Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прекращение обязательств




Обязательство прекращается надлежащим исполнением сторонами обязанностей, составляющих его содержание, поскольку достигнуты поставленные ими цели (ст. 408 ч. 1 ГК РФ).

При зачете встречного требования (ст. 410 — 412 ч. 1 ГК РФ) однородные встречные требования погашаются полностью или частично, если они равны по размерам, или одно прекращается, а второе сохраняется в силе только в незачтенной части, если они не равны. Установлены случаи недопустимости зачета (ст. 411 ч. 1 ГК РФ).

Совпадение должника и кредитора в одном лице возможно при реорганизации юридических лиц, когда происходит слияние или присоединение одного юридического лица к другому (ст. 413 ч. 1 ГК РФ).

Стороны могут прийти к соглашению о прекращении обязательства. Организации могут вступить в такое соглашение, если это не противоречит закону.

Невозможность исполнения обязательства может быть физической, когда перестал существовать (погиб) предмет обязательства, и юридической — в случае запрещения законом того действия (или бездействия), которое составляет содержание обязательства (ст. 416 ч. 1 ГК РФ).

При ликвидации юридического лица прекращаются его обязательства, если специальным законодательством они не возлагаются на другое юридическое лицо (ст. 419 ч. 1 ГК РФ).

 

5. Трудовое права: общая характеристика.

Трудовое право — отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения. Основным законом трудового права является Кодекс законов о труде (КЗоТ).

Трудовые отношения — это сложившийся комплекс экономических, социальных и административных отношении между работодателем и наемным работником на основе трудового договора (контракта).

КЗоТ и иные нормативные акты о труде регулируют трудовые отношения всех работников, работающих по трудовому договору (контракту) с индивидуальным нанимателем или организацией. Наряду с ними, в предмет трудового права входят также отношения, связанные с участием работников в управлении трудовым коллективом (непосредственно или через профсоюз), с подготовкой и переподготовкой работников, государственным социальным страхованием.

Трудовое право необходимо обществу для достижения определенных, конкретных задач. Кодексом законов о труде РФ определены следующие общие задачи: содействие росту производительности труда, улучшение качества работы; повышение эффективности общественного производства и подъем на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся; укрепление трудовой дисциплины; обеспечение высокого уровня охраны труда и условий труда.

Нормы трудового права объединены в две его основные части — общую и особенную. Общая часть включает нормы, имеющие значение для регулирования всех трудовых отношений или их основной части. Особенная часть включает нормы, регулирующие элементы (стороны) трудовых отношений и связанных с ними: рабочее время, время отдыха, трудовые споры, отношения по материальной ответственности, социальное страхование (пособия по временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение).



К обшей части относятся институты: коллективного договора, участия работников и трудового коллектива в управлении производством, а также общие положения (нормы, определяющие задачи, принципы, виды отношений, структуру и др.).

Особенная часть состоит из институтов: занятости, трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, материальной ответственности, труда молодежи, труда женщин, трудовой дисциплины, льгот для работников, совмещающих работу с обучением, трудовых споров, надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Трудовое право выполняет общие функции, присущие всем отраслям права, т.е. функции регулирования экономических, политических, социальных и управленческих отношений. Особенность функционирования норм трудового права состоит в том, что нормы трудового права регулируют лишь часть экономических, социальных, политических и управленческих отношений, которые складываются в трудовом коллективе той или иной организации. Трудовое право выполняет также специальные юридические функции: регулятивную и охранительную. Особенность охранительной функции, в частности, состоит в том, что трудовое законодательство устанавливает особый вид дисциплинарной ответственности (ст. 135 КЗоТ РФ).



Трудовое право выполняет и такие специфические функции, присущие только этой отрасли права, какпроизводственнаяи функция социальной защиты.

Производственная функция состоит в том, что нормы трудового права имеют направленность и принимаются в целях удовлетворения прав и интересов работодателей.

Функция социальной защиты направлена на удовлетворение предусмотренных Конституцией и законами РФ прав и интересов наемных работников. Соблюдение этих прав и интересов работников защищается также их объединениями, например, профсоюзами, другими общественными организациями, политическими партиями, а также государственными органами в области труда и занятости. В идеальном варианте обе функции должны развиваться сбалансировано, то есть должны закрепить определенный баланс интересов в виде определенного компромисса между работодателями и наемными работниками.

6. Семейное права: общая характеристика.

Семейное право - это самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих личные имущественные и неимущественные отношения между гражданами, предусмотренные семейным законодательством.

Предметом семейного права являются отношения, четко определенные семейным законодательством, а именно отношения:

o по поводу вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным;

o личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами;

o мо поводу устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейные правоотношения подвергаются правовому регулированию весьма ограничено, поскольку процессы создания и существования семьи лежат па неподвластной государству и обществу основе - личных глубоких чувствах, любви мужчины и женщины, родителей и детей, взаимопонимании и ответственности за судьбу друг друга. Соприкосновение нравственности, морали и права в плоскости семейных отношений делает их границу размытой и едва уловимой.

Для выделения семейных правоотношений из всех возможных отношений в юридической литературе обозначены их характерные черты.

Так, семейные правоотношения являются длящимися, т.е. носят длительный характер (брак заключается для создания прочного многолетнего союза, родственные отношения даже в случае лишения родительских прав прекращаются только смертью, выплата алиментов является долгосрочным обязательством).

Другой характерной чертой семейных отношений является многосубъектность и особенность связей субъектов семейного права между собой. Семейные правоотношения возникают между людьми, связанными кровным родством, свойством, усыновлением, установлением опеки, приемом ребенка в семью. Кроме того, субъектами семейного права являются государственные органы и учреждения (в основном это органы опеки и попечительства и учреждения для проживания и воспитания детей-сирот). Для человека практически немыслима ситуация, при которой он не являлся бы субъектом семейных отношений: в таком случае у него не должно быть родственников, супруга(и), он не должен содержаться в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей или быть сотрудником такой организации или органов опеки и попечительства.

Действующим законодательством не закреплено понятие "семья". "Ячейка общества", "основа", "кирпичик социальной системы"; лично для себя каждый волен сам определять содержание этого слова. В правовом же смысле стоит согласиться со следующим определением: "Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью".

Определение семьи, как бы его не трактовали теоретики, нельзя отграничить от тесного, интимного взаимодействия нескольких личностей, поэтому понятие "семья" не является юридическим и не может быть законодательно закреплено. В связи с этим, одним из критериев семейных правоотношений является их личностный характер.

Кроме того, в качестве характеристик семейных правоотношений выделяется также односторонность большинства семейных правоотношений,неотделимость семейных прав и обязанностей от личности и некоторые другие.

В науке семейного права активно ведется спор о принципах данной отрасли, порожденный формулировкой ст. 1 СК РФ, название которой звучит как "Основные начала семейного законодательства", и в ч. 3 которой содержится перечисление принципов регулирования семейных отношений. После вступления в силу СК РФ перед теоретиками неизбежно встал вопрос о тождественности понятий "принципы" и "основные начала".

В разрешении дилеммы стоит согласиться с мнением Т. В. Шершень о том, что содержание принципов семейного права неизбежно отражает развитие семейного законодательства. Включение принципов семейного права в одну из частей статьи С К РФ, посвященной основам семейного законодательства, в корне неверно, в той же мере, как отождествление этих двух понятий. Принципы семейного права представляют собой руководящие идеи, лежащие в основе правового регулирования, правоприменения и построения семейных правоотношений. Принципы разрабатываются наукой семейного права - явлением более динамичным и мобильным в сравнении с нормотворчеством, а уже на их основе выводятся и находят свое законодательное закрепление основные начала.

В связи с тем, что существует большое количество вариаций перечня принципов регулирования семейных правоотношений, описанных наукой семейного права, для облегчения задачи изложения позволим себе сделать акцент на основных началах семейного законодательства. Среди последних выделяются:

o приоритет государственной защиты семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации;

o построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов;

o недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

o обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав;

o признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния (далее - органах ЗАГС);

o добровольность брачного союза мужчины и женщины;

o равенство прав супругов в семье;

o разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

o приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

o обеспечение возможности судебной защиты прав членов семьи с приоритетной защитой прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

o запрет на любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Соответственно, законные права членов семьи, как и иные права граждан Российской Федерации, могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и интересов граждан.

Нормативными актами, составляющими семейное законодательство РФ, являются Конституция РФ, СК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, ЖК РФ, УК РФ, а также федеральные законы РФ, подзаконные нормативные акты, нормативные акты субъектов РФ и международные договоры Российской Федерации.

Значительное влияние в создании современной редакции СК РФ оказала Конституция РФ. Положения основного закона страны, объявляющие человека, его нрава и свободы высшей ценностью; провозглашающие государственную защиту материнства, детства и семьи; закрепляющие частную собственность нашли свое отражение в СК РФ.

СК РФ, уже четвертый по счету с 1918 г., является основным нормативным актом, регулирующим семейные правоотношения. Состоит кодекс из 170 статей, разбитых на восемь отражающих все институты семейного права разделов:

o общие положения;

o заключение и прекращение брака;

o права и обязанности супругов;

o права и обязанности родителей и детей;

o алиментные обязательства членов семьи;

o формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

o применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранцев и лиц без гражданства;

o заключительные положения семейного законодательства.

СК РФ принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., но введен в действие только 1 марта 1996 г. Таким образом, положения СК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после 1 марта 1996 г., т.е. с момента вступления его в действие, и к отношениям, носящим длительный характер, возникшим до указанной даты и продолжавшим существовать после вступления кодекса в силу (например, правовая сторона взаимоотношений супругов, вступивших в брак 30 января 1994 г. и продолжающих совместную супружескую жизнь после 1 марта 1996 г.).

К имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений (ст. 4 СК РФ). В связи с этим, определенная доля правового регулирования ложится на ГК РФ, устанавливающий правовые основания признания человека недееспособным, регулирующего договорные отношения ("брачный контракт"), наследование, авторские права и т.д.

Среди федеральных законов, составляющих нормативную базу семейного права, следует особое внимание обратить на Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".

Опека представляет собой форму устройства детей, не достигших возраста четырнадцати лет (малолетних граждан), и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия (приобретение имущества, распоряжение имуществом, представительство интересов в государственных органах и суде и др.).

В свою очередь, попечительство - это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей (от совета до юридически значимых действий), охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии гражданским законодательством. Лица, в отношении которых установлена опека или попечительство называются подопечными.

Законодательство об опеке и попечительстве закрепляет: правовые статусы органов опеки и попечительства (их задачи и полномочия), опекунов и попечителей; правовой режим имущества подопечных (особенности распоряжения им, охрана и пр.); меры ответственности за неисполнение опекунами и попечителями, органами опеки своих обязанностей и некоторые другие вопросы.

Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" определяет: органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния и порядок такой регистрации; порядок формирования и хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг); порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния.

Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан (ст. 3 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"), а именно: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть.

Среди международно-правовых актов, регулирующих семейные правоотношения, можно назвать Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт от 16.12.1966 об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт от 16.12.1966 о гражданских и политических правах, Конвенцию ООП о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) и др.

Часть 2

1. Понятие отраслей публичного права, предмет и методы их регулирования.

Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса[1]. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами. Однако и государство по принципу верховенства права обязано подчиняться собстсвенным законам и не допускать произвола в принятии решений.

Отрасли публичного права, как правило, обозначаются в конституциях государств. Смысл такой фиксации не только в высшем «юридическом признании» этих отраслей, но и в создании твёрдого фундамента для их стройного развития в рамках всей правовой системы государства. Чаще всего подобное конституционное регулирование встречается в государствах с федеративным устройством, в которых необходимо разграничить компетенции федерации и её субъектов. Предметом разграничения в таких случаях могут быть как отрасли публичного права, так и их подотрасли, а также относящиеся к ним правовые институты, группы однородных законов или даже отдельные законодательные акты[4].

Отраслям публичного права свойственно обеспечение баланса интересов в правоотношениях, хотя бы одним из субъектов в которых выступает лицо, обладающее властными полномочиями. Все такие отрасли права имеют схожую нормативную структуру и применяют схожий метод регулирования. Метод этот включает составление общерегулирующих актов, содержащих обязательные предписания, обеспеченные использованием специальных правоохранительных процедур[4]. Хотя, как уже говорилось выше, императивность далеко не единственный признак норм публичного права.

Согласно указанным критериям к отраслям публичного права, как правило, относят:

· конституционное право,

· судоустройство,

· административное право,

· административно-процессуальное право,

· финансовое право,

· арбитражный процесс,

· гражданско-процессуальное право,

· уголовное право,

· уголовно-процессуальное право,

· уголовно-исполнительное право,

· экологическое право,

· международное публичное право,

· международное гуманитарное право.

Приведённый перечень, однако, не является окончательным, оставаясь предметом научного обсуждения. Учёные юристы склонны дополнять его или сокращать как в зависимости от своих представлений о состоянии того или иного элемента сложившейся правовой системы, так и в зависимости от своего понимания границ публичного права. В перечень вполне могут быть включены«теория государства и права» или «информационное право»[4] или, наоборот, исключены какие-то отрасли как подчинённые более крупным отраслям.

Предмет и метод правового регулирования, лежащие в основании деления системы права на отрасли, определяются глубинным делением права на две подсистемы: частную и публичную, известные еще со времен Древнего Рима. По известной формуле римского юриста Ульпиана, публичное право относится к положению государства, частное — к пользе отдельных лиц.

Публичное и частное право — это, с одной стороны, противоречивые, а с другой — взаимосвязанные грани права. Сегодня правовые системы многих цивилизованных стран основываются на принципе разделения права на частное и публичное (ФРГ, Франция, Италия, Испания и др.). Мировая юридическая наука признает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым.

Представим деление права на частное и публичное с указанием предмета, признаков, метода, относящихся к каждому из них:

Публичное право Частное право
— подсистема права, регулирующая государственные, межгосударственные и общественные отношения. — подсистема права, регулирующая имущественно-стоимостные отношения и личные неимущественные отношения, возникающие по поводу духовных благ и связанные с личностью их участников.

 

Предмет регулирования публичного права Предмет регулирования частного права
— область «государственных дел»: сфера устройства и деятельности государства как публичной власти, всех публичных институтов, аппарата государства, административных отношений, государственной службы, уголовного преследования и ответственности, принципов, норм и институтов межгосударственных отношений и международных организаций и т.д. — область «частных дел»: сфера статуса свободной личности, частной собственности, свободных договорных отношений, наследования, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств и тд.

 

Признаки публичного права: Признаки частного права:
1) регулирует отношения между государственными органами либо между частными лицами и государством; 2) обеспечивает публичный интерес — акцентирует внимание на запретах, обязанностях людей(подданных) перед государством; 3) обеспечивает одностороннее волеизъявление субъектов права; 4) предполагает широкую сферу усмотрения; 5) содержит нормы общие и безличные, имеющие нормативно-ориентирующее воздействие; 6) характеризуется преобладанием директивно-обязательных норм, рассчитанных на иерархические отношения субъектов и субординацию правовых норм и актов; 7) широко использует новейшие технические приёмы. 1) регулирует отношения частных лиц между собой; 2) обеспечивает частный интерес: акцентирует внимание на экономической свободе, свободном самоизъявлении и равенстве товаропроизводителей, защите собственников от произвола государства; 3) обеспечивает свободное волеизъявление субъектов при реализации своих прав; 4) предполагает широкое использование договорной формы регулирования; 5) содержит нормы, обращенные к субъективному праву и обеспечивающие судебную защиту; 6) характеризуется преобладанием диспозитивных норм, рассчитанных на самоответственность по своим обязательствам и действиям; 7) сохраняет классическую юридическую технику.

 

Метод публичного права — императивный Метод частного права — диапозитивный
Отрасли права, в которых началом является публичное право: Отрасли права, в которых началом является частное право:
— конституционное, — административное, — уголовное, — финансовое, — включающее бюджетное и налоговое, — административно-процессуальное, — уголовно-процессуальное, — международное публичное, — международное гуманитарное право и др. — гражданское, — семейное, — авторское, — жилищное, — трудовое, — гражданско-процессуальное, — международное частное право и др.

Критерии отнесения норм к частному или публичному праву:

1) интерес (публичный, государственный интерес — область публичного права, частный — область частного права);

2) предмет правового регулирования (частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному — неимущественные);

3) метод правового регулирования (в публичном праве — метод субординации, в частном — координации);

4) субъектный состав (публичное право регулирует отношения частных лиц с государством или между государственными органами, частное — частных лиц между собой).

Таким образом, отрасли права можно разделить на те, у которых преобладают начала публичного права, и те, у которых превалируют начала частного права. Для первых характерен императивный (соподчинения) метод правового регулирования, для вторых — диспозитивный (автономии).

Преобладание в отрасли права начал публичного (или частного) права не исключает наличия в ней норм частного (или публичного) права и соответственно определенного сочетания императивного и диспозитивного методов регулирования, что свидетельствует об отсутствии «чистых» отраслей права.

Например, предпринимательское право — система норм, регулирующих имущественные (товарно-денежные) и управленческие отношения. Если методом регулирования первых является диспозитивный (ориентирован на равенство сторон-предпринимателей), то вторых — императивный (в отношениях предпринимателей и органов управления он предусматривает обязательные управленческие акты, адресованные предпринимателям — в пределах компетенции управленческого органа).

Экологическое, аграрное, земельное право в силу специфики предмета правового регулирования требуют сочетания нескольких методов правового регулирования.

В экологическом праве применяются: императивный (властный) метод, необходимый для обеспечения выполнения экологических предписаний; диспозитивный метод равенства сторон и свободного волеизъявления, необходимый для рационального использования природных ресурсов, экономических мер регулирования качества окружающей среды.

Земельное право также сочетает в себе элементы ведущих методов (императивный) административного и (диспозитивный) гражданского права.

Процессуальным отраслям права — гражданскому процессуальному праву и уголовному процессуальному праву — свойственны элементы как диспозитивного, так и императивного метода, при превалировании одного из них. Разумеется, система методов правового регулирования находится в постоянном движении, динамике.

 

2. Уголовное право: понятие, источники и система.

Происхождение и первоначальное значение понятия «уголовное право» специалисты объясняют по- разному. Согласие достигнуто лишь в том, что оно производив от сложившихся в древнерусском праве понятий: преступления («годовщина» — убийство, «головник» — убийца) или наказания («головничество» — возмещение ущерба семье убитого, «плата за голову»).

Современное понятие «уголовное право» многозначно: это и отрасль права, и отрасль законодательства, и отрасль науки, и учебная дисциплина.

В собственном, наиболее точном своем значенииуголовное право — это прежде всего отрасль права, т.е. система уголовно-право- вых норм, установленных государством (законодательной властью) в целях регулирования и охраны общественных отношений от преступных посягательств. Уголовно-правовые нормы определяют задачи уголовного законодательства и пределы его действия, основание и принципы уголовной ответственности, понятия преступления и наказания, круг общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, закрепляют систему наказаний, порядок и правила их применения, основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и от наказания, регулируют иные уголовно-правовые институты. Будучи самостоятельной отраслью в системе российского права, уголовное право характеризуется как общими признаками, присущими праву в целом, так и отличительными признаками, которые вытекают из его отраслевой принадлежности и заключаются в особенностях его задач, предмета и метода.

Как отрасль законодательства уголовное право представляет собой совокупность законов, содержащих нормы уголовного права (закон, как известно, есть источник, содержащий правовые нормы, форма их выражения). Согласно ст. I УК уголовное законодательство РФ состоит из Уголовного кодекса; новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК1.

Как отрасль юридической науки уголовное право — это одновременно исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о самых разных аспектах уголовного права, и совокупность идей, взглядов и представлений об этом, полученных в результате исследовательской деятельности и воплощенных в различных теоретических концепциях.

Как учебная дисциплина уголовное право есть совокупность знаний, приобретаемых студентами-юристами в рамках учебной программы «уголовное право».


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал