Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.
ü последовательность изложения.
ü число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
№
п/п
| Наименование раздела
Подраздел
Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Домашнее задание
| Дата
|
1.
| Богатство и выразительность русского языка.
|
| Урок усвоения нового материала
| Языковая система современного русского языка
| Знать содержание и назначение УМК, условные обозначения
Уметь анализировать лексические и словообразовательные возможности языка
| Составить конспект статьи на с.11-12 «Теории» (вариант: выписать ключевые слова) так, чтобы ее содержание можно было пересказать; упр.2
|
|
Повторение изученного в 5 классе (10 ч + 2 ч)
|
2.
| Выразительные средства языка
|
| Урок закрепления изученного
| Понятие о предложении, абзаце, тексте
| Знать изученные выразительные средства языка
Уметь видеть границы предложений, правильно их оформлять на письме и интонировать в устной речи, а также некоторые навыки пунктуации
| Упр.8
|
|
3.
| Повторение. Орфография.
|
| Урок закрепления изученного
| Базовые понятия орфографии
| Знать теоретический материал по теме.
Уметь слышать звуки, отличать их от букв, закрепить навыки произношения слов в соответствии с нормами произношения
| Упр.25, 26 или подобрать 4-5 скороговорок и выучить их
|
|
4.
| Повторение. Морфемика
|
| Урок закрепления изученного
| Базовые понятия морфемики
| Совершенствовать умения определять ударный звук в слове
| Повторить произношение слов из упр.35, записать те слова, которые вызывают затруднения
|
|
| Повторение. Морфология. Части речи и члены предложения.
|
| Урок закрепления изученного
| Некоторые орфографические правила
| Повторить некоторые правила орфографии; совершенствовать соответствующие навыки школьников
| Упр.29 – ответ на вопрос или написать изложение (2-е зад.упр.31
|
|
7.
| Р/р. Стили речи. Текст.
|
| Урок закрепления изученного
| Понятие о тексте, его признаках; стили речи
| Совершенствовать умения определять тему текста, его основную мысль и на этой основе – умения озаглавливать текст; совершенствовать умение пересказывать текст
| Написать сочинение на тему по выбору «Чем мне запомнилось лето», «Памятный день лета», «О чем мне хочется рассказать»
|
|
8.
| Повторение. Синтаксис.
|
| Урок закрепления изученного
| Основные понятия синтаксиса
| Совершенствовать навыки синтаксического анализа, умения выделять грамматическую основу предложения
| Упр.14
|
|
9-10
| Р/р. Темы широкие и узкие
|
| Урок закрепления изученного
| Основные понятия раздела «Лексика»
| Совершенствовать умения толковать значения слов, умение пользоваться словарями
| Дописать
|
|
| Р/р Признаки текста
|
| Урок РР
| Тема, основная мысль текста, план. Стиль и тип речи.
| Уметь определять тему и основную мысль текста; составлять его план
| Творч.зад.
|
|
| Части речи
|
| Урок-практикум.
| Грамматика. Морфология. Общее грамматическое значение.
| Знать понятия грамматика, морфология.
Уметь различать части речи, выполнять морфемный, морфологический разборы.
| Упр. 48
|
|
| Слово и его формы
|
| Урок-практикум
| Система частей речи в русском языке. Форма слова.
| Знать понятие форма слова, способы образования словоформ.
Уметь различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
| Упр.45
|
|
14.
| Диктант
|
| Урок контроля
|
|
| Повторить признаки текста, упр.13, подготовить анализ рубрик из газет или журналов
|
|
Самостоятельные части речи.
Имя существительное (19 ч + 4 ч)
|
| Понятие о существительном.
|
| Урок закрепления изученного
| Имя существительное как часть речи. Роль в предложении. Употребление в речи.
| Знать понятие имя существительное
Умет- аргументированно доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- употреблять одни и те же имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
- согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращенными словами; соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях;
- использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения;
- употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста.
| 1)запомнить произношение слов из упр.58; 2)доп.задание к упр.57
|
|
16.
| Нарицательные и собственные имена существительные.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
|
| Урок закрепления изученного
| Нарицательные и собственные имена существительные.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
|
Упр.64
|
|
17-18.
| Род, число, склонение, падеж существительных
|
| Урок усвоения нового материала
| Род как постоянный признак имен существительных. Существительные мужского, женского, среднего, общего рода.
Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Правильное употребление существительных в речи.
|
Повторить слов.слова
Упр.81
|
|
19-20.
| Склонение существительных в единственном и во множественном числе.
|
| Урок усвоения нового материала
| Склонение существительных в единственном и множественном числе. Правописание окончаний существительных.
| Упр.86, 97
|
|
21.
| Разносклоняемые имена существительные.
|
| Урок усвоения нового материала
| Разносклоняемые имена существительные. Правописание суффиксов разносклоняемых существительных.
| Мини-сочинение
|
|
22-23.
| Неизменяемые существительные.
|
| Урок усвоения нового материала
| Склоняемые и несклоняемые существительные.Употребление несклоняемых существительных в речи.
|
П.79, упр.106(2), 107
|
|
24-25.
| Словообразование имен существительных с помощью суффиксов, приставок.
|
| Урок усвоения нового материала
| Словообразование имен существительных с помощью суффиксов, приставок.
| П.80, упр.116, 120
|
|
26.
| Правописание суффиксов –ик-, -ек-, -ок-, -ек-, -онк-, -еньк- после шипящих.
|
| Урок усвоения нового материала
| Правописание суффиксов –ик-, -ек-, -ок-, -ек-, -онк-, -еньк- после шипящих.
| Упр.124
|
|
27.
| Правописание суффиксов –чик, -щик.
|
| Урок усвоения нового материала
| Правописание суффиксов –чик, -щик.
| П.80, самодиктант
|
|
28.
| 0-ё после шипящих
|
| Урок усвоения нового материала
| Образование имен сущ. С помощью суффиксов. Морфемный разбор слов.
| Упр.126
|
|
29-30.
| Словообразование существительных
|
| Урок усвоения нового материала
| Слитное и раздельное написание не с существительными.
| П.81, упр.129, 136
|
|
| Образование сложных существительных
|
| Способы образования сложных сущ. Соединительные гласные о и е. Сложносокращенные сущ.
|
| Самодиктант
|
|
32-33.
| Правописание сложных имен существительных.
|
| Урок усвоения нового материала
| Правописание сложных имен существительных.
| П.81, упр.142, 144
|
|
34-35
| Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное».
|
| Повторительно- обобщающие уроки
| Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание. Употребление в речи.
| упр.153;
|
|
| Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
|
| Урок контроля
| Правописание имен существительных
|
Повторить слов. слова
|
|
| Сочинение по картине И.И.Шишкина
|
| Урок РР
| Биографические сведения о художнике. Творческая история картины
| Знать биографические сведения
Уметь самостоятельно писать сочинение по картине
| Черновик
|
|
Глагол (45 ч + 9 ч)
|
38-39
| Понятие о глаголе.
|
| Повторительно-обобщающий урок
| Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
| Уметь опознавать глагол на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли в предложении.
| П.82, упр.160 устно, Повторить правило, упр.177 (2-е и 4-е зад.)
|
|
| Р/р Простой и сложный план
|
| Урок РР
| Простой и сложный план. Авторские языковые выразительные средства
| Знать понятия план, роль плана в работе с текстом
Уметь выразительно читать и анализировать текст
| Пересказ
|
|
| Изложение
|
| Урок РР
| Тема, основная мысль, план текста.
| Уметь определять тему и основную мысль текста, составлять его план
| Работа с черн.
|
|
| Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива. Синтаксическая роль в предложении. Употреблении в речи. Правописание –тся, -ться в глаголах, ь в инфинитиве.
| Знать об инфинитиве как неизменяемой форме глагола. Уметь определять формообразующие суффиксы, основы инфинитива, правильно писать суффиксы-гласные инфинитива, обозначать морфемный состав инфинитива
| Подготовить сообщение «Что я узнал об инфинитиве», упр.185, п.83
|
|
| Возвратные глаголы.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Возвратные глаголы. Категория переходности и непереходности. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.
| Понимать значение возвратных глаголов, тонкость их семантики, знать определения переходных и непереходных глаголов, образовывать возвратные глаголы, переходные и непереходные глаголы
| П.84,
Упр.198
|
|
44-46
| Правописание –тся, -ться
|
| Урок-практикум
| Буквосочетание. Н.ф.глагола. Правописание –тся, -ться
| Знать правило
Уметь правильно ставить вопросы к глаголам
| П.84, №199
Самодиктант
Инд.зад.
|
|
47-48
| Изложение
|
| Урок развития речи
| Тема, основная мысль, план текста.
| Уметь писать выборочное изложение
| Упр.29 или 30
Черновик
|
|
49-50
| Глаголы совершенного и несовершенного вида.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Глаголы совершенного и несовершенного вида. Образование видовых пар.
| Знать понятие о категории вида глаголов и видовых парах, уметь различать глаголы совершенного и несовершенного вида по вопросам и значению, владеть способом действия по распознаванию видов глагола
|
Упр.205 или 209. П.52, выучить наизусть корни с чередованием Е//И из упр.212
|
|
51-52
| Правописание корней с чередованием
|
| Урок-практикум
| Виды глагола. Семантика глаголов СВ и НСВ.
| Знать семантику глаголов СВ и НСВ; способы образования глаголов СВ
Уметь определять вид глаголов; подбирать к глагола видовую пару.
| Упр.216
Упр.218
|
|
| Контрольная работа и ее анализ
|
| Урок контроля
Урок коррекции
| Правописание изученных частей речи
| Уметь писать текст под диктовку; применять на практике изученные правила
| Сл.сл.
|
|
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
| Знать о наклонении глагола как изменяемой категории; различать наклонения глагола, уметь изменять глаголы по временам в изъявительном наклонении, правильно писать и употреблять в речи
| П.86, упр.221
№226
|
|
| Р/р. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
|
| Урок развития речи
| Описательный оборот
| Освоить понятие об описательном обороте как лексическом средстве связи предложений в тексте
| Упр.54
|
|
| Времена глагола.
|
| Урок закрепления изученного
| Времена глагола: прошедшее, настоящее и будущее время
| Знать о временах глагола и их значениях, уметь образовывать формы времени от глаголов разного вида, определять время, соотносить действия, выражаемые глаголом с момента речи, соблюдать нормы употребления глаголов-сказуемых в рядах однородных членов
| Упр.227, образовать все возможные формы глаголов от инфинитивов объединить, участвовать, извиниться
|
|
| Прошедшее время
|
| Урок закрепления изученного
| Прошедшее время глагола: значение, образование, изменение. Чередование звуков при образовании форм прошедшего времени
| Уметь образовывать формы прошедшего времени глагола, соблюдать нормы употребления глаголов в форме прошедшего времени, согласовывать глаголы в прошедшем времени с именами существительными
| П.88, составить план, конспект, упр.232
|
|
| Прошедшее время
|
| Урок усвоения новых знаний
| Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени. Гласные перед суффиксом –л в глаголах
| Уметь согласовывать глаголы в прошедшем времени с именами существительными, находить орфограмму в морфеме, опознавать часть речи, безошибочно писать глагольные суффиксы и окончания
| Упр.235 устно, упр.238 или задания по выбору
|
|
| Настоящее и будущее время
|
| Урок усвоения новых знаний
| Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида
| Уметь образовывать глаголы настоящего и будущего времени, определять их значения, изменять глаголы в форме настоящего и будущего времени, употреблять их в речи, соблюдая норму
|
Упр.245;
П.89, составить план; упр.248
|
|
| Р/р. Официально-деловой стиль.
|
| Урок развития речи
| Особенности официально-делового стиля речи при передаче официального сообщения о каком-либо событии, происшествии
| Уметь заполнять справки, составлять объявления, другие деловые бумаги(заявление, анкету, биографию, объяснительную записку, инструкцию и т.п.)
| Упр.56.2., составить объявление (упр.59 задание 3)
|
|
| Лицо и число глагола
|
| Урок усвоения новых знаний
| Значение 1, 2, 3-го лица глаголов. Обобщенное значение глаголов 2, 3 лица, структура предложения с эитми формами
| Уметь определять лицо глагола; совершенствовать навык обозначения на письме формы 2 лица ед.ч. глаголов с помощью Ь
| П.90, упр.254
|
|
| Спряжение глаголов
|
| Урок усвоения новых знаний
| Спряжение глаголов. Способ определения спряжения глаголов.
Гласная в личном окончании глагола.
| Уметь по личной форме находить инфинитив, сохраняя при этом вид глагола; знать алгоритм применения правила определения спряжения и уметь им пользоваться.
Уметь безошибочно писать гласную в личном окончании глагола.
| Алгоритм; упр.245;
Упр.263;
Выучить памятку из упр.268, упр.269
|
|
| Контрольная работа по теме «Глагол».
|
| Урок контроля
|
| Знать изученное о глаголе
| С.сл.
|
|
| Анализ контрольной работы
|
| Урок коррекции
|
| Устранить пробелы в знаниях
| Упр. 271
|
|
| Р/р. Рассказ.
|
| Урок развития речи
| Композиция рассказа
| Умение писать изложение, близкое к тексту
| Написать изложение, близкое к тексту рассказа И.С.Тургенева «Воробей»
|
|
| Разноспрягаемые глаголы.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Разноспрягаемые глаголы. Особенности изменения разноспрягаемых глаголов.
| Знать особенности разноспрягаемых глаголов, освоить нормы изменения частотного глагола «хотеть», уметь опознавать разноспрягаемые глаголы, употреблять их, соблюдая нормы, выявлять фонетические явления – чередования Ч//Ж при изменении разноспрягаемых глаголов
| Повторить памятку из упр.268, упр.262
|
|
| Условное наклонение
|
| Урок усвоения новых знаний
| Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении
| Знать о значении, образовании и изменении глаголов условного наклонения. Уметь изменять и употреблять глаголы в условном наклонении, соблюдая нормы согласования глагола, опознавать глаголы условного наклонения в тексте, различать изъявительное и условное наклонение
| П.93, упр.281;
Упр.285;
Русская речь п.4, упр.41
|
|
| Повелительное наклонение
|
| Урок усвоения новых знаний
| Значение, образование, изменение и сфера употребления глаголов в повелительном наклонении. Орфограмма «Ь после согласной в повелительном наклонении», суффикс –И в повелительном наклонении
| Знать значение, образование, изменение, сферу употребления глаголов повелительного наклонения; правописание Ь после согласных, нормы образования формы повелительного наклонения некоторых глаголов («клади», «положи» и т.п.). Уметь различать формы изъявительного и повелительного наклонения.
| П.94, упр.291;
Упр.293 2-е зад.;
Упр.302 устно; по образцу примеров упр.303 составить предложения с глаголом прочитать.
|
|
| Безличные глаголы
|
| Урок усвоения новых знаний
| Безличные глаголы. Значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
| Знать семантику безличных глаголов и их функцию в речи. Уметь употреблять безличные глаголы, отличать их от личных, усвоить семантику безличных глаголов и их употребление в речи.
| П.95, упр.307;
Упр.310.
|
|
| Р/р.Рассказ
|
| Урок развития речи
| Особенности композиции рассказа
| Уметь писать творческое изложение или изложение, близкое к тексту
| Упр.63.IV или 64
|
|
| Словообразование глаголов.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов
| Знать способы образования глаголов, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ глаголов, находить словообразовательные морфемы при помощи сопоставления производного слова с исходным, усвоить наиболее употребительные глагольные суффиксы
| Запомнить алгоритм словообразовательного анализа слов; упр.317 (2-е и 3-е зад.)
|
|
| Правописание суффиксов глаголов.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Правописание гласных в суффиксах –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-.
| Знать правописание суффиксах в глаголах, способ действия при выборе гласной в суффиксе, уметь правильно выбирать и объяснять суффиксы глаголов
| Повторить правило и алгоритм его применения, упр.320;
Упр.325
|
|
| Р/р. Рассказ
|
| Урок развития речи
| Жанр рассказа
| Уметь писать сочинение в жанре рассказа
| Написать сочинение
|
|
| Повторим изученное в разделе «Глагол».
|
| Повторительно-обобщающие уроки
| Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении. Словообразование глаголов. Правописание.
| Уметь опознавать глагол в тексте на основе общего грамматического значения, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний, отличать однокоренные глаголы и точно употреблять их в речи, уметь определять спряжение глаголов, выбирать гласную в личном окончании, характеризовать языковые признаки глагола на основе анализа морфемной модели, определять значение приставки в глаголе, правильно строить и уместно употреблять словосочетания с глаголами и словами, обозначающими оценку действия, употреблять глаголы в этикетных формулах, выражающих просьбу, уместно использовать глаголы-синонимы, антонимы, глаголы в переносном значении в разговорной и художественной речи, использовать глаголы настоящего времени при описании событий прошлого, прошедшего и будущего времени вместо настоящего
|
Упр.334;
Упр.336;
Упр.338
Инд.задания;
|
|
| Контрольная работа по теме «Глагол»
|
| Урок контроля
| Правописание глагола, его морфологические признаки. Синтаксическая роль в предложении.
| Уметь выполнять тестовые задания
| Нет задания
|
|
| Анализ контрольной работы
|
| Урок коррекции
| Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в контрольной работе
| Уметь объяснять причину появления орфографических и пунктуационных ошибок и исправлять их.
| Словарные слова
|
|
| Имя прилагательное 27 +5 часов
|
|
|
|
| Понятие об имени прилагательном.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении.
| Знать морфологические признаки прилагательного, общее грамматическое значение, синтаксическую роль, аргументировано доказывать принадлежность слов к имени прилагательному, отличать прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков
| Составить конспект п.98, упр.343;
Упр.348;
Составить сообщение по материалу п.98 по плану, упр.353.
|
|
| Р/р. Описание природы. Зима.
|
| Урок развития речи
| Тип речи - описание
| Уметь описывать зимний пейзаж
| Написать сочинение-миниатюру на одну из тем, предложенных в упр.87 или 85
|
|
| Разряды прилагательных по значению
|
| Урок усвоения новых знаний
| Разряды имен прилагательных, их признаки
| Знать разряды имен прилагательных, их смысловые и грамматические признаки, уметь определять разряд прилагательных по значению
| Из текста упр.361 выписать словосочетания с качественными прилагательными;
Упр.359;
Инд.зад.
|
|
| Полные и краткие прилагательные.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Полные и краткие качественные прилагательные, их грамматические признаки
| Знать способы образования форм прилагательного, их изменение, опознавать краткую форму, отличать ее от полной, определять синтаксическую роль в предложении, употреблять, соблюдая нормы орфоэпии
| П.100, упр.364 пис., 366 устно
|
|
| Склонение полных прилагательных
|
| Урок усвоения новых знаний
| Склонение полных прилагательных. Правописание безударных окончаний имен прилагательных
| Знать основные закономерности изменения качественных и относительных прилагательных, применять алгоритм действия при написании гласных и согласных в окончаниях прилагательных, уметь согласовывать прилагательное с существительным, род которого определяется с трудом
| Упр.370;
Упр.375
|
|
| Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий
|
| Урок усвоения новых знаний
| Значение, образование, морфологические признаки, синтаксическая роль притяжательных прилагательных. Правописание суффиксов – ий в притяжательных прилагательных
| Уметь опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль в предложении, слышать звук Й в косвенных падежах, делать правильный выбор написания Ь перед окончанием прилагательных на ИЙ
| Упр.382
|
|
| Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин-(-ын-), -ов- (-ев-)
|
| Урок усвоения новых знаний
| Морфемный состав, образование и особенности изменения прилагательных на –ин-(-ын-), -ов- (-ев-)
| Уметь определять морфемный состав, способ образования и особенности изменения прилагательных на –ин-(-ын-), -ов- (-ев-), увоить правила сохранения прописной буквы в прилагательных, образованных от имен собственных, понимать этимологию русских фамилий
| П.103, упр. 387 и 388
|
|
| Р/р. Описание природы. Зима.
|
| Урок развития речи
| Описание как тип речи. Основная мысль и тема описания. Озаглавливание. План текста. Средства выразительности в тексте-описании.
| Уметь опознавать тексты-описания, анализировать типичные языковые средства и композицию данного типа речи, определять характерную для типа речи цепную связь, пересказывать миниатюры описания зимней природы
| Написать изложение, близкое к тексту «Снегири»
|
|
| Степени сравнения прилагательных
|
| Урок усвоения новых знаний
| Степени сравнения прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в форме сравнительной степени.
| Знать способы образования сравнительной и превосходной степени, изменение прилагательных в этих формах; уметь образовывать степени прилагательных, определять их значение, находить в тексте, правильно писать, произносить и употреблять в речи
| Алгоритм,
Упр.394
Упр. 402
|
|
| Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
|
| Урок контроля
| Промежуточная контрольная работа, направленная на проверку сформированности различных навыков шестиклассников при изучении раздела «Имя прилагательное»
|
| Повторить словарные слова
|
|
| Анализ контрольной работы
|
| Урок коррекции
|
| Проанализировать ошибки, допущенные в контрольной работе
|
|
|
| Словообразование прилагательных. Словообразование прилагательных с помощью суффиксов.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Основные способы образования имен прилагательных. Правописание суффиксов в прилагательных.
| Знать о способах образования имен прилагательных, значении суффиксов имен прилагательных, уметь образовывать прилагательные при помощи суффиксов, безошибочно писать орфограммы
| Упр.441 + виды разбора
|
|
| Р/р. Описание помещения.
|
| Урок развития речи
| Описание интерьера, цепная и параллельная связь предложений в тексте, предельно сжатое описание
| Уметь описывать интерьер с опорой на понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте; уметь переходить от предельно сжатого описания с помощью односоставных предложений с опущенным сказуемым к полному развернутому описанию
| Сжатый пересказ текста упр.95 или упр.100
|
|
| Правописание букв Н и НН в суффиксах прилагательных
|
| Урок усвоения новых знаний
| Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов – н, -онн, -енн
| Знать условия выбора Н, НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, опознавать слова с орфограммой, графически обозначать ее.
| Алгоритм,
Упр.414
На выбор – упр.420, 3-е зад. Или упр.423
|
|
| Словообразование прилагательных с помощью суффиксов –ск-, -к-
|
| Урок усвоения новых знаний
| Образование прилагательных с помощью суффиксов –ск-, -к-
| Знать способ образования качественных прилагательных при помощи суффикса –к-, относительных прилагательных при помощи суффикса –ск-, понимать закономерность образования прилагательных с помощью суффиксо –к-, -ск-, фонетические процессы, происходящие в прилагательных на стыке корня и суффикса, уметь различать на письме суффикс –к-, -ск-.
| Упр.427 – написать мини-сочинение
|
|
| Словообразование прилагательных с помощью приставок
|
| Урок усвоения новых знаний
| Образование прилагательных с помощью приставок. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
| Знать приставочный способ образования имен прилагательных от прилагательных, определять значение слов, образованных таким образом, уметь безошибочно писать приставки при-, пре-. Знать условия выбора написания НЕ с именами прилагательными, уметь применять правило на письме
| Упр.433
|
|
| Словообразование прилагательных с помощью сложения основ
|
| Урок усвоения новых знаний
| Правописание сложных прилагательных. О_Е в сложных прилагательных
| Знать основные способы образования сложных прилагательных, уметь сопоставлять эти способы со способами образования сложных существительных, безошибочно писать соединительные гласные в сложных словах
| Выучить правило, упр.442
|
|
| Р/р.Описание помещения.
|
| Урок развития речи
| Описание помещения. Цепная и параллельная связь предложений в тексте как основа совершенствования навыка сжатого пересказа текста и описания интерьера
| Уметь описывать помещение последовательно, развертывая и свертывая это описание, опираясь на понятие цепной и параллельной межфразовой связи предложений в тексте, составлять краткий и развернутый план описания помещения, пользуясь моделью текста-описания, самостоятельно описывать кратко и подробно интерьер комнаты, анализировать образцы описания интерьера с точки зрения их структуры и особенностей языковых средств
| Написать сочинение
|
|
| Повторим изученное в разделе «Имя прилагательное»
|
| Повторительно-обобщающие уроки
| Правописание О-Е в окончаниях прилагательных после шипящих, -НН- в суффиксах прилагательных, ин-ан-ян в суффиксах прилагательных, енн-онн в суффиксах прилагательных, слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными, правописание сложных прилагательных и падежных окончаний, особенности употребления прилагательных в разных стилях речи
| Уметь различать способы образования прилагательных; производить морфемный разбор прилагательных с опорой на семантический и словообразовательный аналих слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки; согласовывать с существительными, употреблять в разных формах в соответствии с орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами, определять синтаксическую роль полных и кратких форм; производить элементарный анализ художественного текста, определять особенности употребления в нем многозначных имен прилагательных, синонимов, антонимов, использовать прилагательные в составе фразеологизмов, в роли эпитетов
| Упр.444
Упр.445
|
|
| Контрольная работа
|
| Урок контроля
| Правописание орфограмм, изученных в разделе «Имя прилагательное»
| Уметь различать способы образования имен прилагательных, производить морфемный разбор прилагательных с опорой на семантический и словообразовательный анализ слова, предполагающий построение словообразовательной цепочки, безошибочно их писать, согласовывать с существительными
| Нет задания
|
|
| Анализ контрольной работы
|
| Урок коррекции
| Анализ орфографических и пунктуационных ошибок
|
| Повторить словарные слова
|
|
| Р/р. Описание одежды, костюма
|
| Урок развития речи
| Описание одежды, костюма
| Уметь составлять план исходного текста-описания, анализировать тексты-образцы, описывать одежду, костюм, зная, что это один из приемов характеристики человека
| Упр.110 или 111
|
|
| Имя числительное 15 + 3 часов
|
|
| Понятие о числительном
|
| Урок усвоения новых знаний
| Вопрос о числительных в системе частей речи. Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Отличие числительных от других частей речи.
| Уметь аргументировано доказывать принадлежность слова к именам числительным; отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества; употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний; соблюдать нормы склонения сложных и составных числительных; правильно строить словосочетания, обозначающие праздники; правильно употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с существительным; правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций и т.д.)
| Упр.461
|
|
| Простые, сложные и составные числительные
|
| Урок усвоения новых знаний
| Разряды числительных по строению
| Упр.469
Запомнить правило, упр.474, дополнительное задание: записать цифры словами
|
|
| Количественные числительные. Склонение количественных числительных
|
| Урок усвоения новых знаний
| Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании
|
Алгоритм, упр.480;
Упр.482;
Упр.487 (1-е зад.; выписать числительные с существительными; дополнительное задание)
|
|
| Р/р. Рассказ на основе картины, включающий описание
|
| Урок развития речи
| Рассказ на основе картины с элементами описания. Основная мысль текста, сочетание в нем типов речи
| Иметь представление о жанровой картине. Уметь создавать текст повествовательного характера на основе картины, включающей описание одежды
| Упр.112
|
|
| Собирательные числительные
|
| Урок усвоения новых знаний
| Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление
|
| Алгоритм, упр.494;
Упр.500, 2-е зад.
|
|
| Порядковые числительные
|
| Урок усвоения новых знаний
| Порядковые числительные, их значение, изменение
| Упр.503;
Упр.502
|
|
| Дробные числительные
|
| Урок усвоения новых знаний
| Дробные числительные, их значение, изменение
| Упр.518 (3-е и 4-е предложения записываются с первым сочетанием из скобок, а в скобках – остальные сочетания в нужной форме)
|
|
| Р/р. Описание книги
|
| Урок развития речи
|
|
| Написать изложение
|
|
| Повторим изученное в разделе «Имя числительное»
|
| Повторительно-обобщающие уроки
| Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Употребление имен числительных
|
| Инд.зад.
|
|
| Контрольная работа по теме «Имя числительное»
|
| Урок контроля
| Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Употребление имен числительных
| Повторить словарные слова
|
|
| Анализ контрольной работы
|
| Урок коррекции
| Анализ орфографических и пунктуационных ошибок
|
| Повторить словарные слова
|
|
| Р/р. Описание книги
|
| Урок развития речи
| Описание переплета, суперобложки. Структура книги. Пересказ исходного текста. Анализ образцов описания книги
| Знать внешнее оформление книги, уметь создавать текст-описание книги по личным впечатлениям
| Упр.127
|
|
| Наречие 19 + 5 ч
|
|
| Понятие о наречии
|
| Урок усвоения новых знаний
| Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. Разряды наречий по значению. Употребление наречий.
| Уметь доказывать принадлежность слова к наречию; отличать имя состояния от наречия; определять синтаксическую роль наречия и имени состояния в предложении; различать омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова; различать синонимичные и антонимичные значения наречий; употреблять наречия со значением оценки; использовать наречия как средство организации текста
| П.116, упр.538;
Повторить разряды наречий по значению, упр.546
|
|
| Степени сравнения наречий
|
| Урок усвоения новых знаний
| Образование степеней сравнения наречий
| Упр.552
|
|
| Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов
|
| Урок усвоения новых знаний
| Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е
| Упр.559, изложение
|
|
| Правописание гласных после шипящих на конце наречий. Правописание Н, НН в наречиях на –о, -е
|
| Урок усвоения новых знаний
| о-е после шипящих на конце наречий. Н-НН в наречиях на о-е
| Выучить правила, упр.562
|
|
| Р/р. Рассуждение в разных стилях речи
|
| Урок развития речи
| Тип речи – рассуждение. Композиция сочинения-рассуждения
| Уметь создавать текст-рассуждение научного стиля на лингвистическую тему, аргументировать тезис, делать выводы, использовать наречия, вводные слова для связи частей текста
| Упр.134
|
|
| Правописание А и О на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-
|
| Урок усвоения новых знаний
| О-а на конце наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-
|
| Правило, написать изложение текста упр.569
|
|
| Дефис между частями слова в наречиях
|
| Урок усвоения новых знаний
| Дефис между частями слова в наречиях
| П.118, упр.575;
Словарные слова
|
|
| Контрольный диктант по теме «Наречие»
|
| Урок контроля
| Проверить знания учащихся по теме
| Нет задания
|
|
| Анализ контрольного диктанта
|
| Урок коррекции
| Анализ орфографических и пунктуационных ошибок
|
Словарные слова
|
|
| Р/р. Средства связи частей рассуждения
|
| Урок развития речи
| Средства связи частей рассуждения
| Знать структуру текста-рассуждения, уметь использовать различные средства связи частей рассуждения, в том числе наречия как средство межфразовой связи.
| Упр.577, 2-е зад.
| 2.04
|
| Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую
|
| Урок усвоения новых знаний
| Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов
|
| П.119, упр.583;
На выбор: упр.586, 590.2, 596.2
|
|
| Р/р. Рассуждение в разных стилях речи
|
| Урок развития речи
| Рассуждение как тип речи
| Уметь создавать текст, используя тип речи – рассуждение в разных стилях речи
| Упр.135 или 141
|
|
| Слова состояния
|
| Урок усвоения новых знаний
| Вопрос о словах категории состояния и модальных словах в системе частей речи
|
| П.120, упр.602(1-е, 2-е зад);
Упр.607 (2-е, 3-е зад)
|
|
| Р/р. Как создать киносценарий
|
| Урок развития речи
| Киносценарий как литературное произведение. Основная мысль, идея киносценария, составные части. План изображения.
| Знать киноведческие термины. Уметь создавать киносценарий, сохраняя его структуру (ремарки, монолог, диалог или реплика, пояснительные надписи, закадровый текст), определять основную мысль киносценария
| На выбор: упр.75 или 77
|
|
| Повторим изученное в разделе «Наречие»
|
| Повторительно-обобщающие уроки
| Морфологические признаки наречия. Правописание наречий.
|
| Инд.задания
|
|
| Контрольная работа по теме «Наречие»
|
| Урок контроля
| Морфологические признаки наречия. Правописание наречий.
| Словарные слова
|
|
| Анализ контрольной работы
|
| Урок коррекции
| Анализ ошибок
| Словарные слова
|
|
| Местоимение 20 +3 часа
|
|
| Понятие о местоимении. Местоимение и другие части речи.
|
| Урок усвоения новых знаний
| Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Синтаксическая функция местоимений.
| Уметь:
- опознавать местоимения и правильно соотносить их со знаменательными частями речи (существительным, прилагательным, числительным, наречием); правильно образовывать формы местоимений;
- использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;
- устранять при помощи местоимений неоправданные повторы слов в тексте; употреблять местоимения для связи частей высказывания;
- пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами (не допускать неуместного «яканья», не говорить о человеке, не назвав его имени, в третьем лице; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы, и др.);
- использовать многозначность некоторых местоимений и их способность употребляться в переносном значении как средство выразительности.
| Потренироваться в выразительном чтении текста упр.625; 2-е зад. Упр.625; заключить местоимения в овал, выполнить виды разбора;
Упр.627, 2-е и 3-е зад.
|
|
| Р/Р. Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение.
|
| Урок развития речи
| Местоимения как средства связи предложений в тексте
| Упр.150
|
|
| Личные местоимения
|
| Урок усвоения новых знаний
| Личные местоимения, их значение, изменение, роль в предложении. Правописание местоимений с предлогами. Нормы употребления личных местоимений в речи.
| Составить конспект п.123, упр.634, 2-е зад.
Упр.638, 2-е зад.
|
|
| Возвратные местоимения
|
| Урок усвоения новых знаний
| Возвратное местоимение «себя». Лексическое значение, особенности склонения, употребления в речи
| Упр.654
|
|
| Притяжательные прилагательные
|
| Урок усвоения новых знаний
| Притяжательные местоимения, их склонение. Отличие личных и притяжательных местоимений.
| Упр.649;
Упр.648 (письменно передать содержание отрывка от 3-го лица)
|
|
| Вопросительные местоимения
|
| Урок усвоения новых знаний
| Вопросительные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении
| Упр.660
|
|
| Относительные местоимения
|
| Урок усвоения новых знаний
| Относительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении. Различия вопросительных и относительных местоимений
| Письменно ответить на один из вопросов, поставленных автором в последнем абзаце текста «Битва с пищей»
|
|
| Неопределенные местоимения
|
| Урок усвоения новых знаний
| Неопределенные местоимения: значение, изменение и роль в предложении; синонимия неопределенных местоимений. Правописание неопределенных местоимений с морфемами кое-, -то, -либо, -нибудь
|
| П.128, упр.673
|
|
| Отрицательные местоимения
|
| Урок усвоения новых знаний
| Отрицательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении;
|
| П.129, упр.678;
Подготовиться к самостоятельной работе, повторить п.121-129, упр.684
|
|
| Самостоятельная работа и ее анализ
|
| Урок проверки знаний
| Употребление и правописание местоимений
|
| Инд.задания
|
|
| Определительные местоимения
|
| Урок усвоения новых знаний
| Определительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении;
|
| Упр.691
|
|
| Указательные местоимения
|
| Урок усвоения новых знаний
| Указательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении;
|
| П.131, упр.696 или 697, 4-е зад.
|
|
| Р/р. Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение.
|
| Урок развития речи
| Текст с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной разновидности языка, функциональному стилю
| Уметь |