Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ночная песенка странника






(1780)

Горные вершины

Спят во тьме ночной,

Тихие долины

Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,

Не дрожат листы...

Подожди немного –

Отдохнешь и ты!

(Перевод М.Лермонтова)

Вопросы:

Кто из русских поэтов написал стихотворение " На смерть Гете"?

На сколько лет заключил пари Мефистофель с Фаустом?

К какому литературному направлению относится творчество Шиллера и Гете?

Кто сравнил " Фауста" с " Илиадой"?

Памяти кого посвящен образ Эвфориона?

Жанр " Страдании молодого Вертера"?

Сколько прологов к трагедии " Фауст"?

Кто для Гете образец в драматургии?

В каком прологе к " Фаусту" воплотились эстетические воззрения Гете?

Где находится дом-музей Шиллера и Гете?

В подражание кому написаны " Страдания молодого Вертера"?

Как называлось литературное движение в Германии XVIII в.?

Где находится дом-музей Шиллера и Гете?

В какой части " Фауста" появляется прекрасная Елена?

Кто перевел балладу " Лесной царь"?

Кого Гете считал своим учителем?

 

 

Лекция № 14 по теме: «Жизнь и литературная деятельность Фридриха Шиллера» (1759-1805)

План:

  1. Краткая биография Ф.Шиллера.
  2. Творчество Ф.Шиллера.
  3. «Разбойники» (1781).

 

Литература:

Зарубежные писатели. Библиографический словарь. В 2-х томах под ред. Н.П.Михальской.

Артамонов С.Д. История зарубежной литературы 17-18 вв. М., 1988.

Плавкин З.И. История зарубежной литературы 17 в. М., 1987.

Пурищев Б. Зарубежная литература ХҮ ІІІ. Хрестоматия в 2-х т.т. М., 1988.

Артамонов С.Д. Хрестоматия по зарубежной литературе ХҮ ІІ-ХҮ ІІІ вв. М., 1982.

История немецкой лиературы. М., 1982.

Фридрих Шиллер. Драмы. М., 1985 г.

 

Замечательный немецкий поэт и драматург эпохи Просвещения Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился в маленьком городе Марбахе Вюртембергксого герцогства в семье бедного военного фельдшера. В четырнадцать лет, вопреки его собственному желанию и воле родителей, которые мечтали, чтобы их сын стал священником, он был по приказу герцого зачислен в недавно открытую академию для подготовки государственных чиновников. В академии был установлен военный режим, поддерживался казарменный порядок. Но в то же время в академии преподавали известные профессора, уровень лекций был весьма высоким.Шиллер смог получить здесь глубокие знания по истории, философии, естественным наукам, медицине. В 1780 году Шиллер окончил академию и был назначен полковым врачом в столицу Вюртембергского герцогства Штутгарт. Еще в академии тайком, по ночам Шиллер начал писать свою драму «Разбойники».В 1781 г. она вышла анонимно из печати, а в следующем году одна из лучших театральных групп в столице соседнего герцогства – Пфальцского, ставит ее на сцене. За самовольный отъезд на премьеру собмтвенной пьесы (которая была настоящим триумфом) Шиллер был посажен под арест на две недели.К тому же ему категорически запретили заниматься литературой. Писатель решается на побег. Пять лет он скитался по разным городам Германии, пока не поселяется в Веймаре, где жил Гете. Дружба и творческое общение с Гете помогло развитию писательского таланта Шиллера. Как и Гете, Шиллер проходит в своем творчестве два основных этапа – период «Бури и натиска» и «Веймарского классицизма».

Драма «Разбойники» - самое яркое драматическое произведение периода «Бури и натиска». Пьеса обращена против тирании во всех ее проявлениях, что выражено уже в эпиграфе.Сюжет драмы возник из многих источников. Важный мотив пьесы – мотив «благородного разбойника» - одновременно взят и из литературы, английских баллад о Робин Гуде, например из жизни, из истории реально существовавших разбойничьих банд в Германии.Популярная тема вражды двух братьев, которую часто использовали немецкие драматурги этого периода, решена как масштабный гражданский конфликт. Каждый из братьев – «благородный разбойник» Карл Моор и циничный эгоист Франц Моор становятся почти символическими воплощениями добра и зла. Конфликт между героями углубляется и особым контрастным построением сцен, и языковым разнообразием.Великодушного и возвышенного героя мучает неизбежность насилия, у него возникают сомнения в необходимости и справедливости избранного пути. Таким образом, в своей драме Шиллер показывает и назревшую потребность переустроить общество, и антигуманность способов его насильственной переделки.

«Разбойники»

Драма (1781)

Действие происходит в современной автору пьесы Германии. События разворачиваются в течение двух лет.Драме предпослан эпиграф – слова Гиппократа: «Чего не исцеляют лекарства, исцеляет железо; чего не исцеляет железо, исцеляет огонь».

В основе сюжета лежит семейная трагедия. В родовом замке баронов фон Моор живут отец, младший сын – Франц и воспитанница графа, невеста старшего сына, Амалия фон Эдельрейх. Завязкой служит письмо, полученное якобы Францем от «лейпцигского корреспондента», в котором повествуется о беспутной жизни проходящего курс наук в университете в Лейпциге Карла фон Моора, старшего сына графа.Опечаленный плохими новостями, старик фон Моор под давлением позволяет Францу написать письмо Карлу и сообщить ему, что разгневанный поведением своего старшего сына он, граф, лишает его наследства и своего родительского благословения.

В это время в Лейпциге, в корчме, где собираются обычно студенты Лейпцигского университета, Карл фон Моор ждет ответа на свое письмо к отцу, в котором он чистосердечно раскаивается в своей распутной жизни и обещает впередь заниматься делом. Приходит письмо от Франца – Карл в отчаянии. Его друзья обсуждают в корчме предложение Шпигельберга собрать шайку разбойников, поселиться в богемских лесах и отбирать у богатых путников деньги, а затем пускать их в оборот. Бедным студентам эта мысль кажется заманчивой, но им нужен атаман, хотя сам Шпигельберг рассчитывал на эту должность, все единогласно выбирают Карла фон Моора.Надеясь, что «кровь и смерть» заставят его позабыть прежнюю жизнь, отца, невесту, Карл дает клятву верности своим разбойникам, а те, в свою очередь, присягают ему.

Теперь, когда Францу фон Моору удалось изгнать своего старшего брата из любящего сердца отца, он пытается очернить его и в глазах его невесты, Амалии. В частности, он сообщает ей, что бриллиантовый перстень, подаренный ею Карлу перед разлукой в залог верности, тот отдал развратнице, когда ему нечем было заплатить за любовные утехи. Он рисует перед Амалией портрет больного нищего в лохмотьях, изо рта которого разит «смертоносной дурнотой», - таков ее любимый Карл теперь. Но не так –то просто убедить любящее сердце, Амалия отказывается верить Францу и прогоняет его прочь.

В голове Франца фон Моора созрел план, который наконец поможет ему осуществить свою мечту, стать единственным обладателем наследства графов фон Моор. Для этого он подговаривает побочного сына одного местного дворянина, Германа, переодеться и, явившись к старику Моору, сообщить, что он был свидетелем смерти Карла, который принимал участие в сражении под Прагой. Сердце больного графа вряд ли выдержит это ужасное известие. За это Франц обещает Герману вернуть ему Амалию фон Эдельрейх, которую некогда у него отбил Карл фон Моор.

Так все и происходит. К старику Моору и Амалии является переодетый Герман. Он рассказывает о Карле, оставленном без всяких средств к существованию, а потому решившем принять участие в прусско-австрийской компании.Война, дескать, забросила его в Богемию, где он геройски погиб. Умирая, он просил передать шпагу отцу, а портрет Амалии вернуть ей вместе с клятвенной верности. Граф фон Моор винит себя в смерти своего старшего сына, он откидывается на подушки, и его сердце, кажется, останавливается.Франц радуется долгожданной смерти отца.

Тем временем в богемских лесах разбойничает Карл фон Моор. Он смел и часто играет со смертью, так как утратил интерес к жизни. Свою долю добычи он отдает сиротам. Он карает богатых, грабящих ростых людей, следуя принципу: «Мое ремесло – возмездие, месть –мой промысел».

А в родовом замке фон Моор правит Франц. Он достиг своей цели, но удовлетворения не чувствует: Амалия по-прежнему отказывается стать его женой. Герман, понявший, что Франц обманул его, открывает фрейлине фон Эдельрейх «страшную тайну» - Карл Моор жив и старик фон Моор тоже.

Карл со своей шайкой попадает в окружение богемских драгун, но им удается вырваться из него ценой потери всего одного разбойника, богемские же солдаты потеряли около 300 человек. В отряд фон Моора просится чешский дворянин, потерявший все свое состояние, а также возлюбленную, которую зовут Амалия. История молодого человека всколыхнула в душе Карла прежние воспоминания, и он решает вести свою шайку во Франконию со словами: «Я должен ее видеть!»

Под именем графа фон Бранда из Макленбурга проникает в свой родовой замок Карл.Он встречает свою Амалию и убеждается, что она верна «погибшему Карлу». В галерее среди портретов предков он останавливается у портрета отца и украдкой смахивает слезу. Никто не узнает старшего сына графа, лишь Франц угадывает в госте старшего брата, но никому не говорит о своих догадках. Младший фон Моор заставляет своего старого дворецкого Даниэля дать клятву, что тот убьет приехавшего графа. По шраму на руке дворецкий узнает в графе фон Бранде Карла, тот не в силах лгать своему старому слуге, воспитавшему его, но теперь он должен торопиться навсегда покинуть замок.Перед исчезновением он решает все же повидать Амалию, попрощаться с нею.

Карл возвращается к своим разбойникам, а утром они покинут эти места, а пока бродит по лесу и в темноте вдруг слышит голос и видит башню. Это Герман пришел украдкой, чтобы накормить узника, запертого здесь. Карл срывает замки с башни и освобождает старика, иссохшего как скелет. Этим узником оказывается фон Моор, которыйғ к своему несчастью, не умер тогда от вести, принесенной Германом, но когда он пришел в себя в гробу, то сын его Франц тайно от людей заточил его в башню, обрекая на холод, голод и одиночество. Карл, выслушав историю своего отца, не в силах больше терпетьи, несмотря на родственные узы, которые связывают его с Францем, приказывает своим разбойникам ворваться в замок, схватить брата и доставить сюда живьем.

Ночь. Старый камердинер Даниэль прощается с замком, где он провел всю свою жизнь. Вбегает Франц фон Моор в халате со свечой в руке. Он не может успокоиться, ему приснился сон о Страшном суде, на котором его за грехи отправляют в преисподнюю. Он умоляет Даниэля послать за пастором. Всю свою жизнь Франц безбожник, но на этот раз ему не удается с обычной легкостью посмеяться над бессмертием души. Получив от пастора подтверждение, что самыми тяжкими грехами человека являются братоубийство и отцеубийство, Франц пугается и понимает, что душе его не избежать ада.

На замок нападают разбойники во главе со Швейцером, посланные Карлом, они поджигают замок, но схватить Франца им не удается. В страхе он сам удавился шнурком от шляпы.

Исполнившие приказ члены шайки возвращаются в лес близ замка, где их ждет Карл, так и не узнанный собственным отцом. С ними приходит Амалия, которая бросается к разбойнику Моору, обнимает его и называет своим женихом. Тогда в ужасе старик Моор узнает в предводителе этих бандитов, воров и убийц своего любимого старшего сына Карла – и умирает.Но Амалия готова простить своего возлюбленного и начать жизнь с ним сначала.Но их любви мешает клятва верности, данная Моором своим разбойникам. Поняв, что счастье невозможно, Амалия молит только об одном – о смерти.Карл закалываетее.

Разбойник Моор испил свою чащу до дна, он понял, что нравы с помощью злодеяний не исправишь, что жизнь его кончена, он решает сдаться в руки правосудия. Еще по дороге в замок Моор разговаривал с бедняком, у которого большая семья, теперь Карл идет е нему, чтобы тот, сдав «знаменитого разбойника» властям, получил за его голову тысячу луидоров.

 

Вопросы:

Кем должен был стать Шиллер?

Какая героиня " Коварства и любви" англичанка?

Почетным гражданином какой страны станет Шиллер?

Кто был любимым философом Шиллера?

Кто был любимым философом Шиллера?

Кто является предводителем разбойников в драме Шиллера?

Как зовут главного героя Разбойников?

Кто отец Луизы Миллер по своему занятию?

Кем был отец Фердинанда?

Кто такой Шпигельберг?

Какова судьба Амалии?

Какова судьба Луиза Миллер?

ВОПРОСЫ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ (МОДУЛЯ)

 

(1 рубежный контроль 1-7 неделя):

  1. Жанр басен в творчестве Ж.Лафонтена.
  2. Творчество Д.Мильтона – великого английского поэта 17 века.
  3. Поэма «Потерянный рай»Мильтона.
  4. Основные художественные направления в литературе 18 века.
  5. Особенности просветительского реализма.
  6. Д.Дефо. Жизнь и творчество.
  7. «Робинзон Крузо» Д.Дефо.
  8. Д.Свифт. Памфлеты.
  9. Роман «Путешествие Гулливера» - английская сатира.
  10. Просветительские идеи в творчестве Филдинга, Стерна.
  11. Г.Филдинг. «История Тома найденыша».
  12. Г.Филдинг «История Тома Джонса».
  13. Сентиментализм.
  14. Вольтер. «Философские повести».
  15. «Кандид» Вольтера.
  16. Д.Дидро. «Племянник Рамо».
  17. Ж.Ж.Руссо. «Новая Элоиза»
  18. «Натан Мудрый» Лессинга.
  19. Гете «Фауст». «Страдания молодого Вертера».
  20. Ф.Шиллер. «Коварство и любовь».

 

Вопросы 2 рубежного контроля (8-15 неделя):

Основные направления в литературе 17 века.

  1. Классицизм.
  2. Ренессанский реализм.
  3. Барокко. Отличительные черты барокко.
  4. Гражданственность классицисткого искусства.
  5. Проблема идеала и отношение писателей барокко к религии.
  6. Творчество Лопе де Вега.
  7. Эстетические взгляды писателя Лопе де Вега.
  8. Историческая основа драмы «Фуэте Овехуны».
  9. Монолог Лауренсии, призывающей крестьян к восстанию.
  10. Творчество П.Кальдерона.
  11. Концепция жизни человека в драме «Жизнь есть сон» П. Кальдерона.
  12. Трактат Никола Буало «Поэтическое искусство».
  13. Творчество П.Корнеля.
  14. «Сид» - первое великое произведение французского классицизма.
  15. Творчество Ж.Расина.
  16. «Андромаха» - начала нового этапа в развитии французской классицистической трагедии.
  17. Трактовка античного мифа в трагедии «Федра» Жана Расина.
  18. Ж.Б.Мольер – великий реформатор комедии.
  19. Идея комедии «Тартюф» Мольера.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.