Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






N конструктивно - критическая оценка разума, познавательных способностей человека.

N докритический (по 1770)

N критический.


Теория познания Канта
Чистый разум - теоретический разум.
Практический разум - моральное сознание.
Латинские термины Канта:
Априори - знание, полученное до опыта.
Апостериори - знание, полученное из опыта.

В первый период интересы Канта:

n с материалистических позиций анализирует преимущественно естественно – научные и натурфилософские проблемы.

n Он делает ряд открытий в космологии, физике, математике

n Дал объяснение возникновению Солнечной системы

n “ Всеобщая естественная история и теория неба” ( 1755),

 

Основные идеи докритического периода:

n Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения;

n природа находится в постоянном изменении и развитии;

n движение и покой относительны;

n все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции.

Второй период (70г.)

n критическиЙ этап

n конструктивно - критическая оценка разума, познавательных способностей человека.

Основные идей критического периода:

Что я должен делать?

  • Действовать по нравственному закону;
  • Необходимо развивать свои душевные и телесные силы.
  • философ считал, что человек наделен изначально злой природой;
  • видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следование моральному закону;
  • осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества;
  • считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир» - войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

Что я могу знать?

n Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, то есть познать можно, но не всё.

 

Ответ на вопрос
«На что я могу надеяться?»

Моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, Кант называл категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

Современная трактовка категорического императива:

n - человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

n - человек должен относиться к другому человеку (как и он – мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

Призвание разума - познать мир как единое и бесконечное целое, но решение этой задачи выявляет слабость и беспомощность разума.

Разработал учение о нравственности и долге человека. Сформулировал категорический императив (всеобщий нравственный закон): “Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой общественного законодательства” – то есть чтобы каждый твой поступок был примером для всех.

Кант:

Поступай всегда так, чтобы принцип твоего поведения могла стать всеобщим законом

(поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;

«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству".

На что смею надеяться?

Надеяться можно на себя и на государственные законы.

Что такое человек?


Человек — высшая ценность.

Кантианство (И.Кант (1724-1804))
Процесс познания

«Критика чистого разума»

Разум (логические умозаключения)

Рассудок (категории – общие понятия)

Созерцание (пространство, время – априорные формы чувственности)

Проблема – объективности научного знания

n насколько согласуется реальный объект и его идеальный образ, формируемый в результате научного познания?

n какими свойствами должен обладать субъект познания, чтобы полученное им знание было объективно?

Учение об антиномиях разума

n причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее его разум.

n Познавательные возможности человеческого разума ограничены

. Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия (антиномии).

Виды антиномий:

Ограниченность пространства:

n -Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

n -Мир не имеет начала во времени и безграничен.

n Простое и сложное:

-Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых;

n - В мире нет ничего простого.

Схема познавательного процесса

(феномен и ноумен):

n внешний мир осуществляет воздействие на органы чувств человека;

n органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений;

n человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

n целостная картина окружающего мира, возникающего в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;

n реальный мир является совокупностью «вещей в себе» - ноуменов, которые не могут быть поняты разумом;

n человеческий разум может лишь познать «вещь для нас» - феномен, но не их внутреннюю сущность.

Знание, по Канту, складывается из двух частей:

n Первая часть- это поток ощущений, или знание эмпирическое, даваемое

а posteriori, т.е. путем опыта.

n Вторая часть – форма, дается до опыта- а priori (доопытные формы чувственности) – находятся в душе, в субъекте.

Трансцендентальной Кант называет свою философию потому, что она изучает переход (trascendo — по-латыни «переходить») в систему знаний, конструирование нашей познавательной способности

Чувственность по Канту имеет свои доопытные, априорные формы

n Априорные формы сознания упорядочивают хаос чувственных восприятий и в гносеологическом плане " моделируют" мир явлений через понятия.

Реальность и её оболочка

n Кант вводит различие между действительным образом мира и его кажущимся образом.

n Действительный мир – ноумен (Вещь в себе)

n Образ вещей – феномен.

n Ноуменальный мир – это мир, который существует в действительности.

n Феноменальный мир- это мир, каким он представляется нашим органам чувств.

Объективный идеализм
(Георг Вильгельм Фридрих Гегель) Г. Ф. Гегель (1770-1831)

n Объективный идеалист.

n В качестве первоосновы мира выступает " Абсолют" (синонимы: " мировой разум",

" мировой дух", " абсолютная идея") — некая безличностная, вневременная, творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания.

n Гегель в силу своего идеализма описывал не процесс развития мира, а движение, саморазвитие своей абсолютной идеи.

n триада: тезис (полагание)

n антитезис (отрицание)

n синтез

Саморазвитие духа идет по трем ступеням.

n Первая ступень — «абсолютный дух» — высшее проявление духа, включает искусство, религию, философию.

n Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество

n Третья ступень «субъективный дух» - индивидуальное человеческое сознание

Триада Гегеля:

n Тезис – «бытие»

n Антитезис – «небытие»

n Синтез – «становление»

Сформулировал основные законы диалектики:

n Закон перехода количественных изменений в качественные – механизм развития

n Закон единства и борьбы противоположностей причина, импульс, источник движения

n Закон отрицания и отрицания - направленность поступательного движения

 

Законы диалектики

Закон перехода количественных

изменений в качественные

объясняет механизм развития:

n Даже небольшие количественные изменения могут в конечном итоге привести к полной качественной трансформации объекта

«Закон перехода количественных изменений в качественные»:

развитие протекает таким образом, что количественные изменения постепенно накапливаясь, достигают определенной меры, за пределами которой происходит переход в иное качественное состояние.

Показывает Механизм развития

Законы диалектики

Закон единства и борьбы

противоположностей объясняет

причину развития:

n Основой всякого развития является сосуществование и борьба противоположных сторон. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.

«Закон единства и борьбы противоположностей»:

развитие протекает через борьбу противоположностей путем разрешения противоречий между ними.

n Показывает Источник развития

Законы диалектики

Закон отрицания отрицания

объясняет схему развития:

n Диалектическое отрицание – воспроизведение того же объекта, но в новом качестве, отрицающем старое. Этим объясняется цикличность развития по спирали.

n Развитие происходит по спирали: тезис – антитезис – синтез

n «Закон двойного отрицания»:

n развитие протекает таким образом, что происходит неумолимое преодоление старого новым, более совершенным и жизнеспособным, при накоплении прогрессивных и сохранении наиболее жизнеспособных признаков.

n Показывает Общую направленность процесса развития

 

 

 

 

n Заслуга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса.

n В основе всего сущего по Гегелю лежат законы логики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Завдання 1 | Задание № 1




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.