом или с несколькими однокоренными словами отношениями словообразовательной мотивации. Мотивация ‑ это такое отношение между двумя однокоренными словами, при котором значение одного из них либо определяется через значение другого (дом → домик ‘маленький дом’, сила → силач ‘человек большой физической силы’), либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи (ходить → ходьба, удалой → удаль, смелый → смело), либо полностью тождественно значению другого при различии в стилистической окраске этих слов (колено → разг. коленка).

Словообразовательно мотивированные слова всегда находятся в отношениях непосредственного контакта. В такой контакт вступают только члены словообразовательных пар. Поэтому к словообразовательной мотивации, как пишет И. С. Улуханов, не могут относиться опосредствованные мотивации, когда между непроизводным словом, т.е. вершиной словообр. гнезда и дериватом, находятся промежуточные звенья (типа крахмал — накрахмалить при крахмал — крахмалит ь).

При прямой мотивации значение производных слов вытекает из прямого значения производящих: школа - школьник, белый - белить. Переносная мотивация (редко!) характерна для производных, значение которых восходит к переносному значению базового слова: обезьянничать 'подражать кому-н., передразнивать кого-н., подобно обезьяне'; школьник 'ученик школы'- школьничать 'шалить, баловаться, вести себя, подобно шаловливому школьнику'. Значение таких слов выводимо из семантики их компонентов, но своеобразно, метафорически.

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПРОИЗВОДНОГО СЛОВА

Производящая база

Производное слово всегда двухкомпонентно, бинарно. Оно состоит из производящей (мотивирующей) базы и словообразовательного форманта. Производящая база ‑ часть, к которой присоединилось словообразовательное средство для образования нового слова.

В качестве производящей базы в русском языке могут выступать:

1) основа слова (производящая основа): стекл (о) → стекл +янн/ый; беж /а/тьбег

2) всё слово: бежать → пере бежать; плох оне плохо; в этом случае производящее слово ЦЕЛИКОМ входит в производное; как правило, производящее слово является неизменяемой формой глагола / неизменяемой частью речи;

3) комбинация основ: нерв ( ы) и треп (а/ть) → нерв о трёп к(а);

4) комбинация слов: диван-кровать, летчик-космонавт, долгоиграющий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.