Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность логистики и логистического менеджмента. Эволюция логистики.






 

Логистика — научное и практическое направление деятельности по ин­ теграции управления процессами движения совокупностью материальных, информационных, финансовых, трудовых и правовых потоков в экономических системах.

1.4. Эволюция логистики в промышленно развитых странах Следует заметить, что эволюцию любого вида функцио­ нального менеджмента, и логистики в том числе, следует рассматривать в двух аспектах: 1) востребованность в рамках форм управления, суще­ ствовавших ранее, вмененность в обязанность управлен­ цам другой сферы, дальнейшее обособление и легитимация в качестве самостоятельного вида функционального менед­ жмента; 2) развитие данного функционального менеджмента как самостоятельного вида управления. В этом аспекте логи­ стика как искусство комплексного управления материаль­ ными и информационными потоками на пути от источника сырья до конечного потребителя применяется в экономике около 50 лет, пройдя в своем развитии четыре этапа. Первый этап приходится на конец 60-х — начало 70-х гг. XX в. В этот период логистика существовала большей ча­ стью как образ мышления, в практической же области этот период связан лишь с частичной оптимизацией рас­ пределения продукции (в США эта фаза получила на­ звание «физического распределения»). Востребованность подобной деятельности объясняется тем, что рынок поку­ пателей на тот момент претерпел качественные изменения вследствие появления философии маркетинга, при этом сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии рынка. К этому времени фирмы в острой конкурентной борьбе исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концентрировать внимание на по­ вышении качества поставок продукции, т. е. на улучшении работы в сфере распределения. Более активное развитие логистики было невозможным из-за состояния инфраструк­ турной базы материальных и информационных потоков, от­ сутствия адекватных организационных форм, соответству­ ющего хозяйственного механизма. На практике основное внимание было обращено на решение достаточно важных, но все же частных проблем: развитие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных се­ тей и банков данных, методов управления материальными потоками на отдельных участках кругооборота средств об­ ращения. Второй этап приходится на вторую половину 70-х — начало 80-х гг. XX в. Востребованность логистики в За­ падной Европе и Северной Америке и экспансия Японии в сфере производства и торговли обусловили энергетиче­ ский кризис. В этот период обозначились переход к зада­ че управления материальными потоками по всему воспро­ изводственному циклу, а также отличие логистического управления от управления физическим распределением продукции и сквозного управления потоками материалов и информации (рохрематики). Заметим, что к тому момен­ ту традиционные задачи по оптимальному размещению складов, расчету объема партии поставок, схемам марш­ рутных перевозок решались по отдельности и независимо друг от друга. Так, если удавалось добиться относительно­ го снижения стоимости перевозок, то это уже рассматри­ валось как показатель эффективности управления процес­ сами транспортировки. Для этого этапа развития логистики стала характер­ ной оптимизация в сфере обращения. Было установлено, что оптимизации отдельных составляющих деятельности фирмы явно недостаточно, ибо любое изменение расходов в одном из видов деятельности (перевозка, производство, складирование) фирмы непременно оказывает влияние на сопряженные процессы, причем далеко не всегда благо­ приятное. Так, стремление к максимальному снижению издержек на транспортировку может принести фирме значительные убытки, если при этом снижается скорость и особенно на­ дежность поставки. В соответствии с логистической кон­ цепцией критерий экономической эффективности стали трактовать как минимум суммарных затрат на транспорти­ ровку, материально-техническое обеспечение и собственно производство. Именно в начале этого этапа в научных разработках и хозяйственной практике в области координации скла­ дирования и транспортного обслуживания вместо терми­ на «управление физическим распределением продукции» стали использовать термин «логистика». Такая перемена носила отнюдь не формальный характер: логистические исследования вышли за рамки управления физическим распределением продукции, в них нашел отражение более широкий круг вопросов, связанных с оптимальным ис­ пользованием всего ресурсного потенциала фирмы. Ми- 1.4. Эволюция логистики в промышленно развитых странах 21 нимизация издержек фирмы стала функцией комплекса экономико-организационных мероприятий. Третий этап приходится на 90-е гг. XX в. На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ре­ сурсов и продукции «точно в срок» с широким использова­ нием информатизации и оптимизации производства. Суть этого подхода заключается в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без создания существенных запасов материа­ лов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматривают­ ся поставки в строго определенное время через соответ­ ствующие интервалы. По этой технологии подача грузов в зону производственного потребления в необходимых случаях осуществляется с точностью до минуты. На этом этапе складываются элементы целостного выражения ло­ гистики. Сопоставляя массу продукции, которая находит­ ся в движении и на складах, с той, что включена непосред­ ственно в производственный процесс, а также сравнивая время прохождения через эти звенья, можно сделать вы­ вод о том, что производительность труда фирмы определя­ ется пропускной способностью ее транспортно-складской системы. Из этого следует, что логистика как научная ор­ ганизация снабжения может способствовать увеличению товарного предложения фирмы и повышению ее конку­ рентоспособности. Благодаря этому логистика рассматривается сейчас и как один из факторов конкуренции, и как современная рыноч­ ная концепция, для которой характерно признание коммер­ ческой роли транспорта и материально-технического обе­ спечения в общей структуре фирм. Подразделения фирм, занимающиеся доставкой и хранением товаров и материа­ лов и нередко понимаемые ранее как звено оптовой торгов­ ли, с существованием которого приходится мириться, стали приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стра­ тегия фирм разрабатывается с участием руководства ука­ занных структурных подразделений. Первые три этапа развития логистики представлены на рис. 1.1. Четвертый, современный, этап развития логистики, на­ чало которого совпало с началом XXI в., следует назвать пе­ риодом глобализации, так как именно она является одной из основных тенденций развития всей экономики, выступая стимулятором всех современных инновационных про­ цессов. Под интеграцией и глобализацией мировой экономи­ ки часто подразумеваются схожие процессы: интеграцию понимают как процесс взаимодействия национальных хо­ зяйств нескольких государств на основе кооперации и меж­ дународного разделения труда, а также экономическое объ­ единение субъектов, развитие и углубление взаимосвязей между ними; глобализацию экономики трактуют как рост взаимозависимости экономик всех стран, в основе которо­ го лежит углубление интернационализации производства и капитала. С макроэкономических позиций под глобализацией подразумевается процесс сближения и интеграции нацио­ нальных рынков капитала, ценных бумаг, товаров, услуг, рабочей силы, при этом мировой рынок рассматривается не просто как совокупность этих рынков, а как целостное экономическое пространство, единый рынок с региональ­ ными и национальными подсистемами. В основе глобали­ зации мировой экономики лежат следующие факторы: • активное вовлечение в мирохозяйственные связи быв­ ших социалистических стран; • необходимость решения глобальных экологических проблем; • ускорение научно-технического прогресса (Н ТП) и переход к постиндустриальному, информационному об­ ществу. Глобализация бизнеса, обостряя конкуренцию, сти­ мулирует развитие ресурсного потенциала фирм с целью всестороннего повышения конкурентоспособности. В гло­ бальной логистической системе все ресурсы становятся «информационно-пространственно-временными». Развитие современных информационно-компьютерных технологий и телекоммуникационных систем создает но­ вые возможности для построения и функционирования организационно-управленческих структур глобальных компаний. Пространство и время не являются препятстви­ ем для менеджмента этих фирм как в собственном управ­ лении, так и в интеграции (построении организационных отношений) со своими логистическими партнерами. Существенные изменения, происходящие в торговом, таможенном, налоговом, транспортном законодательстве многих стран, приводят к созданию и развитию глобальных межгосударственных транспортных, телекоммуникацион­ ных, дистрибутивных и других макрологистических систем; появлению международных логистических посредников, что и позволяет реализовывать глобальные логистические стратегии с учетом всех мировых рынков и оптимизации тотальных (совокупных) затрат. Глобализация определяет перспективу дальнейшего развития логистики в мировой экономике. Для этого эта­ па характерно усложнение рыночных отношений, усиление и усложнение конкуренции. Перечислим факторы, обуслов­ ливающие основные тенденции развития логистики: • увеличение числа транснациональных корпораций (ТНК), позиционирующих себя на международном рынке как глобальные компании, и усиление конкуренции между ними; • приход глобальных компаний на национальные рынки; • усиление роли политического фактора в принятии ре­ шений по формированию и развитию транспортных кори­ доров (параллельных или в дополнение к ныне действую­ щим) — государства включаются в конкурентную борьбу за привлечение транзитных грузов; • возрастание роли портов в привлечении грузопотоков и обострение конкурентной борьбы между портами отдель­ ных регионов; • проникновение на национальные рынки транспорт­ ных услуг крупных зарубежных компаний; • расширение перечня и повышение требований к каче­ ству предоставляемых логистических услуг. Все это непосредственно касается становления и разви­ тия логистики и в России. Если развитие логистики в зару­ бежных странах эволюционировало под действием опреде­ ленных экономических и технологических факторов, было вызвано поиском новых конкурентных преимуществ в уси­ ливающейся конкурентной борьбе, то российские фирмы с самого начала становления рыночных отношений долж­ ны были принять современные логистические принципы. Сложность текущего момента развития логистики в России состоит в том, что на каждом конкретном российском пред­ приятии логистика находится на своем этапе развития (эта­ пы развития логистики фирмы те же, что и для логистики в целом — фрагментация, становление, развитие, интегра­ ция, глобализация); поэтому следует говорить о неравно­ мерности развития российской логистики. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы 25 В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов ло­ гистики, которые бы позволяли достигать конкурентных преимуществ и усиливать конкурентную позицию фирмы на рынке. Начиная с середины 1970-х гг. логистический менеджмент наряду с функциональными алгоритмами стал выполнять целеполагающую функцию, а логистическая по­ литика, так же как производственная, финансовая, кадро­ вая и прочие, стала важной составляющей корпоративной стратегии фирм.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.