Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень вопросов к экзамену






1. Литература как вид искусства. Специфика вербального образа, его типология.

2. Роды и жанры литературы. Принципы родового разграничения.

3. Классификация жанров эпического рода.

4. Классификация жанров лирического рода.

5. Классификация жанров драматического рода.

6. Понятие «художественный стиль» (эпохи, направления, конкретного автора), стиль и стилизация, стилевая манера, стилеобразующие факторы.

7. Методы анализа литературного текста (общая характеристика).

8. Происхождение устных и письменных форм словесности.

9. Памятники литературы Древнего Востока (дать характеристику одного из них).

10. Художественные и мировоззренческие принципы литературы европейского средневековья.

11. Образ загробного мира в «Божественной комедии» Данте.

12. Художественные открытия эпохи Возрождения. Отражение идей гуманизма и антропоцентризма в литературе (показать на примере одного произведения)

13. Жанровое своеобразие творчества Шекспира. Идейно-философская проблематика и поэтика трагедии «Гамлет».

14. Мировоззренческие и стилевые особенности барочной литературы.

15. Доминанты поэтики литературы эпохи классицизма (общая характеристика).

16. Классицистическая форма жанра комедии в творчестве Мольера.

17. Литература эпохи Просвещения. Методы «просветительского реализма» и сентиментализма, их идейно-художественная направленность.

18. Драматургические принципы в трагедии Гете «Фауст». Предромантические тенденции произведения.

19. Романтизм как литературное направление: мировоззренческие основы и эстетическая программа.

20. Национальные особенности европейского романтизма (немецкого, английского, французского). Рассмотреть на примере творчества одного писателя.

21. Эстетические принципы реализма, особенности исторического подхода к изображению.

22. Социально-психологический аспект и эволюция характера героя в реалистической литературе (показать на примере творчества одного из авторов: Стендаль, Бальзак, Диккенс, Флобер, Хемингуэй и др.).

23. Картина мира и сущность человека в модернистском восприятии. Творческие принципы символизма, экспрессионизма, экзистенциализма, сюрреализма, «театра абсурда» (на примере 1 – 2 направлений).

24. Мифотворческий подход к созданию художественного мира у Ф. Кафки.

25. Жанр интеллектуально-философского романа в европейской литературе ХХ века (Г. Гессе, Т. Манн (на выбор)).

26. «Маленький принц» Экзюпери: философская проблематика и жанровое своеобразие сказки.

27. Постмодернистская литература: мировоззренческие основы и эстетические установки. Особый характер коммуникации «автор – произведение – читатель».

28. Роман У. Эко «Имя розы» как пример постмодернистской прозы; поэтика игры.

29. Жанровая система и стили древнерусской литературы.

30. Общая характеристика литературы классицизма (мировоззренческий и эстетический уровни). Жанровая система. Национальные особенности русского классицизма. Вклад М. Ломоносова в развитие отечественного классицизма.

31. Поэтическое новаторство Г. Державина.

32. Сентиментализм как литературное направление (общая характеристика). Концепция личности. Поэтика повести Н. Карамзина «Бедная Лиза».

33. Комедия «Горе от ума» А. Грибоедова: особенности художественного метода (классицистические и реалистические черты).

34. Романтизм как литературное направление. Особенности художественного видения. Концепции двоемирия и творческой личности (показать на примере поэзии В.Жуковского и К. Батюшкова).

35. Периодизация творчества А. Пушкина. Художественный мир поэмы «Руслан и Людмила».

36. А. Пушкин как романтик. Поэтика «южных поэм».

37. «Маленькие трагедии» А. Пушкина: жанровая специфика, особенности конфликта.

38. «Евгений Онегин» как роман в стихах (жанровая природа). Композиция, «зеркальный принцип», картины русской жизни. Особенности реалистического метода. Образы Татьяны Лариной и Евгения Онегина.

39. Романтическое творчество М. Лермонтова: лирика, поэмы «Демон», «Мцыри». Специфика художественного видения, основные мотивы.

40. Роман М. Лермонтова «Герой нашего времени»: смысл расхождения фабулы и сюжета, романтические и реалистические тенденции. Смысл названия. Противоречивый характер главного героя. Тема рока.

41. Особенности циклического образования «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Петербургских повестей» Н. Гоголя. Авторская оценка героев.

42. «Мертвые души» Н. Гоголя как поэма. Замысел произведения Смысл названия. Композиционная и идейная роль лирических отступлений. Образ Чичикова в метафизическом аспекте. Принципы, определяющие логику последовательности знакомства главного героя с помещиками. Символический подтекст образа Руси - Тройки.

43. Сатирическая направленность творчества М. Салтыкова - Щедрина (показать на примере одного произведения). Гротеск как стилевая доминанта.

44. Лирика Ф. Тютчева: философское осмысление человека и бытия, специфика трагического мироощущения, образное моделирование мира, основные мотивы.

45. А. Фет как поэт импрессионистического склада. Поэтика звука, образной детали, суггестивность стиля.

46. Социальная и религиозно-нравственная характеристика образа Ильи Обломова в романе И. Гончарова «Обломов».

47. Романы И. Тургенева: типы героев, драматические коллизии, уровни мировоззренческих споров (онтологический, гносеологический, идеологический). Тема «Лишнего человека» (Показать на примере одного романа).

48. Н. Некрасов как поэт - новатор. «Кому на Руси жить хорошо»: связь эпического и лирического начал.

49. Драматургия А. Островского: главные герои, основные темы, конфликт, языковые черты (на примере одного произведения). Драматургические произведения как «пьесы жизни».

50. Жанровое многообразие творчества Н Лескова Стилевая манера сказа (на примере одного произведения).

51. Герой-идеолог в романном творчестве Ф. Достоевского (на примере одного произведения). Понятие «полифонического романа».

52. Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Евангельские и сновидческие мотивы.

53. «Война и мир» Л. Толстой как роман - эпопея. «Мысль семейная» и «мысль народная» в романе, концепция истории. Понятие «диалектики души».

54. «Анна Каренина» как роман-трагедия. Религиозный и психологический аспект судьбы главной героини. Символика образов.

55. Прозаическое творчество А. Чехова: новаторство, поэтика, авторская позиция. Специфика реалистического метода, писателя.

56. Драматургия А. Чехова: приемы создания характеров, конфликт, художественные особенности построения действий (на примере одной пьесы.

57. Общая характеристика русской литературы рубежа веков (19-20 вв.). Понятие декаданса, феномен Серебряного века.

58. Символизм как литературное направление. Понятие символа. Философские и эстетические установки старших символистов и младосимволистов.

59. Поэма А. Блока «Двенадцать»: идейно-философский смысл, символика образов, интерпретации образа Христа.

60. Поэтическое и прозаическое творчество И. Бунина: своеобразие творческого видения, круг тем, специфика образности, проблематика, стиль. Жанр прозаической миниатюры.

61. Традиции и новаторство в художественной прозе А. Куприна.

62. Акмеизм как литературное направление. Основные эстетические установки. Стилевые особенности. Охарактеризовать поэтическое творчество одного из акмеистов (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам).

63. Русский поэтический авангард начала века. Общая характеристика. Эстетическая программа. Понятие «зауми». Эксперименты со словом. Проанализировать стихотворение, учитывая футуристические принципы (И. Северянин, В. Маяковский, В. Хлебников).

64. Авангардные течения начала 20 в. Основные концепции. Особенности поэтики образов.

65. Поэтическое новаторство В. Маяковского.

66. Лирика М. Цветаевой и Б. Пастернака. Дать характеристику творчества одного поэта по следующим критериям: специфика художественного видения, основные темы, мотивы, особенности стиля и поэтики образов.

67. Особенности сатирического изображения действительности в литературе 20-х гг. Показать на примере одного произведения (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров).

68. Роман М. Горького «Мать» как произведение социалистического реализма. Эволюция главной героини. Тема жертвы и жертвенности. Понятие «религиозного реализма».

69. «Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия. Хронотоп «стеклянного рая». Связь с «Откровением» Иоанна Богослова. Особенности портретной характеристики героев.

70. Нравственно-философская проблематика повести А. Платонова «Котлован». Мифологическая и религиозная основа произведения. Судьба героев и государства в глобальном переустройстве мира. Проблема взаимоотношения человека с окружающим миром в рассказе «Песчаная учительница».

71..Идейно-философский смысл романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Композиция, система персонажей. Вопрос об истине. Мотив «дом - бездомье».

72. «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Картина мироздания в романе. Нравственно-идейные искания Григория Мелехова.

73. 45.Поэмы А. Твардовского. Единство эпического и лирического, своеобразие раскрытия темы героического характера. Особенности реалистического изображения. Поэтическая форма.

74. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: жанровое своеобразие, судьба главного героя в контексте истории, христианские мотивы.

75. 47.«Деревенская проза»: проблема национального характера, идейно-тематическое содержание, конфликт, авторская позиция (показать на примере одного произведения).

76. Современная российская поэзия: стили и направления. Анализ творчества одного из поэтов (И. Бродский, А. Вознесенский, Л. Лосев, О. Седакова, Т. Кибиров, С. Парщиков и др.).

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература

1. Тронский, И. М. История античной литературы: учебник / И. М. Тронский. – 7-е изд. – Москва: ЛКИ, 2008. – 464 с.

2. Мировая художественная культура. ХХ век. Литература: научное издание. Т. 4 / Ю. В. Манн [и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 464 с.

3. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения: учеб. для студентов вузов. – Москва: Академия, 2010. – 239.

4. Зарубежная литература конца XIX-начала XX века: в 2 т.: учеб. пособие для студентов вузов. / под ред. В. М. Толмачева. – Москва: Академия, 2008.

5. Введение в литературоведение: учеб. для студентов вузов / под ред. А. В. Чернец. – Москва: Академия, 2010. – 716,

 

б)Дополнительная литература

1. Зайцев, В. А. История русской литературы второй половины ХХ века: учеб. пособие / В. А. Зайцев, А. П. Герасименко. – Москва: Высшая школа, 2006.

2. Зарубежная литература конца XIX-начала XX века: в 2 т.: учеб. пособие для студентов вузов. / под ред. В. М. Толмачева. – Москва: Академия, 2008.

3. История русской литературы ХХ века: В 4 кн.: учеб. пособие / ред. Л. Ф. Алексеев. – Москва: Высшая школа, 2005.

4. Крусанов, А. В. Русский авангард 1907 – 1932. Исторический обзор: в 3 т. / А. В. Крусанов. – Москва: Новое литературное обозрение, 2003.

5. Мировая художественная культура. ХХ век. Литература: научное издание. Т. 4 / Ю. В. Манн [и др.]. – Санкт-Петербург: Питер, 2008.

6. Минералов, Ю. И. История русской литературы ХХ века (1900-1920-е годы): учеб. пособие / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. – Москва: Высшая школа, 2004.

7. Патер, У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии: научно-популярная литература / У. Патер. – Москва, 2006.

8. Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие / В. В. Агеносов и др.; ред. Т. М. Колядич. – Москва: Академия, 2005.

9. Тронский, И. М. История античной литературы: учебник / И. М. Тронский. – 7-е изд. – Москва: ЛКИ, 2008.

10. Кузьмина, С. Ф. История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учеб. пособие для студентов вузов / С. Ф. Кузьмина. – Москва: Флинта, 2009.

11. Введение в литературоведение: учеб. для студентов вузов / под ред. А. В. Чернец. – Москва: Академия, 2010.

12. Жук, М. И. История зарубежной литературы конца XIX начала ХХ века: учеб. пособие / М. И. Жук. – Москва: Флинта, 2011.

13. Зарубежная литература и культура эпохи Просвещения: учеб. для студентов вузов. – Москва: Академия, 2010.

14. Курдина, Ж. В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учеб. пособие / Ж. В. Курдина, Г. И. Модина. – Москва: Флинта, 2010.

Доступны через удаленный доступ через ЭБС «Университетская библиотека онлайн»:

15. Тэн, И. История английской литературы. Введение / И. Тэн. – Москва: Директ-Медиа, 2007. – 58 с.

16. Кузьмина, С. Ф. История русской литературы ХХ в. Поэзия Серебряного века: учеб. пособие для студентов вузов / С. Ф, Кузьмина. – Москва: Флинта, 2009. – 400 с.

17. Федотов, О. И. История западно-европейской литературы средних веков: учебник-хрестоматия / О. И. Федотов. – Москва: Флинта, 2011. – 160 с.

18. Курдина, Ж. В. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учеб. пособие / Ж. В. Курдина, Г. И. Модина. – Москва: Флинта, 2010. – 204 с.

19. Жук, М. И. История зарубежной литературы конца XIX начала ХХ века: учеб. пособие / М. И. Жук. – Москва: Флинта, 2011. – 113 с.

20. Осьмухина, О. Ю. От Античности к XIX столетию. История зарубежной литературы: учеб. пособие / О. Ю. Осьмухзина, Е. А. Казеева. – Москва: Флинта, 2010. – 318 с.

 

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Аудиторные занятия и СРС по дисциплине «Литература» проходят в лекционных аудиториях, стандартно оборудованных для проведения интерактивных лекций (видеопроектор, экран настенный, др. оборудование) или в компьютерных классах с программным обеспечением, включая MS Office.

 

Рабочая учебная программа по дисциплине «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта ВПО с учетом рекомендаций ПрОП ВПО по направлениям подготовки: 52.03.01 «Хореографическое искусство», 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», 51.03.02 «Народная художественная культура» и учебного плана.

 

Автор ________________ А. В.Кручинина

 

Согласовано: _____________ директор научной библиотеки Н.П. Соколова

 

Согласовано: _____________ заведующий выпускающей кафедрой Е.М.Акулич

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.