Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства».






Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

 

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

Прочтите отрывок из исторического источника. «Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе… Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса… Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею… В Сибири… построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений… Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь… Они… сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства…» Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III.
  2) Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в.
  3) Войско, которое описывает автор, имело огнестрельное оружие.
  4) Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье в натуральной и денежной форме.
  5) Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в.
  6) Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора.

 

Установите соответствие между именами современников: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

 
ИМЕНА   ИМЕНА
А) Иван IV
Б) Дмитрий Донской
В) Иван Калита
Г) Алексей Михайлович
 
1) Александр Пересвет
2) митрополит Пётр
3) Андрей Курбский
4) Богдан Хмельницкий
5) Александр Невский

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям, происходившим во второй половине

XII–XV в.

 

1) дворяне; 2) стрельцы; 3) поместье; 4) пожилое; 5) ордынский выход; 6) местничество.

 

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

 

Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и укажите как называется это произведение.

«Почернела земля под копытами. Могучие полки сошлись вместе, и потоптали холмы и луга, и замутили реки, потоки и озера. Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, у речки Непрядвы».

 

Установите соответствие между событиями и датами.

 

 
СОБЫТИЯ   ДАТЫ
1) принятие Соборного Уложения
2) «Медный бунт»
3) начало церковного раскола
4) избрание на царство Михаила Романова
 
А) 1666 – 1667 гг.
Б) 1649 г.
В) 1662 г.
Г) 1613 г.
Д) 1606 – 1607 г.

 

Установите соответствие между понятиями, относящимися к истории Древней Руси, и их определениями.

 

 
ПОНЯТИЯ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1) вервь
2) смерд
3) холоп
4) тиун
 
А) свободный крестьянин
Б) управитель господского дома
В) община
Г) низшая категория населения, по положению близкая к рабам
Д) крестьянин, взявший ссуду

 

Установите соответствие между событиями и датами:

 

 
СОБЫТИЯ   ДАТЫ
1) опричнина
2) Ливонская война
3) венчание на царство Ивана IV
4) присоединение Астраханского ханства
 
А) 1547 г.
Б) 1556 г.
В) 1558 – 1583 гг.
Г) 1565 – 1572 гг.
Д) 1583 г.

 

Установите соответствие между терминами и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ТЕРМИНЫ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) вотчина
Б) вече
В) удел
Г) поместье
 
1) административно-территориальная единица Московской Руси
2) территория, выделенная во владение одному из младших членов княжеского рода
3) земельное владение при условии несения службы
4) народное собрание
5) земельное владение, которое безусловно передавалось по наследству

 

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, отражают процесс закрепощения крестьян в XV–XVII вв.

 

1) урочные лета; 2) Соборное уложение; 3) обязанные крестьяне;

4) заповедные лета; 5) правило Юрьева дня; 6) пожилое.

 

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

 

В Новгородской земле периода политической раздробленности верхушку общества составляли боярство и князь, которого новгородцы, в отличие от других русских земель, приглашали править на условиях договора. Укажите любые два ограничения княжеской власти, которые определялись в договоре князя с новгородцами. Укажите одну из причин сохранения княжеской власти в Новгороде.

 

В первой четверти XVII в. в Москве было сформировано переходное правительство, которое приняло решение пригласить на российский престол представителя иностранного государства. Укажите название, которое дали этому правительству историки. Укажите одну любую причину приглашения иностранца на российский престол. Укажите одну любую причину, по которой этот план не был реализован.

 

Прочтите отрывок из царской грамоты и укажите фамилию семьи купцов

и промышленников, которым эта грамота была адресована.

 

«Писал к нам из Перми Василей Пелепелицын, что послали вы из острогов своих волжьских атаманов и казаков Ермака с товарищи воевати вотяки

и вогуличи и Пелынские и Сибирские места сентября в 1 день, а в тот же день собрався Пелынской князь с сибирскими людьми и с вогуличи, приходил войною на наши Пермьские места, и к городу к Чердыни к острогу приступал, и наших людей побили, и многие убытки нашим людем починили. И то зделалось вашею изменою: вы вогуличь и вотяков

и пелынцов от нашего жалованья отвели, и их задирали и войною на них приходили, да тем задором с Сибирским салтаном ссорили нас, а волжских атаманов, к себе призвав, воров, наняли в свои остроги без нашего указу. < …> И мы послали в Пермь Воина Оничкова, а велели тех казаков Ермака

с товарыщи взяв, отвести в Пермь и в усолье в Камское, и туто им стоять велели, разделяся, и из тех мест на Пелынскаго князя зимою на нартах ходить воевать велели есмя тем всем казаком и пермичам и вятчаном

с своими посланники с Воином с Оничковым да с Иваном с Глуховым, чтоб вперёд воинские люди, пелынцы, и отяки, и вогуличи с сибирскими людьми на наши земли войною не пришли и нашие земли не извоевали…»

 

Прочтите отрывок из записок современника и укажите событие, о котором

в нём идёт речь.

 

«Он сам объявил причину своего ослушания – месть за брата, погубленного боярином, князем Юрием Алексеевичем Долгоруким в 1665 г. < …> Но это неверно, что следует из того, что он выступает с оружием не только против царя, но и против шаха персидского, который не причинил ему ни вреда, ни несправедливости, так что настоящую причину и основание его жестокого

и злонамеренного поведения приходится искать в нём самом. В 1667 г. начал он свои злодеяния на Волге, захватывая и грабя различные богатые

и большие суда, называемые насадами, нагруженные добром, принадлежащим монастырям, духовенству, некоторым купцам из Ярославля, Вологды и другим лицам. Отсюда он с бывшими при нём казаками отправился к городу Яику, овладел им и вышел в Каспийское море, и снова вернулся на Волгу и, разоряя рыбачьи посёлки, опустошил местечки

и деревни, нанеся жителям большой вред».

 

Запишите термин, о котором идёт речь.

 

«Вооружённый отряд при князе в Древней Руси, участвовавший как в войнах, так и в управлении княжеством и личным хозяйством князя».

 

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.  
Событие Год Участники
Куликовская битва   __________ (А)     __________ (Б)  
Битва на реке Калке   __________ (В)   Мстислав Удалой, Даниил Романович
Ледовое побоище 1242 г.   __________ (Г)  
  __________ (Д)   1471 г.   __________ (Е)  

 

 

 
Пропущенные элементы:
1) Александр Невский
2) 1223 г.
3) 1380 г.
4) М.Б. Шеин
5) 1238 г.
6) Иван III
7) Дмитрий Боброк-Волынский
8) битва на реке Шелони
9) битва на реке Сити
 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Установите соответствие между правителями и юридическими памятниками, созданными в годы их правления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПРАВИТЕЛИ   ЮРИДИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ
А) Иван IV
Б) Алексей Михайлович
В) Ярослав Мудрый
Г) Пётр I
 
1) Русская Правда
2) Табель о рангах
3) Судебник 1550 г.
4) Соборное уложение
5) указ «о вольных хлебопашцах»

Расположите исторические события в хронологическом порядке. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) освобождение Московской Руси от ордынского владычества

2) заключение первого письменного договора между Киевской Русью

и Византийской империей

3) призвание на Русь варягов

4) битва на реке Воже

5) Ливонская война

 

Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 
ПОНЯТИЯ   ОПРЕДЕЛЕНИЯ
А) Судебник
Б) урочные лета
В) Земский собор
Г) приказ
 
1) срок сыска беглых крестьян
2) всесословный совещательный орган при царе
3) орган центрального управления в Московском государстве
4) свод государственных законов
5) первая русская печатная книга

 

Какие три из перечисленных событий произошли в XVII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) избрание на царство Михаила Романова
  2) учреждение опричнины
  3) отмена местничества
  4) создание стрелецкого войска
  5) учреждение первых приказов
  6) принятие Соборного уложения

 

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.  
Отец правителя Правитель Сын правителя
Александр Невский Даниил Александрович   __________ (А)  
Иван III   __________ (Б)   Иван IV
Михаил Фёдорович   __________ (В)     __________ (Г)  
  __________ (Д)   Павел I   __________ (Е)  

 

 

 
Пропущенные элементы:
1) Василий III
2) Александр II
3) Пётр III
4) Алексей Михайлович
5) Александр I
6) Иван III
7) Иван Калита
8) Пётр I
9) Дмитрий Донской
 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

Прочтите отрывок из исторического источника.

 

«Июня в 23 день был великому государю выход на праздник Сретения Пресвятой Богородицы на Усретенку. И того числа была смута великая на Москве и били челом великому государю всем народом посадские и всяких чинов люди во всяких налогах и в разоренье на Леонтия Плещеева. А боярин Борис Иванович Морозов да окольничий Пётр Тихонович Траханиотов за него стали. И как государь пошёл от праздника, и за ним, государем, пришли на его, государев, двор всяких чинов посадские люди всем народом и всех приказов стрельцы и били челом великому государю с большим невежеством. И великий государь к ним послал боярина князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского да окольничего Бориса Ивановича Пушкина да думного дьяка Михаила Волошенинова с тем, что они бьют челом ему, великому государю, шумно и с большим невежеством, и указал было великий государь тех челобитчиков ловить головам стрелецким.

И стрельцы учинилися непослушны и были с ними заодно и боярина князя Михаила Михайловича Темкина-Ростовского да окольничего Бориса Ивановича Пушкина да думного дьяка Михаила Волошенинова обесчестили и платье на них ободрали, едва они ушли вверх к великому государю.

И пошли всяких чинов люди из города из Кремля вон и, выйдя, начали грабить боярские дворы».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

 

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В отрывке идёт речь о восстании под предводительством Степана Разина.

2) В отрывке идёт речь о народном восстании, участниками которого были служилые люди, составлявшие в Российском государстве в XVI–XVII вв. постоянное пешее войско.

3) Описанные события относятся ко второй половине царствования царя,

о котором идёт речь в отрывке.

4) В источнике упоминается, что в ходе народного движения были разграблены боярские дворы.

5) Народное движение, о котором идёт речь в отрывке, привело к принятию нового общегосударственного свода законов.

6) Одной из причин восстания, о котором идёт речь в отрывке, явилось ухудшение материального положения податного населения из-за введения медных денег.

 

Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

 
1) первое упоминание в летописи о Москве
2) принятие Соборного уложения
3) Куликовская битва
4) учреждение Святейшего Синода
5) подписание Сан-Стефанского мирного договора

 

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Последствия распада Древнерусского государства имели негативный характер».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

 

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

 

Расположите в хронологическом порядке исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности

в таблицу.

1) битва на реке Калке

2) Куликовская битва

3) Ледовое побоище

4) битва при деревне Лесной

5) Невская битва

 

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

Правитель Век Событие
  __________ (А)   XVI в. Создание стрелецкого войска
  __________ (Б)     __________ (В)   Крещение Руси
  __________ (Г)   XI в. Составление первого письменного свода законов
Дмитрий Донской   __________ (Д)     __________ (Е)  

 

 

 
Пропущенные элементы:
1) Владимир Святославич
2) Иван IV
3) объединение сил русских земель для борьбы с ордынским владычеством
4) X в.
5) учреждение патриаршества
6) XIV в.
7) Иван III
8) XV в.
9) Ярослав Мудрый

 

Что из перечисленного характеризует эпоху «дворцовых переворотов» в XVIII в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
  1) отмена местничества
  2) борьба за власть различных придворных группировок
  3) усиление роли гвардии в государстве
  4) начало промышленного переворота
  5) начало складывания всероссийского рынка
  6) расширение дворянских привилегий

 

Из исторического очерка.

 

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои – выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору…, но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине… заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в свое время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за свое будущее при Романовых».

 

О каком событии идет речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?

Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трех аргументов.

 

Из работы Н.М. Карамзина «История Государства Российского».

 

«Самовластие в России утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство. Отечество наше, слабое, разделённое на малые области, обязано величием своим счастливому введению монархической власти.

 

Варяги… правили ими без угнетения и насилия, брали дань лёгкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян или финнов, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье… и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убеждённые — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.

 

Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться».

 

В чём видит Н.М. Карамзин особенности описываемого им явления? Какие доводы приводит историк, говоря о цивилизующей роли варягов? Укажите всего не менее трёх положений.

 

Используя текст документа и ваши знания по истории, укажите, какие точки зрения существуют в исторической науке по данному вопросу, и раскройте содержание каждой из них.

 

Какое историческое событие нашло отражение в документе? Как историки определяют роль этого события? Назовите век, к которому оно относится.

 

Прочитайте отрывок из челобитной.

 

«В прошлом, в 1641 году обратились с просьбой к государю царю и великому князю всея Руси дворяне и дети боярские из разных городов всей землей.

Убегают от них старинные их крестьяне в разные города в большие поместья и в вотчины в патриаршие, и в митрополичьи, и в архиепископские, и в разных монастырей, и в государевы дворцовые села, и в чёрные волости, и поселяются у бояр, и у окольничих, и у других столичных чинов людей на льготных условиях. И те помещики и вотчинники и монастыри тем их беглым крестьянам на пустых местах (новые) слободы строят, а их поместья и вотчины от того пустеют. И те их беглые крестьяне, прожив за теми людьми урочные годы и надеясь на этих " сильных" людей, приходя них (в прежние места), и оставшихся крестьян подговаривают уходить и даже дома их поджигают и разоряют; да (новые владельцы) с тех их беглых крестьян берут записи о ссудах и займах, чтобы надёжнее их закрепить за собой.

…А если они и узнают, у кого живут их беглые крестьяне, то и тогда они не могут добиться их выдачи в урочные годы по суду, потому что суда добиться не могут; а если кто начнет судиться, то пока дело дойдет до решения, проходит многое время, ведь бояре и окольничие редко сами сидят и занимаются делами в приказах… А (тогда) урочные года проходят, то им по делу о выдаче тех крестьянах отказывают уже и без всякого суда.

Да им же (дворянам и детям боярским) указано на патриарших и на епископских управителей и на монастыри в обидах подавать иски в суд на три сроки: на Троицын да на Семёнов день, да на рождество Христово, а им в те сроки в Москву приезжать невозможно, потому что они в то время находятся на службе. А на местах, в городах на на патриарших и на епископских слуг подавать иски не разрешают, а те у них крестьян вывозят и землей их завладевают насильно и крестьянам их всякие обиды делают, а от суда уходят, потому что иски надо подавать только в указанные сроки».

 

К какому царю была обращена челобитная? Что такое «урочные годы»? Когда они были введены?

Почему дворяне были недовольны существовавшим законом об «урочных летах»? Используя текст, приведите не менее двух причин.

Используя текст, укажите, куда и почему уходили беглые крестьяне. Каково было последствие дворянских требований?

 

Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.

 

«Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей поспешностью отряд в десять тысяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии одной мили от неё, стал

у речки Даниловки и занял селение Загорье… московское войско засело

в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без всякого успеха… Московиты выставили у речки Яузы, через которую они [мятежники] должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, чтобы воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами числом в двести тысяч ратников

в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли большие потери.

 

Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством воеводы Истомы Пашкова, и этот Пашков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидевших в осаде; но Пашков [сговорившись] почти со всеми своими главными начальниками и капитанами, тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать московитам.

 

Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых,

а также послали отряд против Пашкова, который сразу передался

с пятьюстами человек, и его войско от [такой] неожиданности пришло

в расстройство, и московиты захватили множество пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство… ибо лес, через который они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча, также и в плен захватили до шести тысяч, так что

в Москве все темницы были полны…

 

И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в город Калугу, расположенный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в нём всегда шла большая торговля солью с землёй Северской…»

 

В каком году произошли описываемые в тексте события? Назовите царя, в правление которого происходили эти события. Укажите название эпохи в истории России, когда произошли описанные события.

 

Используя текст источника, укажите, что явилось решающим фактором в достижении победы «московитами». Выпишите из текста фразу, с помощью которой автор показал масштаб победы, одержанной «московитами». Какой поступок предводителя восставших автор считает последствием победы «московитов»?

 

Как связан поступок И. Пашкова, описанный в тексте, с социальным составом его войска? За кого выдавал себя главный предводитель повстанцев? Назовите самозванца, в борьбе с которым прославился упомянутый в тексте «молодой боярин Скопин».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.