Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 9. Корпоративное управление на энергетических предприятиях






Органы и процедуры корпоративного управления энергокомпанией

Общие положения

Юридическое лицо в соответствии с законом обладает правосубъектностью, т.е. возможностью приобретать и осуществлять права и обязанности в гражданском обороте. Однако его правосубъектность носит особый характер, что проявляется в процессах принятия решений (волеобразования) и их реализации (волеизъявления).

Для юридического лица как для особого субъекта права закон предусматривает сложный процесс принятия решений (волеобразования) и их реализации (волеизъявления). Сложность эта объясняется довольно просто. В конечном итоге за любыми решениями лица юридического стоит воля одного или нескольких физических лиц. Однако обеспечение возможности участия в обороте такого субъекта права как юридическое лицо (по сути являющееся фикцией) потребовало и специального оформления решений, которые принимаются физическими лицами, действующими от имени указанного субъекта права. Особенно это актуально для разного рода сложных корпоративных образований, в учреждении и деятельности которых принимают участие не одно, а несколько, множество лиц. Их координация требует особого рода деятельности — управление юридическим лицом.

Таким образом, для участия в гражданском обороте юридического лица исторически стали использовать такие конструкции как «органы» юридического лица, через которые такое лицо и стало реализовывать свою особую правосубъектность. Органы эти формируются (в зависимости от организационной формы ведения бизнеса или реализации иных целей) либо учредителями, либо собственниками такого юридического лица. В определенных законом случаях органы могут не создаваться, а их функции (все или часть) могут выполняться другими лицами либо на основании договора с юридическим лицом (управляющая организация), либо в силу прямого указания закона (случаи банкротства). Воля юридического лица не может быть ни сформирована, ни реализована (о какой бы области деятельности такого лица мы не вели речь) без деятельности органов и (или) деятельности лиц, выполняющих их функции. Поэтому с правовой точки зрения, сам процесс управления энергокомпанией — это деятельность различных ее органов, поскольку именно через них реализуется правосубъектность юридического лица.

Управление юридическим лицом в правовом контексте — это деятельность органов юридического лица (органов управления, руководящих органов, органов контроля и надзора и т.д.), а также внешних элементов структуры управления (управляющих) по выработке (подготовке), принятию (утверждению) управленческого решения, его исполнению (реализации) и контролю его исполнения.

Для обозначения органов юридического лица закон использует различные понятия. Для одних видов юридических лиц используется понятие «органы управления»; для других (прежде всего некоммерческих организаций) — можно встретить упоминание о «руководящих органах». Для многих видов юридических лиц предусматривается формирование органов контроля или надзора (последние характерны для некоммерческих организаций). Для некоторых видов юридических лиц предусмотрено образование различных (часто временных) органов, выполняющих специальные функции. Причем такие органы формально не отнесены законом ни к органам управления, ни к органам контроля (к их числу, к примеру, относится счетная комиссия в акционерном обществе).

Помимо органов управления (руководящих органов), органов контроля и надзора, различных специальных органов в последнее время особенно в публичных компаниях, широкое распространение получила практика формирования и иных органов, выполняющих главным образом совещательные и рекомендательные функции. Речь идет о создании комитетов (комиссий) при советах директоров (наблюдательных советах) и правлениях акционерных обществ*. Не являясь ни органами управления, ни органами контроля в прямом смысле, они принимают решения, которые в силу регламента деятельности совета (правления) могут иметь решающее значение для принятия самого управленческого решения. Российское законодательство, регулирующее деятельность юридических лиц, не дает определения органа юридического лица (ни органа управления, ни органов контроля (надзора), и разного рода вспомогательных органов (комитетов при органах управления) или специальных органов (счетная комиссия). Гражданским кодексом (ГК) Российской Федерации установлено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности именно через свои органы. Вид органа, правила его формирования, состав, компетенция и порядок функционирования определяются законом.

Важную роль в описании конкретной структуры и компетенции закон отводит также учредительным и внутренним документам. Так, в ст. 52 ГК, применительно к содержанию учредительных документов любого юридического лица отмечается, что в них должен определяться порядок управления деятельностью юридического лица. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об акционерных обществах», устав общества должен определять структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия им решений.

Органы управления обычно делят на волеобразующие (т.е. формирующие волю юридического лица, как самостоятельного участника гражданских правоотношений) и волеизъявляющие (т.е. реализующие волю юридического лица). Продемонстрировать это можно на следующем примере.

Ст. 103 ГК устанавливает, что компетенция органов управления акционерным обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются непосредственно, Законом об акционерных обществах и уставом общества. Это правило позволяет говорить о разделении законодателем самого процесса волеобразования юридического лица, его оформления и внешнего проявления — «выступления от имени общества». Анализируя деятельность любого юридического лица, можно указать, что фактически любой орган управления является волеобразующим, т.е. участвующим в формировании воли юридического лица, однако только часть из них являются волеизъявляющими (например, к таким не относятся ни общее собрание, ни совет директоров). В большинстве случаев (особенно для публичных компаний) закон предусматривает сложный процесс волеобразования, когда воля юридического лица (к примеру, к совершению сделки) формируется как коллегиальными органами, так и единоличным исполнительным органом с реализацией ее последним.

Таким образом, орган управления (руководящий орган) можно определить как организационно обособленный элемент юридического лица, действующий на основании законодательства, учредительных и внутренних документов, посредством деятельности которого юридическое лицо осуществляет свою правосубъектность.

Орган контроля можно определить как организационно обособленный элемент юридического лица, действующий на основании законодательства, учредительных и внутренних документов, который в рамках своей компетенции осуществляет часть управленческих функций. Органы надзора, которые формируются в некоммерческих организациях, могут выступать и как органы управления и как органы контроля.

Комитеты и комиссии при коллегиальных органах (советах директоров (наблюдательных советах), правления) можно определить как консультативно-совещательные элементы в системе управления юридического лица.

Органы управления, контроля и надзора, консультативно-совещательные органы, различные вспомогательные и иные органы со специальной компетенцией в совокупности образуют структуру управления энергокомпании. Такая структура может быть осложнена появлением внешних по отношению к ней элементов — управляющей организации, арбитражных управляющих (внешние управленческие элементы). В предусмотренных законом случаях функции некоторых органов управления могут осуществлять лица на основании гражданско-правовых договоров. В случае несостоятельности (банкротства) часть управленческих функций (а в предусмотренных случаях и все) осуществляется органами, которые формируют кредиторы [9.1.6]. В этот процесс «встраиваются» еще и органы кредиторов (собрание / комитет кредиторов). В этом случае усложняется и процесс волеобразования и волеизъявления юридического лица.

Структура управления не может работать, если не определены соответствующие правила деятельности каждого ее звена (компетенция, сопряженность правил, регулирующих взаимоотношения между элементами системы управления, порядок принятия решений). Эту часть системы управления можно обозначить как процедуры управления энергокомпанией.

Переходя к анализу конкретных элементов управления энергокомпанией, отметим важную особенность: структура управления, как и соответствующие процедуры, зависят от организационно-правовой формы энергокомпании. Российское законодательство исходит из принципа ограниченного перечня организационно-правовых форм для создания юридического лица, круг которых четко установлен законом. Энергокомпания — это коммерческая организация, т.е. организация, которая с точки зрения ГК имеет целью получение прибыли. Этим определяется тот перечень организационно-правовых форм, в которых могут действовать энергокомпании — акционерное общество (как закрытое, так и открытое), общество с ограниченной ответственностью, различные товарищества, унитарное предприятие и т.п.

Все эти субъекты присутствуют в сегодняшней российской электроэнергетике. Однако основной организационно-правовой формой, в которой действуют практически все энергокомпании (абсолютное большинство компаний, не связанных с атомной энергетикой[1]), является открытое акционерное общество. Такая ситуация сложилась исторически. Все так называемые АО-энерго и федеральные энергетические станции (ФЭС) создавались в процессе приватизации государственных предприятий электроэнергетики путем преобразования государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества.

Однако и после окончания процесса приватизации большая часть энергокомпаний создается в форме открытого акционерного общества. На это есть своя причина — наличие у такого общества уникальных возможностей для привлечения капитала (средств инвесторов на финансовых рынках) через эмиссию акций, которые не свойственны иным организационно-правовым формам. Это представляется важным, учитывая потребности современной энергетики в значительных инвестициях для обновления инфраструктуры. Впрочем, в энергетике действуют компании и в иных организационно-правовых формах.

Здесь надо отметить специфику деятельности организаций атомного энергопромышленного комплекса — федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении органа государственного управления использованием атомной энергии; иных юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих виды деятельности в области использования атомной энергии, предусмотренные Законом «Об использовании атомной энергии». В атомной энергетике наблюдается постепенный процесс акционирования, что подтверждает практическую целесообразность такой организационно-правовой формы юридического лица, как акционерное общество.

Таким образом, основной объект рассмотрения — это система управления акционерным обществом (структура и процедуры). Функционирование системы управления акционерным обществом — совокупность отношений, в которые вступают между собой различные заинтересованные в ее деятельности лица. Эти отношения в практике принято называть корпоративными. Субъектами этих отношений выступают акционеры, лица, осуществляющие управленческие функции, само акционерное общество и его дочерние структуры, в ряде случаев — кредиторы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.