Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания для студентов

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы

 

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

профессор Д. М. Азаматов

_____________________

«31» мая 2012 г.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

на тему «История философии. Философия античности (2)»

 

Методические указания для студентов

(для семинарских занятий)

 

 

Дисциплина «Философия»

Специальность Лечебно дело (31.05.01)

Курс II

Семестр I

 

Уфа

Тема: «История философии. Философия античности (2)» на основании рабочей программы «Философия». Направление подготовки Лечебное дело (31.05.01), форма обучения очная», утвержденной 31 мая 2012 г.

 

 

Рецензенты:

1.

2.

 

Автор: к.ф.н., доцент Девяткина Р.И.

 

 

Утверждение на заседании № 07 кафедры Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы от «31» мая 2012 г.

 

1. Тема: «История философии. Античная философия (2)».

Актуальность: данная тема знакомит студентов с античной философией, (классический и эллинистический этапы философии), в которой закладывались основные направления классической философии.

2. Цель занятия:

- знать содержание и характерные черты классического и эллинистического этапов античной философии;

- знать особенности понимания мира (бытия), человека и общества, представленные в философиях Платона и Аристотеля;

- знать представления об идеале человека и его этике в философских школах эпикурейцев, скептиков, стоиков и неоплатоников;

- знать основных мыслителей изучаемого периода

- знать характерные черты и основные темы классической философии.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

- историю Древней Греции и Древнего Рима;

- историю развития античного рабовладельческого общества.

- содержание и компоненты духовной культуры античности;

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

- работать с научными и учебными текстами;

- реферировать научный и учебный материал.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

Вопросы для самоподготовки:

1) Какую «революцию» в философии совершил Сократ?

2) Что лежит в основе существующего мира с точки зрения Платона?

3) Что понимал Платон под идеей?

4) Каким образом Платон представлял мир идей?

5) Что такое идеальное государство Платона?

6) Что думал Аристотель о платоновском мире идей?

7) Как объяснял Аристотель существование вещи?

8) Что есть «счастье» по мнению стоиков, эпикурейцев, скептиков, неоплатоников?

 

4. Вид занятия: семинар.

5. Продолжительность занятия: 2 часа (в академических часах).

6. Оснащение:

6.1. Дидактический материал (контролирующие компьютерные программы);

6.2. ТСО (компьютеры, мультимедийные проекторы и др.)

7. Содержание занятия:

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Тестовые задания для самоконтроля:

1. Античным философом, полагавшим, что высшие слои общества не должны иметь частной собственности, был…

а) Цицерон

б) Фалес

в) Аристотель

г) Платон

 

2. Из философов Античности наибольший вклад в исследование общества внесли…

а) Фалес и Анаксимен

б) Платон и Аристотель

в) Левкипп и Демокрит

г) Парменид и Зенон

 

3. Истинное бытиё по Платону есть…

а) человеческое существование

б) Космос

в) разум человека

г) мир эйдосов (идей)

 

4. Онтология Платона, утверждающая, что в основе бытия лежит идея Блага, характеризуется как…

а) дуализм

б) субъективный идеализм

в) гуманизм

г) объективный идеализм

 

5. Основными представителями классического периода античной философии были…

а) Платон и Аристотель

б) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

в) Эпикурейцы, стоики, скептики

г) софисты и Сократ

 

6. Позиция скептицизма характеризуется высказыванием:

а) «Мы приходим к познанию вещей, двумя путями, а именно посредством опыта или дедукции»

б) «Разум подобен глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи»

в) «Постичь то, что есть, - вот в чем задача философии»

г) «Всякому положению можно противопоставить другое, равное ему».

 

7. Смысл жизни человека, по мнению стоиков, состоит в …

а) стремлении бороться за справедливый общественный порядок

б) умении наслаждаться жизнью

в) умении мужественно и достойно подчиняться судьбе

г) стремлении отказаться от всех общественных обязанностей.

 

8. Соотнесите понятия и философские школы …

а) атараксия

б) апатия

в) эманация

г) автаркия

1) Стоицизм

2) Эпикуреизм

3) Неоплатонизм

4) Скептицизм

 

7.1.2. Проверка конспектов по философии стоицизма, эпикуреизма, скептицизма, неоплатонизма.

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:

1. Онтология Платона.

2. Аристотелевское понимание онтологической проблемы.

3. Учение Аристотеля о категориях.

4. Различие подходов Платона и Аристотеля к проблеме общества и государства.

5. Этические позиции в философии эпикуреизма, стоицизма, скептицизма, неоплатонизма.

6. Характерные черты и основные темы классической философии.

 

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя

Объясните понятия и термины: идея (эйдос), мир идей, Демиург, атараксия, апатия, автаркия, эманация, категория.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Социальные концепции Платона

2. Социальные и этические идеи Аристотеля

3. Эпикур и его учение

4. Аристотель первый систематизатор науки

5. Неоплатонизм как фундамент христианской философии

6. Мыслители-стоики античности

7. Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия

8. Спор Аристотеля с Платоном.

 

На занятии студенту необходимо выполнить:

· участвовать в обсуждении разбираемых вопросов темы;

· ответить на вопросы преподавателя;

· сформулировать вопрос докладчику;

· решить предложенные тестовые задания.

 

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы:

Материалы для контроля уровня освоения темы: тестовые задания.

 

Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия:

- краткое выступление (дополнение, ответ на вопрос) – 2 балла;

- конспект – 3 балла;

- развернутое выступление – 4 балла;

- доклад, доклад с презентацией – 10-15 баллов;

- тестовое задание – 5 баллов.

 

Место проведения самоподготовки: методический кабинет № 229.

 

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой.

 

8. Литература (в т.ч. адреса электронных ресурсов):

Основная:

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. с. 46 – 50, 52 – 58.

2. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004. Вводное слово. с. 22 – 79.

3. Хрусталев Ю.М. Философия. М., 2004. Ч. I, Гл. 1, с. 65 – 86.

4. Философия медицины. Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. Разд. II, Гл. 4, с. 70 – 83.

Дополнительная:

1. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php

2. https://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st007.shtml

3. https://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st008.shtml

4. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/smirn/01.php

5. Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л.И. Яковлева и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» 2003. с. 43 – 328.

 

Подпись автора методической разработки: ___________

 

«31» мая 2012 г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Rephrasing words | Нормативні значення питомого зчеплення сn, кПа (кгс/см2), кута внутрішнього тертя jn, град, і модуля деформації Е, МПа (кгс/см2), піщаних грунтів четвертинних відкладень




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.