Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задачи реформирования электроэнергетики обусловили и изменение организационной структуры головной компании Холдинга - ОАО РАО «ЕЭС России».






С 1998 по 2002 г. ОАО РАО «ЕЭС России» преимущественно решались задачи антикризисного управления и управления операционной деятельностью дочерних и зависимых обществ, прорабатывалась концепция и основные направления реформы отрасли. Соответственно организационная структура исполнительного аппарата ОАО РАО «ЕЭС России» была линейно-функциональной, а взаимодействие с дочерними обществами выстроено на принципах иерархического подчинения и централизации управленческих решений в сфере таких видов деятельности АО-энерго, как корпоративное управление, финансы, техническая политика и др. Переход к активной стадии реформирования отрасли и созданию новых компаний обозначил потребность в иной организации работы внутри головной компании Холдинга, так как при управлении разделенными и в последующем интегрированными по видам деятельности компаниями необходимо учитывать особенности каждой из них, исходя из направления деятельности. Вместе с тем возникли новые крупномасштабные задачи реструктуризации Холдинга и реформирования отрасли.

При разработке новой организационной структуры ОАО РАО «ЕЭС России» был принят подход, основывающийся на разделении функций компании по видам деятельности. В результате его реализации были созданы бизнес-единицы, ответственные за формирование и функционирование сетевых компаний, комплекса диспетчерского управления, генерирующих компаний, сервисных дочерних обществ Холдинга. Функция исполнительного органа бизнес-единицы «Сети» была возложена на исполнительный аппарат ОАО «ФСК ЕЭС», бизнес-единицы «Диспетчеризация» - на исполнительный аппарат ОАО «СО-ЦДУ». В исполнительном аппарате ОАО РАО «ЕЭС России» были созданы бизнес-единица 1 и бизнес-единица 2, которые организовывали формирование и функционирование оптовых и территориальных тепловых генерирующих компаний. Для координации работы гидростанции была образована бизнес-единица «ГидроОГК». Кроме того была создана бизнес-единица «Сервис», ответственная за формирование и функционирование ремонтно-сервисных компаний, научно-исследовательских институтов, строительных и проектных организаций.

Образование бизнес-единиц обеспечило персонификацию ответственности за формирование и результат деятельности подведомственных им дочерних компаний. Концентрация полномочий и ответственности за отдельные направления бизнеса в рамках одного подразделения исполнительного аппарата увеличивала скорость принятия решений и снижала количество согласовательных процедур. При этом реализовывался принцип «одного окна», облегчающий дочерним компаниям взаимодействие с головной компанией Холдинга. Все коммуникации осуществлялись преимущественно корпоративными методами с профильными «надведомственными» подразделениями ОАО РАО «ЕЭС России».

Вместе с тем в структуре ОАО РАО «ЕЭС России» были образованы:

Корпоративный центр, устанавливавший стандарты работы дочерних и зависимых обществ холдинга и формирующий целевые задания для бизнес-единиц, осуществляющий координацию и контроль их работы.

Центр управления реформой, консолидирующий функции проектирования и реализации реформы, участвующий в организации работы бизнес-единиц и корпоративного центра при осуществлении преобразований в энергокомпаниях холдинга РАО «ЕЭС России».

Наряду с общими для структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ ОАО РАО «ЕЭС России» стандартов и регламентов в Холдинге была введена система ключевых показателей эффективности (КПЭ), позволяющая оценивать вклад каждого подразделения, дочернего и зависимого общества в реализацию планов компании и Холдинга в целом. С системой КПЭ увязана система мотивации сотрудников, а также планово-бюджетный процесс в Холдинге.

В ходе организационно-структурных преобразований в РАО «ЕЭС России» применялись следующие управленческие технологии:

· схема пилотного проекта — подразумевает реализацию локального, т.е ограниченного территориально или функционально проекта для обработки тиражируемого образца деятельности;

· схема базового варианта — позволяет технологизировать однотипные проекты на основе универсального решения, выстроить систему их реализации и освободить ресурсы для остальных проектов, требующих специального подхода.

Так, для отработки технологии реформирования АО-энерго, повышения общего качества проектов и выявления возможных в ходе их реализации проблем в 2002 г. ОАО РАО «ЕЭС России» осуществило пилотные проекты реформирования в нескольких регионах Центральной части России (Брянскэнерго, Тулаэнерго, Калугаэнерго, Орелэнерго). Принцип пилотных проектов использовался при разработке стратегии распоряжения сбытовыми компаниями, размещении дополнительных акций генерирующих компаний, изменении системы тарифного регулирования распределительных сетевых компаний.

На основе полученного при реализации пилотных проектов реформирования АО-энерго опыта сформулирован базовый вариант реформирования, позволивший ввести общие процедуры и регламенты деятельности по реорганизации энергокомпаний (последовательность корпоративных процедур, принципы составления разделительного баланса и т.д.). По энергосистемам, в которых по тем или иным причинам реализация базового варианта оказалась неоптимальной, принимались отдельные решения и проводились дополнительные согласования.

Сложность этой работы в том, что для успешного запуска и последующей реализации проекта реформирования отдельной энергокомпании требовалось одобрение целого ряда заинтересованных сторон. Это местные органы исполнительной власти; акционеры АО-энерго (в том числе ОАО РАО «ЕЭС России»); крупные потребители электро- и тепловой энергии в регионе; государство как акционер в лице своих представителей в совете директоров ОАО РАО «ЕЭС России» и как общественный институт, министерства и ведомства; миноритарные акционеры ОАО РАО «ЕЭС России» и т.д. Для организации данной работы за каждой энергосистемой закреплялся ответственный руководитель, организующий процесс разработки и согласования проектов в коллегиальных органах (рабочие группы, комитеты, комиссии, правление и совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России»).

Впоследствии для организации работы по непосредственной реализации утвержденных проектов в головной компании ОАО РАО «ЕЭС России» были введены элементы проектной структуры: создан центр реализации проектов реформирования, организующий деятельность менеджеров, на которых возлагалась ответственность и давались соответствующие полномочия для обеспечения своевременности прохождения энергокомпанией намеченных этапов реорганизации. Менеджеры по реформированию имели двойную подчиненность — перед своим функциональным руководителем отвечали за свою основную работу; перед руководителем Центра — за временную работу в качестве менеджера по реформированию. Аналогично в АО-энерго вводились должности заместителя генерального директора по реформированию.

Представляется, что накопленный опыт организационно-структурных преобразований в ходе реформирования электроэнергетики должен учитываться и обогащаться в процессе дальнейшего развития, слияний и поглощений компаний целевой структуры.

 

ГидроОГК — оптовая гидрогенерирующая компания;
ММСК — межрегиональная магистральная сетевая компания;
МРСК — межрегиональные распределительные сетевые компании;
МСК — магистральные сетевые компании;

ОГК — оптовые генерирующие компании;

Тепловые ОГК — оптовые генерирующие компании на базе тепловых электростанций;

ТГК — террирориальные генерирующие компании

Рекомендуемая литература к главе 8

8.1. Акулов В.Б. и Рудаков М.Н. Теория организации: учебное пособие. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 1999.

8.2. Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука:
в 2-х т. — М.: Экономика, 1989.

8.3. Друкер Питер Ф. Практика менеджмента. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

8.4. Друкер Питер Ф. Эффективное управление. — М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.

8.5. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. — М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2005.

8.6. Маршев В.И. История управленческой мысли: учебник. — М.: Инфра-М, 2005.

8.7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1998.

8.8. Мильнер Б.З. Теория организации: учебник. — М.: Инфра-М, 1999.

8.9. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и «отношенческая» контрактация: пер. с англ. — СПб.: Лениздат, 1996.

8.10. Электронная библиотека Системы открытого доступа населения вологодской области (https://www.cultinfo.ru/fulltext/index.htm),

8.11. Веников В.А., Чернухин А.А., Флаксерман Ю.Н. Экономика энергетики СССР, 2 изд., М., 1975.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.