Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концептуальные подходы в логистике.






В общепринятом смысле концепция (лат. conceptio) — ведущий замысел, определенный способ понимания, трак­ товки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, основной мысли. Под парадигмой (лат. рага — возле, около, мимо и deigma — образец, пример) понимают совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследо­ вание (знание) и признанных на данном этапе. Понятие «парадигма» получило широкое распростране­ ние благодаря работам Т. Куна1. Согласно его взгляду без­ раздельное господство некоторой модели (парадигмы) есть период нормального (экстенсивного) развития, который за­ канчивается, когда парадигма как бы «взрывается» изнутри под давлением аномалий (противоречий и проблем, нераз­ решимых в ее рамках). Наступает кризис, создаются новые парадигмы, конкурирующие друг с другом. Кризис разре­ шается превосходством одной из них, что означает начало нового нормального периода (цикла, этапа развития), и весь процесс повторяется заново. Как видим, термин «парадигма» также может быть при­ меним в аспекте методологии. Тем не менее далее мы оста­ новимся на термине «концепции логистики».

Остановимся немного на достаточно широко распро­ страненной концепции интегрированной логистики, в ко­ торой логистическая система рассматривается как система согласования и регулирования (координации, взаимоу- вязки) целей бизнес-процессов по направлению движения товарно-материального потока от поставщика первичных материальных (как правило, природных) ресурсов до ко­ нечного потребителя. Известные американские специалисты по управлению логистическими процессами Д. Бауэрсокс1 и Д. Клосс2 ви­ дят два направления развития интегрированной логистики [7]. Первое заключается в интеграции логистических опера­ ций внутри предприятия для образования ключевой сферы компетентности. При этом они отмечают, что интеграция всей системы обеспечивает намного более значительные результаты деятельности, нежели разрозненное управление отдельными функциями. Второе — это интеграция внешних операций, т.е. логистика, рассматривается как сфера компе­ тентности, которая связывает компанию с ее потребителя­ ми и поставщиками. Подробно о логистических концепци­ ях и системах читайте в главе 8 данного учебника. Исходя из определения логистики как теории и прак­ тической деятельности по управлению процессами движе­ ния совокупности материальных, финансовых, трудовых, правовых и информационных потоков в структурах рыноч­ ной экономики, основная концептуальная идея логистики направлена на достижение с наименьшими возможными в данных условиях затратами приспособленности фирмы к изменяющейся рыночной обстановке, расширение своего рыночного сегмента и получение преимуществ перед кон­ курентами. Логистика, таким образом, является полипредметной и многофункциональной и представляется как: — наука о движении совокупности материальных, ин­ формационных, финансовых, кадровых потоков в системе рыночной экономики; 1 Бауэрсокс (Bowersox) Доналд Дж. — американский ученый, доктор наук по маркетингу, специалист в области логистического менеджмента, профессор Университета штата Мичиган. 2 Клосс (Closs) Дейвид Дж. — американский ученый, доктор наук по маркетингу и логистике, специалист в области логистического менедж­ мента, профессор Университета штата Мичиган. — методология управления (планирования, организа­ ции и контроля) процессом перемещения и хранения в сфе­ ре заготовки сырья и материалов, доведения их до произ­ водственного предприятия (внутризаводской переработки) и доставки готовой продукции до конечного потребителя; — системный подход, представляющий движение и раз­ витие материальных, информационных, финансовых и ка­ дровых ресурсов в категориях потоков и запасов; — современная конкурентная стратегия хозяйствующих субъектов, целеполагающим фактором которой является ресурсосберегающий алгоритм предпринимательской дея­ тельности; — алгоритм организации рационального движения ма­ териальных потоков и сопутствующих им информации и финансов на всех стадиях воспроизводственного процес­ са (материально-техническое обеспечение, производство, сбыт); — функциональный менеджмент в системе управления фирмой; — вид предпринимательской деятельности, специализи­ рующейся на хранении и доставке товарно-материальных ресурсов потребителям. Дальнейшее развитие логистики невозможно без ее ком­ пьютеризации. Использование компьютеров и современ­ ных информационных коммуникаций кратно увеличивает возможности рационализации деятельности всех участни­ ков логистической цепи. Автоматическая система контроля четко следит за такими показателями, как наличие полуфа­ брикатов и выпуск готовой продукции, состояние произ­ водственных запасов, объем поставки материалов и ком­ плектующих деталей, степень выполнения заказа. Для настоящего этапа развития логистики характер­ ны постановка и решение ряда теоретических проблем. Так, в целях максимального сокращения издержек за срок службы продукции предлагается расширить понятие «кон­ цепция логистики», включив в него весь жизненный цикл продукции (от этапа проектирования до утилизации вто­ ричного сырья и отходов). При монополии как производителя, так и посредни­ ка неизбежно перестает работать саморегуляция рыночно­ го механизма со всеми вытекающими из этого негативны­ ми последствиями, включая ограниченные возможности по применению логистики. Потому во всех развитых стра- пах государственное регулирование рыночных отношений направлено прежде всего на создание и поддержание усло­ вий, обеспечивающих их саморегуляцию на конкурентной основе, т.е. в условиях рыночной экономики государство должно проводить широкий комплекс мер противодействия монопольным устремлениям рыночных субъектов. Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосы­ лок для воспроизводства монополистических тенденций. В противном случае невозможно создать условия для раз­ вития конкуренции, основанной на свободном выборе пар­ тнеров, ценообразовании и формировании заказов исходя из рыночной конъюнктуры. Именно эти условия определя­ ют наличие экономической среды, адекватной рыночным отношениям, и только при их наличии можно говорить об эффективном применении в отечественной экономике логистических методов управления. Применение фирмами маркетинга, логистики и других средств укрепления своих позиций на рынке — веское сви­ детельство появления конкурентных начал в нашей эконо­ мике.

 

2.3. Принципы логистики Принцип (от лат. principium — основа, начало) в субъ­ ективном смысле — основное положение, предпосылка; в объективном смысле — исходный пункт, первооснова, основополагающее теоретическое знание, не являющееся ни доказуемым, ни требующим доказательства. Современная логистика базируется на 12 основных принципах.

1. Системность. Формирование потока, выделение пере­ мещающихся и изменяющихся объектов в качестве отдель­ ной управляемой подсистемы и применение по отношению к ней системного подхода; связь затрат на отдельные опера­ ции по поставкам и перевозкам товаров со стратегическим планом фирмы; достижение взаимодействия логистики с маркетингом и производством; организация планирова­ ния, производства, сбыта, закупок, хранения и транспор­ тировки как единого материального потока логистической цепи.

2. Комплексность. Формирование всех видов обеспе­ чения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях; координация действий непосредственных и опосредованных участников движения ресурсов и продуктов; осуществление централи­ зованного контроля по выполнению задач, стоящих перед логистическими структурами фирмы; стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по то­ варной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности. В стратегической политике необходимо уделять равное шшмание долгосрочным и краткосрочным аспектам так, чтобы одни не доминировали над другими. К сожалению, специалисты по управлению обычно считают, что краткос­ рочные соображения могут показаться настолько важными, что помешают рассмотрению долгосрочных. Возможность противоположной оценки они признают значительно реже.

3. Научность. Усиление расчетного начала на всех ста­ диях управления потоком — от планирования до анализа, выполнение подобных расчетов всех параметров траекто­ рии движения потока; признание за квалифицированными кадрами статуса важнейшего ресурса фирмы.

4. Конкретность. Четкое определение конкретного ре­ зультата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями; осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов.

5. Конструктивность. Диспетчеризация потока, непре­ рывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально- технического обеспечения и транспортировка товаров.

6. Надежность. Обеспечение безотказности и безопасно­ сти движения, резервирование коммуникаций и техниче­ ских средств для изменения при необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движени­ ем; повышение скорости и качества поступления информа­ ции и улучшение технологии ее обработки.

7. Вариантность. Возможность адекватного реагирова­ ния фирмы на колебания спроса; целенаправленное соз­ дание резервных мощностей, загрузка которых осущест­ вляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

8. Интегративность. Наличие интегративных качеств по­ казывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств ее элементов, но не определяются ими полностью. Система не сводится к простой совокупности элементов; расчленяя ее на отдельные составляющие и изучая каждую из них в отдельности, не представляется возможным оценить свой­ ства системы в целом. С другой стороны, логистическая си­ стема является эффективной, если она способствует всем составляющим цепи «снабжение — производство — сбыт — потребление» внести свой вклад в достижение общей цели — оптимизации суммарных логистических издержек по Парето.

9. Эффективность. Способность логистической системы при данном уровне развития рыночных отношений, произ­ водственных технологий, при данных субъектах этой си­ стемы достичь принципиально возможного минимума ло­ гистических издержек.

10. Гибкость. Встроенность в логистическую систему ме­ ханизмов, дающих возможность прогнозировать тенденции изменения состояния внешней экономической среды и вы­ рабатывать адекватные им действия. И.

11.Целостность. Содействие доведению управляющих воздействий до всех структурных составляющих логисти­ ческой системы, развитию между ними информационного сотрудничества, направленного на достижение целей логи­ стики. Предусматривается оценка логистической системы как единого целого, состоящего из взаимодействующих, зачастую разнокачественных и разнородных, но совмести­ мых по ориентации на конечные результаты логистической системы элементов. 12. Превентивность. В отличие от девиантной (от лат. deviatio — отклонение) концепции управления, нацелен­ ной не на предупреждение отклонений, диспропорций, а на возможное устранение их отрицательных последствий, в логистике допустима лишь превентивная концепция управления, предупреждающая возникновение указанных проблем. Перечислив основополагающие принципы логистики, мы отдаем себе отчет в невозможности их стопроцентной реализации на данном этапе развития. Вместе с тем мы настаиваем на подобной формулировке: без этого грани­ ца между логистикой и традиционным управлением ма­ териальными потоками окажется чрезвычайно размытой и практически неразличимой.

 

 

2.5. Правила и показатели логистик и Логистика как наука имеет эмпирическую природу и от­ носительно короткую историю. В силу этого специфические законы логистики — необходимые, существенные, устойчи­ вые, повторяющиеся отношения между явлениями — нахо­ дятся в состоянии становления. Функцию целеполагания и значительной мере осуществляют «шесть правил» логи­ стики, формулируемые так: «Предоставить: 1) необходимое количество 2) нужного товара 3) заданного качества 4) в нужное время 5) к установленному сроку 6) за согласованную цену». Заметим, что приведенные здесь «шесть правил» ло­ гистики представляют собой необходимое и достаточное условие для экономико-математического моделирования формализованных логистических процессов. Появление в литературе «седьмого» и последующих правил с этой точ­ ки зрения является избыточным, но допустимо в опреде­ ленных условиях (подробнее мы затронем этот вопрос при рассмотрении логистического сервиса). Обращаем внимание на применимость этих правил не только к сырью, материалам, покупным полуфабрикатам (оборотным фондам), но и к основным фондам, и к трудо­ вым ресурсам. Эти проблемы решаются в рамках аутсор­ синга и аутстаффинга. Логистика как наука и как сфера профессиональной дея­ тельности в силу своей конкретной направленности не мо­ жет не иметь четких критериальных измерений, которые находят отражение в определенных показателях. Безуслов­ но, принимая во внимание многообразие технологий в ло­ гистике, можно привести чрезвычайно большое количество показателей, так или иначе имеющих отношение к логисти­ ке. Задача оптимизации числа и содержания логистических показателей традиционна: для полноты информации требу­ ется возможная максимизация показателей, для удобства работы с ними — их минимизация. В качестве основных логистических показателей чаще всего называют следующие: — частота оборачиваемости всех запасов, определяемая как отношение товарооборота к объему складских запасов; — общие затраты на материально-техническое обеспече­ ние, приходящиеся на единицу товарооборота; — степень готовности поставщика (в процентах), рас­ считываемая как частное от деления объема удовлетворен­ ных потребностей в указанный срок на общий объем по­ требностей; — затраты на логистику (в процентах от общих рас­ ходов); — период оборота материальных ресурсов для отдель­ ных складов (сутки); — расходы на отправленную единицу продукции; — расходы на тонно-километр перевозимых грузов; — загрузка склада и парка транспортных средств; — степень риска, связанная с содержанием запасов. Сюда же отнесем показатели поставок, ритмичности и работы склада, дополняющие вышеперечисленные в ча­ сти оценки отдельных сторон логистического процесса. Показатели поставок (producer goods delivery indices) ха­ рактеризуют объем, структуру, ритмичность поставок. Вы­ полнение обязательств по физическому объему поставок рассчитывают путем сопоставления объема фактически по­ ставленной в счет договорных обязательств продукции с ее объемом, предусмотренным в договорах поставки. Выпол­ нение обязательств по ассортименту поставленной продук­ ции определяют путем сопоставления фактического объема поставленной продукции и предусмотренного в договорах ассортимента. Показатели ритмичности (variability indices) — это отно­ шение суммы фактически произведенной продукции в пре­ делах планового задания за каждый отрезок времени изучае­ мого периода к общему объему задания на период в целом. Показатели работы склада (warehousing indices) — тех­ нико-экономические показатели, используемые для ком­ плексного анализа различных направлений работы складов. Система этих показателей может быть представлена тремя укрупненными группами: 1) показатели интенсивности работы складов (грузообо­ рот, удельный грузооборот, коэффициент неравномерности загрузки, суммарная работа склада, интенсивность прохож­ дения грузов); 2) показатели эффективности использования складских площадей (вместимость, полезная площадь, коэффициент использования, грузонапряженность склада); 3) показатели уровня сохранности грузов и финансовые показатели (число случаев не сохранности грузов, расходы складов, себестоимость хранения, доходы, производитель­ ность труда работников склада). В Германии путем опроса были получены 23 наиболее часто применяемых показателя логистики. Критерием яви­ лось то, что они были названы представителями более чем 70% опрошенных фирм. К этим показателям относятся: 1) отношение числа заказов к выбранному периоду вре­ мени; 2) потребность в материалах, отнесенная к периоду вре­ мени; 3) затраты на персонал, отнесенные к периоду; 4) численность персонала; 5) количество пропусков по болезни; 6) доля запасов по отношению к обороту; 7) стоимость заказов к периоду; 8) среднее наличие на складе; 9) различие в показателях инвентаризации к количеству инвентаризаций; 10) количество отсутствующих на работе; 11) стоимость наличия на складах, отнесенная к связан­ ному капиталу; 12) число складских позиций; 13) продолжительность оборота склада; 14) среднее время восстановления запаса; 15) количество (частота) оборотов; 16) стоимостное выражение различий инвентаризации к числу инвентаризаций; 17) уровень готовности к поставкам; 18) доля запасов в обороте; 19) доля стоимости материалов, отнесенная к стоимости изготовления (материалоемкость); 20) число позиций заказов за период; 21) средняя продолжительность хранения на складе; 22) отношение затрат на складирование к площади склада; 23) доля сторонних организаций в обороте. Хотя пере­ чень показателей, используемых на предприятиях Герма­ нии, весьма обширен, относиться к ним, по нашему мнению, следует критически: некоторые из них (п. 5, 10) логистиче­ скими, в строгом смысле слова, не являются, так как это показатели, отражающие некоторые стороны функциони­ рования предприятий и подразделений, осуществляющих логистическую деятельность, характеризующие фирму как предпринимательскую структуру. Эффективность применения логистики оценивается не столько ее конкретными показателями и тенденцией их изменения, сколько ее влиянием на изменение экономиче­ ских и финансовых результатов деятельности фирмы: уве­ личение размера прибыли, повышение производительности труда и т.д. Если же необходимо оценить саму технологию логисти­ ки, качество логистики как системы физического распре­ деления, то об этом целесообразнее судить по следующим показателям: — скорость доставки; — надежность сроков поставки; — способность системы к немедленному удовлетворе­ нию спроса.

 

9.1. Цели менеджмента, критерии оптимизации, ограничения Переход национальной экономики России к рыночным отношениям, сопровождающийся значительными струк­ турными изменениями, повышением значимости регио­ нального звена экономики и рядом других, в большой сте­ пени поднимает значимость логистики как системы новых эффективных отношений в обеспечении процесса произ­ водства необходимыми ресурсами. Организационные формы и экономические методы логистического управления товародвижением, методы и средства его информационного и кадрового обеспечения, технические средства управления призваны максимально сократить совокупные затраты на всех стадиях хранения и передвижения товаров. В соответствии с этим в логи­ стике как в современной парадигме ресурсосберегающего алгоритма предпринимательской деятельности выделяют совокупность бизнес-активностей, направленных на праг­ матическую реализацию логистического подхода, именуе­ мую «логистический менеджмент». Современная система менеджмента фирмы представляет собой композицию организационной системы управления с функционально-ориентированными сферами деятельно­ сти (финансы, инвестиции, производство, маркетинг, логи­ стика, инновации, персонал и т.п.), объединенными страте­ гическими, тактическими и другими целями. Особенность логистического менеджмента: как по стра­ тегическим, так и по тактическим (оперативным) целям и задачам он связан со всеми функциональными областями менеджмента (инвестиционного, инновационного, инфор­ мационного, производственного, финансового, кадрового) и процессах управления закупками материальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции. Логистический менеджмент в значительной степени ноздействует на состояние финансово-экономического и правового обеспечения форм взаимодействия в рыноч­ ных условиях; и наоборот, возникают новые требования к коммуникационному обеспечению хозяйственных свя­ зей, к рынку транспортных услуг, организации и функцио­ нированию складского хозяйства, развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприятиях. I [ри этом комплексно рассматриваются, оцениваются и вы­ бираются экономичные способы доставки грузов, применя­ ются прогрессивные коммерческо-правовые нормы и пра- нила, тарифы и перевозочная документация. Основная цель логистического менеджмента состоит и адаптации производственной или торговой фирмы к за­ просам потребителей, что означает гарантию быстрого вы­ полнения заказов и точное соблюдение сроков поставки. Эта цель конкретизируется следующими подцелями: — гарантия оптимальности движения потока материа­ лов и товаров, обеспечивающей надежность поставок при минимальных затратах и рациональном использовании су­ ществующих мощностей; — создание системы контроля, вскрывающей нерацио­ нальные процессы и формирующей новые цели фирмы на основе сопоставления расходов и доходов (т.е. анализа затрат и результатов); — создание функционально непротиворечивой органи­ зационной структуры фирмы. Проблема формирования инфраструктуры товарного рынка является чрезвычайно важной и сложной задачей. В развитых странах воспроизводство общественного про­ дукта обслуживается целой системой рынков. В настоящее время в России нет нормальных базисных рынков (земли, труда, капиталов), рынок же товаров и услуг формируется без активного участия государства, в условиях сохранения монополизма, при отсутствии конкурентной среды в сфере как производства, так и товарного обращения. Следует выделить и сложности специфического харак­ тера, которые существенно затрудняют развитие логисти­ ческой концепции в современной России. 1. Сложная общеэкономическая ситуация и социаль­ ная напряженность не способствуют продвижению в рос­ сийском бизнесе принципиально новых для большинства предпринимателей, менеджеров, инженерно-технических работников логистических идей. Высокий уровень монопо­ лизма в важнейших отраслях, финансовая неустойчивость, отсутствие ощутимого роста объемов производства и уров­ ня жизни населения, негативная реструктуризация нацио­ нальной экономики и свертывание реальных инвестиций в совокупности формируют обстановку, неблагоприятную для внедрения и развития логистики в России. 2. Длительное время в отечествендей экономической науке недооценивалась роль сферы обращения на макроу­ ровне и значение снабжения и сбыта продукции на ми­ кроуровне, что и формирует фундаментальную целепола­ гающую позицию в логистике. Развитие сферы обращения существенно отставало от производственной сферы, она финансировалась по остаточному принципу, а руководя­ щий управленческий персонал хронически недооценивал ее роль. В итоге сфера обращения характеризовалась за­ медленным темпом продвижения товаров от производите­ ля к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса, низкой надежностью и недостаточным уровнем ка­ чества обслуживания потребителей. 3. В настоящее время Россия существенно отстает даже от среднего мирового уровня в развитии инфраструктуры экономики; основные негативные моменты заключаются в следующем: отсутствие обоснованной стратегии раз­ вития систем дистрибьюции товаров в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рын­ ков на крупно- и среднеоптовом уровнях; недостаточ­ ный уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и теле­ коммуникаций; неразвитая транспортная инфраструкту­ ра, прежде всего, в области автомобильного транспорта; отсутствие практически на всех видах транспорта со­ временных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта; низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; нехватка современного технологического обо­ рудования по грузопереработке; слабый уровень механи­ зации и автоматизации складских работ; слабое развитие промышленности по производству современной тары н упаковки. Вышеуказанные факторы серьезно тормозят внедрение логистической концепции в российскую экономику, а их преодоление в относительно короткие сроки весьма затруд­ нительно. Для выхода из создавшейся ситуации необходимо раз­ работать государственную стратегию развития российского товарного рынка. Формирование новых эффективных эко­ номических механизмов и структур, позволяющих управ­ лять торговлей и рынками экономическими методами, це­ лесообразно осуществлять в следующих направлениях: — формирование необходимых экономических условий, стимулирующих кооперацию предприятий оптовой торгов­ ли, товаропроизводителей, информационно-торговых и фи­ нансовых предприятий с участием регионов и муниципали­ тетов в уставном капитале; — разработка экономических механизмов и структур, обеспечивающих функционирование независимых и свобод­ ных, но регулируемых рынков, на которых каждому субъекту экономики предоставлены равные возможности по доступу к информации о спросе, предложении, ценах, а также общие, равные для всех условия заключения сделок; — создание целостной системы регламентации и кон­ троля торговли и рынков, включающей единые правовые основы, обязательное лицензирование торговой деятельно­ сти как для предприятий и организаций, так и для частных лиц, сертификация предприятий торговли. Особо следует отметить правовой аспект становления и развития логистики в России. В настоящее время у нас законодательство в области логистики практически отсут­ ствует. Нет ни одного закона, подзаконного акта или нор­ мативного документа, где бы упоминалась логистика. Рос­ сийское законодательство недостаточно корреспондирует с международным законодательством в области междуна­ родной торговли, движения, международных (в том числе транзитных), внутренних национальных, а также смешан­ ных перевозок. Существует целый ряд факторов, которые сдерживают продвижение товаров и приводят к тому, что уже установленные логистические цепи не обладают долго­ временной стабильностью. Повышение организационно-экономической устойчи­ вости фирмы реализуется межфункциональным логисти­ ческим менеджментом, позволяющим устранить конфлик­ ты между функциональными подразделениями фирмы и обеспечить интегрированное взаимодействие с логисти­ ческими партнерами по бизнесу. Взаимодействие фирмы- производителя с партнерами и логистическими посредника­ ми в снабжении и сбыте составляет предмет логистического менеджмента, имеющего приоритетное значение для до­ стижения стратегических целей фирмы на рынках товаров и услуг, а также факторов производства. Если политика фирмы, действующей в дистрибутивном канале, затрагива­ ет интересы других фирм и влияет на их_лрибыль, то ло­ гистический менеджмент позволяет сформировать ком­ промиссное решение, позволяющее достичь определенных выгод всем членам дистрибутивного канала, рассматривая его как единое целое. На рубеже XX—XXI вв. значительно активизировались научные исследования проблем российской логистики, ре­ шение которых особенно важно для практики. Среди наи­ более значимых результатов, достигнутых в рамках этих исследований в последние годы, необходимо отметить сле­ дующие: 1) осуществлена систематизация теоретических, мето­ дологических и практических проблем логистики и логи­ стического менеджмента, их роли и места в системе совре­ менного бизнеса. Достигнут заметный прогресс в единстве формулировок основных определений и подходов к поня­ тийному аппарату логистики; 2) значительно расширилась и углубилась сфера рас­ пространения логистики. Наряду с закупочной, производ­ ственной, распределительной, финансовой, коммерческой логистикой прошли становление и развиваются логистика сервиса, таможенная и страховая логистика, муниципаль­ ная логистика, логистика товародвижения, логистика пас­ сажирских перевозок; 3) сформулированы методологические основы и разра­ ботаны модели и методы формирования макро- и микро- логистических транспортных систем, выявлены слагаемые качества транспортно-экспедиционного обслуживания, что особенно важно в свете задач реконструкции транспортной системы России, ее адаптации к мировым и европейским стандартам в связи с практикой создания в России транс­ портных коридоров, входящих в единое европейское эконо­ мическое пространство; 4) в сфере развития производственной логистики разра­ ботана концепция создания логистической системы и мето­ дов управления организационно-экономической устойчи­ востью фирмы в конкурентной среде, давшая значительный: > ффект в крупных производственно-коммерческих структу­ рах. Определяющим фактором повышения эффективности управления фирмой с позиций логистики является упоря­ дочение функционального взаимодействия руководителей, функциональных менеджеров, структурных подразделений и отдельных сотрудников; 5) разработано научное направление транспортной логи­ стики, связанное с виртуальными возможностями глобаль­ ных информационных сетей и современных 1Т-технологий в организационном и информационно-аналитическом обе­ спечении процесса управления транспортно-логистическими операциями. Логистический менеджмент представляет в фирме адми­ нистративно-организационную структуру логистической си­ стемы и выполняет основные функции управления (органи­ зация, планирование, регулирование, координация, контроль и учет, анализ) для достижения целей (текущих и перспек­ тивных), установленных для логистических систем. Реальный ход процесса логистического менеджмента осуществляет управленческий персонал фирмы, который согласно уровням иерархической структуры, установленно­ му уровню компетенции и характеру выполняемых функ­ ций подразделяется на три уровня: 1) высший управленческий персонал (top management) — высший уровень функционального управления, возглав­ ляет разработку и реализации логистической стратегии фирмы. В зависимости от размера корпорации (фирмы) это — вице-президент корпорации по логистике, директор по логистике, начальник департамента (отдела) по логисти­ ке, интегральный логистический менеджер; 2) средний управленческий персонал (middle management) — главы и ведущие специалисты службы функцио­ нального менеджмента; к ним относятся: руководители структурных подразделений департамента (отдела, служ­ бы) логистики, логистические менеджеры среднего звена, координаторы функциональных областей логистики или логистических функций, аналитики; 3) управленческий персонал нижнего звена (lower management) — специалисты функционального департамента (отдела) логистики: логистические менеджеры, инженеры- логисты, аналитики (статистики), вспомогательный пер­ сонал. Цель логистического менеджмента состоит в реализа­ ции корпоративной конкурентной стратегии корпорации и функциональной логистической стратегии с оптимальны­ ми ресурсными затратами, а также обеспечение устойчивого развития фирмы посредством логистической координации внутрикорпоративных противоречий между службами за­ купок, производства, продаж, маркетинга, финансов и опти­ мизации межорганизационных отношений с поставщиками, получателями и логистическими посредниками. Соотношение категорий «логистика» и «логистический менеджмент» еще не стало предметом специального изуче­ ния. В концептуальном и методологическом плане «логи­ стика» шире «логистического менеджмента», можно сказать, первая является теоретической базой второго. Несмотря на довольно четкие признаки различия, в ряде литератур­ ных источников их отождествляют. В общепринятом понимании, менеджмент — способ­ ность добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект, мотивированное поведение коллектива фир­ мы. Менеджмент — функция, вид деятельности по руко­ водству людьми в самых разнообразных организациях, а также область человеческого знания, помогающая осу­ ществить эту функцию. По нашему мнению, понятия «ме­ неджмент» и «управление», с одной стороны, и «менед­ жер» и «руководитель», с другой, не являются полностью идентичными. Во-первых, термин «менеджмент» практи­ чески всегда подразумевает наличие «менеджера» — чело­ века, субъекта управления, действующего в определенной организации. В более общем смысле применяется термин «администрирование» (логистическое администрирова­ ние), который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Во-вторых, менеджер — профессио­ нальный управляющий, осознающий, что он представи­ тель особой профессии, прошедший специальную подго­ товку. В целом, логистика — это интегральный инструмент ме­ неджмента, способствующий достижению стратегических, тактических и оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного с точки зрения снижения общих за­ трат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими нм потоками информации и финансовых средств. В культурном контексте понятие «менеджмент» тесно связано с понятием «бизнес» — деятельность, направлен­ ная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции и/или услуг. Таким образом, логистический менеджмент — управление коммерчески­ ми, хозяйственными организациями. Широкий интерес к логистическому менеджменту вызван как интенсивным развитием логистики — функциональной и предпринима­ тельской деятельностью, так и соответствующим развити­ ем системы профессионального бизнес-образования, яв­ ляющегося частью инфраструктуры управления. Условия развития логистического менеджмента весьма благопри­ ятны именно в рыночной экономике, где особенно важ­ ны горизонтальные связи и услуги общего пользования, удовлетворяющие совокупную общественную потребность и оплачиваемые потребителем, быстро оформляются в са­ мостоятельный вид бизнеса (логистическое предпринима­ тельство). Особенность логистического менеджмента: как по стра­ тегическим, так и по тактическим (оперативным) целям и задачам он связан со всеми функциональными обла­ стями менеджмента (инвестиционного, инновационно­ го, информационного, производственного, финансового, по персоналу) в процессах управления закупками ма­ териальных ресурсов, производством и сбытом готовой продукции. Логистический менеджмент в значительной степени воз­ действует на состояние финансово-экономического и пра­ вового обеспечения форм взаимодействия в рыночных условиях; и наоборот, возникают новые требования к ком­ муникационному обеспечению хозяйственных связей, к рынку транспортных услуг, организации и функциони­ рованию складского хозяйства, развитию транспортных служб в посреднических организациях и на предприяти­ ях. При этом комплексно рассматриваются, оценивают­ ся и выбираются экономичные способы доставки грузов, применяются прогрессивные коммерческо-правовые нор­ мы и правила, тарифы и перевозочная документация. Основная цель логистического менеджмента состоит в адаптации производственной фирмы к запросам потреби­ телей, что означает гарантию быстрого выполнения их за­ казов и точное соблюдение сроков поставки. Эта цель кон­ кретизируется следующими подцелями: 1) гарантия оптимальности движения потока материа­ лов и товаров, обеспечивающей надежность поставок при минимальных затратах и максимальном использовании су­ ществующих мощностей; 2) создание системы контроля, вскрывающей нерацио­ нальные процессы и формирующей новые цели фирмы на основе сопоставления расходов и доходов (т.е. анализа затрат и результатов); 3) создание функционально непротиворечивой органи­ зационной структуры фирмы. Как следует из определения цели логистического ме­ неджмента, главное его предназначение — эффективное управление основными и сопутствующими потоками при условиях оптимизации необходимых ресурсов. Оптими­ зация представляет собой процесс нахождения экстре­ мального значения поведения логистической системы (максимум с точки зрения результатов, минимальный — затрат), которые могут быть оценены как лучшие вари­ анты из множества возможных. В процессе оптимизации выясняется, какое состояние логистической системы бу­ дет наилучшим с точки зрения предъявляемых к ней тре­ бований (критериев оптимальности) и которое рассма­ тривается как цель оптимизации. В плане логистического менеджмента оптимизация рассматривается не только как аналитический процесс, но и как процесс достижения этой цели: перевод системы от существующего к искомо­ му состоянию. В общем виде критериями логистической оптимизации могут быть: — достижение заданного, исходя из конкурентной по­ литики фирмы, уровня логистического обслуживания по­ требителей при минимизации используемых ресурсов; — поддержание возможно более высокого уровня логи­ стического обслуживания потребителей при ограниченном на определенном уровне объеме ресурсных затрат. В первом случае в качестве ограничения выступает за­ данный уровень обслуживания, а во втором — совокупность материальных и нематериальных ресурсов.

 

 

Как взаимодействуют логистика и маркетинг? Логистику в фирме часто воспринимают как другую половину маркетинга, так как связи между ними настолько сильны и переплетены, что иногда бывает трудно разделить сферы интересов этих областей бизнеса. Для анализа взаимодействия логистики с маркетингом в западной литературе часто используют традиционные понятия маркетингового микса «4-Р»: «price – product – promotion – place» («цена – продукт – продвижение – место»). Наглядное представление ключевых составляющих маркетинга и логистики, позволяет проследить прямую взаимосвязь между такими характеристиками, как цена (затраты), продукт и место. Рассмотрим их более подробно. Логистический менеджмент через фактор «цена» обычно прямо влияет на достижение фирмой корпоративных или финансовых стратегических целей, задаваемые маркетингом. Ценовые решения требуют тщательного анализа факторов, относящихся к конкурентным товарам, социально– экономическим и демографическим характеристикам потребителей на конкретном сегменте рынка. Учитывая, что затраты на выполнение логистический функций, особенно транспортные расходы, достигают размеров, сопоставимых с 8 себестоимостью производства продукции, логистические решения в области транспортировки существенно влияют на реализацию маркетинговой ценовой политики. Рациональный выбор вида транспорта, перевозчика, экспедитора, оптимальная маршрутизация и другие решения, принимаемые логистическими менеджерами, могут значительно сохранить издержки, расширив возможность маркетингового ценового маневра. То же самое можно сказать и о других логистических функциях: складировании, грузопереработке, управлении запасами. Кроме того, необходимо учитывать влияние на цену товаров физического распределения – в смысле замены одной логистической функции на другую (например, складирования на транспортировку), объединения нескольких логистических функций/операций в одном звене логистической системы для снижения затрат и т.п. В ряде случаев логистический менеджер может быть заинтересован в разных схемах ценообразования, если они отвечают требованиям управления запасами, изменения места складирования, времени доставки, диктуемых потребительским спросом и обеспечением соответствующего уровня качества сервиса. Усилия логистического менеджмента могут быть направлены на увеличение объемов продаж в определенном секторе рынка, если там не достигнута маркетинговая схема цены. Такая ситуация часто складывается под воздействием сезонных колебаний спроса, которые вызывают необходимость принятия дополнительных логистических решений по управлению запасами (например, создание специальных сезонных запасов). Другой важной характеристикой сферы взаимного пересечения интересов маркетинга и логистики является ассортимент продукции, определяемый маркетинговой стратегией фирмы. Ассортимент непосредственно влияет на структуру логистических цепей и каналов, систему дистрибьюции и запасов, виды транспортных средств и способы транспортировки и т.д. Появление ассортимента даже одного товара, но в другой по габаритным размерам упаковке, может полностью изменить структуру логистического канала или способ транспортировки. Поэтому такое решение должно быть согласовано с логистическим менеджментом. Изменение ассортимента существенно влияет на операции грузопереработки и требует согласования типа и размеров упаковок, может вызвать необходимость применения нового технологического оборудования для сортировки, комплектации, консолидации и т.п. Это, в свою очередь, может привести к возрастанию логистических издержек, необходимости дополнительных инвестиций в систему дистрибьюции и в конечном итоге к повышению цены товара, нивелирующему ожидаемую маркетингом прибыль от улучшения ассортимента. Следует остановиться специально на вопросе упаковки. Стремление дизайнеров фирмы к оригинальной упаковке, часто продиктованное требованиями маркетинга, может вызвать незапланированное повышение логистических издержек физического распределения. Маркетинг иногда 9 определяет упаковку как «молчаливого продавца», так как на уровне розничного торговца упаковка может быть решающим фактором, влияющим на объем продаж. С позиции маркетинга важны внешний вид упаковки, красочность, наличие полной информации о товаре, т.е. те параметры, которые могут выделить его среди аналогичных взаимозаменяемых товаров конкурентов. Для логистического менеджера упаковка важна, прежде всего, с точки зрения ее габаритных размеров и способности защищать товар от возможных повреждений в процессах транспортировки и грузопереработки. В частности, потребительская (торговая) упаковка должна быть пригодна для помещения ее в промышленную или внешнюю транспортную упаковку желательно с полным использованием объема. Например, в промышленной упаковке должно помещаться целое число торговых упаковок, в паллете, сформированном на базе стандартного поддона, должно, помещаться целое число торговых упаковок, в контейнере (или трейлере) – целое число грузовых единиц – пакетов полностью заполняющих его объем и т.д. Таким образом, должна быть достигнута гармонизация типоразмерных рядов упаковок и грузовместимости транспортных средств. Отсутствие такой гармонизации неизбежно влечет за собой повышение логистических издержек. Поэтому габаритные размеры упаковок и их защитные характеристики должны задаваться промышленному дизайнеру со стороны логистического менеджера. Производственные и логистический отделы должны договориться о защитной упаковке товара и других процедурах, связанных с перемещением и упаковкой товара для минимизации возможности повреждения товара. При этом может измениться и дизайн товара. Так, Apple Computer экономила 100 тыс. долл. ежегодно на транспортных издержках, уменьшив размеры одного из своих продуктов на четверть дюйма. Персонал логистического отдела также должен быть вовлечен в создание дизайна продукта (упаковки). Он обладает информацией об издержках распределения (упаковка, хранение, транспортировка и т.д.) для различных видов новых продуктов. С точки зрения упаковки компания Coopers & Lybrand Consulting показала, как изменение внутренней упаковки – от точно цилиндрической бутылки к бутылке с возможным отклонением в 1 мм в диаметре – позволило одной компании сэкономить 500 тыс. долл. Продвижение товара на рынок является одной из ключевых функций маркетинга, значение которой подтверждается теми огромными суммами, которые затрачиваются во всем мире на рекламу, инсталляцию продукции, организацию распределения и продаж. Обычно специалисты по маркетингу классифицируют свои стратегии продвижения готовой продукции по двум категориям: «тянущие» и «толкающие». Эти категории связаны с конкуренцией в логистических каналах распределения продукции. Маркетинговая стратегия «вытягивания» (pull – стратегия) товара через дистрибутивный канал обычно связан с широкомасштабной рекламной компанией в средствах массовой информации, которую осуществляет фирма 10 – производитель. Реклама стимулирует спрос покупателей – они спрашивают рекламный товар у розничных торговцев, те, в свою очередь, обращаются к оптовикам, а последние – к производителю. Таким образом, получается некоторый замкнутый контур «вытягивания» товара у фирмы – производителя на основе спроса, стимулируемого рекламой. Независимо от принадлежности канала распределения, pull – стратегия, как правило, не требует создания и поддержания больших запасов готовой продукции в дистрибутивной сети. Основой push – стратегии продвижения является кооперация производителя готовой продукции с оптовыми и розничными торговыми посредниками, когда товар «выталкивается» с производства в дистрибутивные каналы посредников почти независимо от стимулирования спроса. Издержки на рекламу несут посредники самостоятельно или в кооперации с производителем готовой продукции. Упор в этом подходе делается на регулирование запасов готовой продукции в дистрибутивных каналах оптовых и розничных торговых партнеров. С позиции логистики рассмотренные подходы принципиально различны, так как акцентируют внимание на разных логистических функциях: транспортировке, с одной стороны, складировании и управлении запасами – с другой. Чаще логистический менеджер отдает предпочтение стратегии «выталкивания» с ее большей направленностью на насыщение логистического канала и подготовку продаж. Стратегия «вытягивания», направленная на немедленное удовлетворение спроса, ставит перед логистическим менеджментом гораздо больше проблем, поэтому необходима постоянная координация стратегических логистических и маркетинговых планов в дистрибьюции. Многие ситуации требуют тесной координации отдела маркетинга и логистического персонала по продвижению товара. Одной из важных функций является обеспечение наличия в дистрибутивной сети рекламируемых в СМИ товаров, различных специальных предложений. Специалисты по маркетингу утверждают, что ничто не может быть так опасно для фирмы, как дефицит товаров, которые были широко разрекламированы в ходе большой рекламной кампании. Избежать дефицита, можно только согласуя компанию по продвижению новых товаров с логистической службой. Взаимодействие логистики с маркетингом по параметру «место» обычно представляет собой проблему выбора точек сбыта основного объема продукции. При этом решения о выборе «места» всегда предшествует решениям о выборе структуры каналов распределения. С точки зрения логистического менеджера такие решения могут существенно повлиять на эффективность логистической системы. Например, фирмы, имеющие контакты по сбыту только с оптовиками, как правило, испытывают меньше логистических проблем, так как оптовики более предсказуемы, имеют тенденцию закупать готовую продукцию большими партиями, размещают свои заказы и управляют запасами готовой продукции в складских системах 11 более стабильно и эффективно, чем розничные торговцы. Существенным фактором является в этом случае гораздо меньший уровень затрат фирмы на транспортировку продукции. Эффективная логистическая система может создать положительную поддержку для обеспечения фирме возможности привлекать и использовать наиболее продуктивные каналы распределения и выбирать наиболее эффективных поставщиков. Часто участники каналов распределения выбирают, какие продукты производителя они будут продавать. Если производитель не может обеспечить поставку необходимого товара в заданное время в нужном объеме и в нормальном состоянии, то участники каналов распределения могут прекратить взаимоотношения с поставщиком или прекратить активное продвижение его товаров. Выбор места может также включать новые стратегии привлечения покупателей.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.