Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы Всего часов Семестры Аудиторные занятия (всего) В том числе:






 

Вид учебной работы Всего часов Семестры
   
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:      
Лекции      
Практические занятия, мелкогрупповые занятия      
Семинары      
Консультации      
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:      
Курсовой проект (работа)      
Расчетно-графические работы      
Реферат      
Другие виды самостоятельной работы      
Вид аттестации – зачет / экзамен   зачет экзамен
Общая трудоемкость / час      

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

 

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Виды деятельности
Раздел 1. История литературного творчества; происхождение устных и письменных форм словесности, художественной литературы. Теория литературы. Древние формы литературного творчества.
  1. Литература как вид изобразительного искусства. Взаимосвязь литературы с устным народным творчеством. Слово и образ. Жанры и стили литературного творчества. Методы анализа литературного текста.   Литература как вид искусства. Соотношение эстетического, познавательного, дидактического и гедонистического в литературном произведении. Литература как сочетание традиционного и новаторского, индивидуального и общеисторического. Связь литературы с другими видами искусства. Автор в произведении. Специфика художественного образа, его типология. Литературные роды – эпос, лирика и драма, их жанры. Понятие «художественный стиль», стилеобразующие факторы, стилевые категории, стилевая манера, стилизация. Понятие «творческий метод». Биографический, культурно-исторический, сравнительно-исторический, формальный, герменевтический, структурный, психоаналитический методы анализа литературного произведения. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия.  
  2. История литературного творчества; происхождение устных и письменных форм словесности, художественной литературы.   Возникновение литературы. Понятия «миф», «мифологическое сознание». Типология мифов. Отражение космологии в мифе и в первых литературных произведениях. Древние литературные памятники. Литература Древнего Востока: л итература Шумера и Вавилони («Сказание о Гильгамеше»), Древнего Египта («Книга мертвых»), Древней Инди (поэтические эпопеи «Махабхарата» и «Рамаяна»), Древнего Китая («И Цзин» - «Книга перемен» и «Ши цзин» - «Книги песен»).   Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия.  
  3. Классические литературные жанры античности   Жанровая система античной литературы, античная мифология и фольклор. Жанровая система фольклора. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия.  
Раздел 2. Литература европейского Средневековья и эпохи Возрождения. Основные литературные направления Нового времени.  
  4. Литература европейского Средневековья   Мировоззренческие и эстетические особенности литературы Средневековья. Раннехристианская литература. Трактаты писателей-апологетов. Трактат Августина Блаженного «О граде Божием». Клерикальная литература, ее жанровые разновидности. Произведения «О небесной иерархии» и «О небесных именах» Псевдо-Дионисия Ареопагита. Поэзия вагантов. Средневековая рыцарская литература: героический эпос, куртуазная поэзия трубадуров, жанр рыцарского романа («Песнь о Роланде», «Роман о Тристане и Изольде» и др.).   Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов. Мини-опрос по использованным источникам.  
  5. Европейская литература Предвозрождения и Возрождения. Предвозрождение.Учение о величии разума и самоценности красоты Фомы Аквинского. «Божественная комедия» Данте Алигьери как переход к ренессансному антропоцентризму. Гуманизм эпохи Возрождения, культ универсального человека. Отражение ренессансного мировоззрения в творчестве поэтов и писателей. Творчество Петрарки. Гуманистическая концепция мира и человека в «Декамероне» Боккаччо. Преобразование народной смеховой традиции в произведении Э. Роттердамского «Похвала глупости». Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Периодизация и жанровое многообразие творчества Шекспира (трагедии, комедии, сонеты). Персонажи и художественный мир романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий». Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов.  
Раздел 3. Основные литературные направления Нового времени
  6. Основные литературные направления Нового времени. Концепция мира и человека в эпоху Барокко.   Концепция мира и человека в эпоху Барокко. Жанры (религиозно-философская драма, галантно-пасторальный роман, галантно-героический роман) и стилевые тенденции Барокко. Национальные разновидности барочной литературы (в Италии – маринизм, в Англии – «метафизическая школа», в Испании – гонгоризм и консептизм, во Франции – «прециозная литература»). Поэма Дж. Мильтона «Потерянный рай». «Жизнь есть сон» Кальдерона. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания текстов. Мини-опрос по использованным источникам.
  7. Эстетика Классицизма. ЛитератураПросвещения.Отражение в литературе тенденций, связанных с развитием просветительской философии и науки. ЛитератураРомантизма. Классицизм. Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство». Культ разума и следование античным образцам, конфликтная основа, жанровый характер мышления, принцип трех единств в классицизме. Творчество Лопе де Вега, Корнеля, Расина, Мольера. ЛитератураПросвещения.Соединение научного мышления и художественного творчества как характерная черта эпохи, новая система жанров: роман-трактат, философская повесть, философская поэма и др. Идея «естественного человека» в романе Дефо «Робинзон Крузо». «Путешествие Гулливера» Свифта как просветительская утопия. Вопрос о «просветительском реализме». Сентиментализми культ «просвещенного чувства», анализ внутреннего мира человека, жизни его души и сердца в произведениях сентименталистов; специфика эмоционально-психологической структуры повествования. Просветительские тенденции в творчестве Вольтера, Дидро, Руссо. ЛитератураРомантизма. Национальные особенности романтизма. Германия – «Йенский романтизм», роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген». Предромантические тенденции в творчестве Гете. «Гейдельбергский романтизм», фольклорное начало в «Детских и семейных сказках» братьев Гримм; гротеск и ирония в повестях-сказках Гофмана. Англия – жанр исторического романа в творчестве В. Скота, поэмы Байрона. Франция – три периода творчества Гюго, поэтика гротеска в романе «Собор Парижской Богоматери»; жанровая особенность романа Жорж Санд «Консуэло». Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов.  
Раздел 4. Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ХХ – начала ХХI вв; взаимодействие литератур различных культурных регионов
  8. Реализм и модернизм в литературе ХХ в. Взаимодействие литератур различных культурных регионов.   ЛитератураРеализма.Закон социальной обусловленности человека (формирования типического характера типическими обстоятельствами), принцип психологизма, объективности и достоверности в изображении. Роман Стендаля «Красное и черное». Художественный мир цикла Бальзака «Человеческая комедия». Творчество Диккенса. Роман Флобера «Госпожа Бовари». Обновление реалистической традиции в творчестве Хемингуэйя: принцип «айсберга», «обеднение» текста и предельная насыщенность подтекста, многозначительность образа, перерастающего в реалистический символ, повторы сюжетных ходов, мотивов, фраз. Реалистический анализ действительности в «эпическом театре» Брехта. ЛитератураМодернизма. Символизм. Понятие символа. Концепция двоемирия, феномен как символ иной реальности, идея интуитивного прозрения, поэтика «суггестивного образа». Философия А. Шопенгауэра как идейная основа художественной системы символизма. Общая характеристика творчества французских символистов (Верлена, Рембо, Малларме, Метерлинка). Философия Ницше, теория относительности Эйнштейна, психоанализ Фрейда, интуитивизм Бергсона, аналитическая психология Юнга как философские и психологические основы модернизма. Проблема мифа и мифотворчества, «игровой» принцип в модернизме. Особенности поэтики: притчевая основа, эстетика сновидений и абсурда в произведениях Кафки, прием «потока сознания» в творчестве Пруста и Джойса. Философия существования в творчестве Камю и Сартра. Интеллектуально-философская проза Т. Манна и Гессе. Авангардистские течения 1910 – 1920-х гг. в европейской литературе (общая характеристика, исходя из идейных установок и специфики создания художественного образа): дадаизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, экзистенциализм, «новый роман», «театр абсурда». Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов. Мини-опрос по использованным источникам.  
  9. ЛитератураХХIв. Постмодернизм.   ЛитератураПостмодернизма.Идеи Р. Барта, Жака Деррида, Мишеля Фуко, Жана Лиотара, Ю. Кристевой в разработке постмодернистской концепции искусства. Абсолютизация понятий «текст» и «интертекст», кодированность литературы, многоуровневость «прочтения», принцип «ризомы», установка на принципиальную «вторичность». Концепция «смерти автора», дискретность художественного времени и мозаичность, фрагментарность художественного пространства в посмодернистских произведений. Ирония и игра в литературе. Поэтика «интертекста» в творчестве Х-Л. Борхеса. Роман У. Эко «Имя розы» как программное постмодернистское произведение, двуплановость сюжета (экзотерический и эзотерический), детективная линия и религиозно-философские вопросы в сюжете романа. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений.  
Раздел 5. Происхождение устных и письменных форм древнерусской словесности. Формы и жанры древнерусского литературного творчества. Фольклор. Древнерусская литература Х- ХVIIвв.
  10. История русской словесности и литературы. Понятие о русском устно-поэтическом народном творчестве.   Понятие о русском устно-поэтическом народном творчестве.Классификация мифов древних славян (космогонические, обрядовые, календарные и др.); мифические персоналии: Перун, Сварог, Стрибог, Хорс, Дажьбог, Симаргл, Род и Рожаницы, Велес, Ярило, Кострома, Морена, Мокошь, Лада, низшая демонология: домовой, леший, водяной, банник, кикимора, упыри, русалки и др. Сказочные персонажи: баба-яга, кащей, Змей Горыныч и др. Жанровая система устного народного творчества: обрядовый фольклор (ритуальные, заклинательные, величальные, корильные песни, причитания, приговоры, колядки, причитания), необрядовый фольклор (сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания, бывальщины, былички, анекдоты, частушки, загадки, потешки, прибаутки и др.). Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов  
  11. Памятники литературы Древней Руси, русские летописания, апокрифы в русской письменности, русская духовная поэзия и проза.   Общая характеристика древнерусской литературы. Концепция мира и человека в средневековом сознании, связь мировоззрения с системой жанров. Богослужебная и деловая письменность. Принципы историзма и правдивости, публицистичность и дидактизм, единство нравственного и эстетического в литературе. Поэтика средневековых текстов: связь с фольклорной и христианской традициями, стилевые особенности. Рукописный характер и анонимность древнерусской книжности. Типы письма, оформление рукописей. Проблема периодизации древнерусской литературы. Характеристика основных жанров с учетом их специфических (как содержательных, так и формальных) черт: житие (агиография), летопись, дидактическое и торжественное красноречие (на примере «Жития Феодосия Печерского», «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Слово о Законе и Благодати»), апокрифы, духовная поэзия и проза. Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»; идейно-тематическое содержание, жанровая специфика, (книжные и фольклорные элементы, особенности художественного времени и пространства, характеристика персонажей, изобразительно-выразительные средства. Роль «Слова» в дальнейшем развитии отечественной литературы. Житие протопопа Аввакума» как произведение «переходной» эпохи 17 в.: отступления от «житийных» канонов, своеобразие композиции, принципы изображения главного героя, художественный стиль. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов.
Раздел 6. Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы. Творчество выдающихся деятелей отечественной литературы ХVIII - ХIХ вв.
  12. Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы.Классицизм.Сентиментализм. Творчество выдающихся деятелей отечественной литературы XVIII-начала XIX вв. Просветительский реализм. Русская литература ХVIII в.Новаторский характер, повышенный интерес к познавательной и воспитательной функции литературы, вопрос о национальном самосознании русского народа Основные закономерности и динамика историко-литературного процесса, взаимодействие различных методов и стилей Становление новой жанрово-стилевой системы и пути ее эволюции; изменения в области стихосложения, ведущие тенденции в развитии русского литературного языка. Классицизм.Онтолого-гносеологическая и идеологическая основы, этико-эстетическая программа, особенности художественного воплощения политического идеала, своеобразие классицистической поэтики. Национальные черты русского классицизма Теория трех стилей, жанровая иерархия и каноничность Общая характеристика основных жанров с учетом вклада русского классицизма в их развитие: трагедии, оды, стихотворной сатиры, комедии, басни. В. К. Тредиаковский. М В. Ломоносов иА. П. Сумароков как поэты и теоретики русского классицизма, их художественные и литературно-теоретические трактаты. Сентиментализм.Литературно-эстетическая программа, принцип свободы творчества, индивидуализации поэтической формы. Интерес к неповторимости человеческой личности, ее внесословной ценности; поэтизация любовного чувства. Выработка жанров дружеского послания, элегии, баллады, литературного дневника, языковые черты сентиментализма, богатство изобразительно-выразительных черт. Н.М. Карамзин.Философские, эстетические, политические воззрения писателя. «Бедная Лиза» как программное произведение русского сентиментализма. Просветительский реализм.Проблема социальной и исторической обусловленности характеров, новое осмысление взаимосвязи литературы и действительности, гражданско-обличительньй пафос. И.А. Крылов. Тематическое многообразие басен, их идейная и художественная значимость, принципы поэтики. А.Н. Радищев. Эстетические и социально-политические взгляды. «Путешествие из Петербурга в Москву». История создания, идейно-содержательная основа. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов.  
  13. Русская литература первой половины ХIХв. Национальные особенности русского романтизма. Реализм. Творчество выдающихся писателей отечественной литературы первой половины XIX вв.   Русская литература первой половины ХIХв. (1800-1830 гг.) Романтизм первой четверти ХIХв.Онтолого-гносеологические воззрения романтиков, проблема эстетического идеала. Национальные особенности русского романтизма, его типология: «гражданский», «элегический», «философский», «байронический», «исторический», «славянофильский». В.А. Жуковский.Художественное своеобразие балладного мира: основные темы, мотивы, особенности хронотопа, символика образов, «суггестивность» стиля. К.Н. Батюшков. Мироощущение поэта, характер лирического героя в ранней и поздней периоды творчества, основные художественные принципы. Поэтика исторических элегий. Зарождение реализма. А.С. Грибоедов.Художественное своеобразие комедии «Горе отума». Оценка комедии А.С. Пушкиным, В.Г. Белинским, И.А.Гончаровым. А.С. Пушкин. Лицейский период (1814-1817). Петербургский период (1817-1820). Вольнолюбивая лирика, поэма «Руслан и Людмила». Период южной ссылки (романтический) (1820-1824). Период Михайловской ссылки (1824-1826). «Борис Годунов» как романтическая трагедия. «Евгений Онегин». Творчество 1826-1829 гг. Творчество 1830-х гг. Переход к прозе, его идейно-эстетические предпосылки. Полемический характер «Повестей Белкина», травестийность классических сюжетов. Эксперименты с романной формой: «Дубровский», «Капитанская дочка». Эволюция пушкинского историзма. Жанр фантастической повести. «Пиковая дама» Эксперименты в области драматургии: цикл «маленьких трагедий», «Медный всадник». Неоромантические тенденции в лирике («Бесы», «Элегия» и др.), мотивы «рока», «воли», «покоя». Проблематика и поэтика основных лирических циклов («Песни западных славян», «Каменноостровский цикл»). Вопрос о религиозности позднего Пушкина. М.Ю. Лермонтов. Романтическое двоемирие юношеской лирики (1828-1836). Тема протеста одинокой личности, обреченной на гибель. Мотивы байронического индивидуализма, неприкаянности, странствия. Трагическое мироощущение как результат недостижимости идеала, абсолютной гармонии. «Демоническая» позиция поэта. Лирический конфликт как драма высших субстанциональных сил (добра и зла). Драма «Маскарад». Система персонажей. Символика карточной игры и маскарада. Эволюция типа демонического героя в творчестве Лермонтова. Конфликт и художественные особенности его решения: подмена психологических мотивировок поступков героев мотивировками философскими. «Мцыри». «Демон». Роман «Герой нашего времени». Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» как прозаический цикл. Романтическое двоемирие и романтическая ирония. Фольклорные мотивы, карнавальное начало, художественная функция фантастики. «Миргород» как прозаический цикл. «Ревизор». Жанровое своеобразие комедии, конфликт и принцип «миражной интриги». «Мертвые души». Творческая история поэмы. Связь с «Божественной комедией» Данте. Художественный метод (сочетание конкретности художественного анализа с философско-историческими обобщениями). Жанровое своеобразие, композиция, логика следования персонажей. Хронотоп дороги, его символическое значение. Роль лирических отступлений. Приемы комического, поэтика абсурда. «Петербургские повести». Тема Петербурга. Особенности поэтики: роль анекдота в сюжетах, вещная метафора алогизм повествования, сквозные мотивы. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов.  
14. Общая характеристика русской литературы второй половины ХIХ в. (1840-1860 гг.). Западничество и славянофильство. Творчество выдающихся писателей второй половины XIX вв. Русская литература второй половины ХIХ в. (1840-1860 гг.).Социально-историческая обстановка эпохи. Столичные кружки и салоны 1830-1840 гг., их роль в духовном становлении русской интеллигенции. Русское западничество: идеология, эстетика, ориентация на европейские культурные образцы. В.Г. Белинский как лидер западнического направления мысли; эволюция взглядов критика. «Натуральная школа»: круг идей, эстетика, поэтика. Жанр физиологического очерка, выход к «подлинной» действительности. Роль журнала «Современник» в отстаивании новой эстетики. Интерес к судьбе маленького человека. Славянофильство: полемика с западничеством, концепция русской и европейской истории, эстетические воззрения Система ценностей. Деятельность журнала «Москвитянин». Характерные черты творчества славянофилов. Доктрина «чистого искусства», ее культурные истоки и художественное преломление в поэзии А.А. Фета, А.Н. Майкова, Я.Л. Полонского. Движение «почвенничества»: выступление против либеральной западнической интеллигенции и демократизма разночинцев-нигилистов (журналы «Время», «Эпоха», «Русский вестник»). Художественные особенности творчества разночинцев 1860-х гг. и писателей демократического направления (Н.Г. Помяловский, Н.В. Успенский, Ф.М. Решетников): общие положения. И.С. Тургенев.Романное творчество: центральные герои как герои-идеологи, их типы, выразители духовных исканий своего поколения. Проверка состоятельности героя любовью, уходом из жизни. Смерть главного героя как постоянный мотив тургеневского романа, ее символический смысл. Уровни масштабности мировоззренческих споров конфликтующих сторон: идеологический, онтологический, метафизический. Проблема преемственности поколении в романах. Типы центральных героинь, их идейно-художественная значимость. Н.А. Гончаров.Роман «Обломов». Система смысловых и структурно-композиционных оппозиций. Детали-символы. Критика об Обломове и обломовщине. Н.А. Некрасов. Расширение стилистических, жанровых и тематических границ лирики. «Прозаизация» поэтической речи. Усиление роли сюжетного начала. Тема социальной трагедии в «городской» и «крестьянской» лирике. Новые жанры (крестьянская эпопея, лирическая повесть), языковые и стилевые особенности, «некрасовские» размеры и рифмы. А.А. Фет. Эстетическая и мировоззренческая позиция поэта Основные темы лирики. Антологическая поэзия. Философские мотивы в поздней лирике. Тема смерти и трагедии человеческого существования в стихотворениях «Ничтожество», «Смерти», «Никогда» и др., влияние философии А.Шопенгауэра. Ф.И. Тютчев. Ориентация творчества на традиции немецкого романтизма. Философский характер поэзии, связь с «натурфилософией» Шеллинга, идеями И. Канта Тютчев-пантеист: представление о природе как живом организме; «стихийное» и катастрофическое в ней. Тютчев как идеолог «славянского единства» («Русская география», «Славянам» и др.) Жанр «фрагмента» как основной жанр поэзии Тютчева. Двустрофные композиции. А.Н. Островский. Драма «Гроза». Символика «Грозы». Психологическая драма «Бесприданница». Поэтика драм. Совмещение драматических коллизий с эпической широтой осмысления жизненных проблем; самоценность диалога и «речевое действие», элементы дидактизма, колоритность и народность языка. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы» как семейный роман 19 в. Тема извращения нравственных и религиозных ценностей в дворянской патриархальной среде. «Сказки для детей изрядного возраста». Тематическое многообразие, узловые проблемы цикла. Философский потенциал сказок и особенности их поэтики: аллегорическая и фантастическая образность, гиперболизм, моралитичность, традиция жанров басни, притчи и народной сказки. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов.
15. Общая характеристика литературы 1870-1890-х гг. Развитие критического реализма. Общая характеристика литературы 1870-1890-х гг. 70-е гг. в общественно-политической и культурной жизни России. Литература в связи с другими видами искусства. Развитие критического реализма, его основные течения и их взаимосвязи. Ф.М. Достоевский.Вступление в литературу. Отзывы В.Г. Белинского о первых произведениях писателя. Достоевский и «натуральная школа». «Бедные люди» Проблематика, идейный смысл. «Униженные и оскорбленные». Идейно-художественная система романа, многообразие сюжетных линий. Тема «маленьких людей» и их гордого смирения. «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. «Идиот». Замысел романа и образ князя - Христа. «Бесы» как политический роман-памфлет. «Братья Карамазовы» как итог творческой деятельности писателя. Основные идеи романа. Проблема религиозно-нравственного пути постижения смысла человеческого существования. Л.Н. Толстой. Начало творческого пути. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»: тема, проблематика, основные идеи. Повесть «Казаки». Место произведения в идейно-творческой эволюции писателя. «Война и мир». Творческая история романа Проблема жанра произведения. «Диалектика души» в романе. Особенности композиции и характер организации художественного времени произведения. Принципы типизации и индивидуализации. Искусство внутреннего монолога, художественная деталь, портрет, пейзаж. «Анна Каренина» как роман-трагедия. «Мысль семейная» в романе. Тема фатальности. Образы-символы, их идейно-художественная значимость. «Воскресение». Проблема художественного метода в творчестве писателя, его стиль, открытия в области жанра. Н.С.Лесков. Самобытный характер творчества писателя. Художественные исследования русского национального характера («Погасшее дело», «Язвительный», «Житие одной бабы»). Правдоискатели и народные праведники в изображении Лескова. Проблема положительного героя, таланта и творческого начала («Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и др.). Самобытность героев, необычность их судеб, исключительность обстоятельств, нравственные идеалы героев и писателя. Лесковский «сказ». Фольклорные и древнерусские традиции в поэтике писателя. А.П. Чехов.Тематическое многообразие рассказов. Тема узости представления о жизни («Хирургия», «Злоумышленник», «Унтер Пришибеев»), тема детской судьбы («Ванька», «Спать хочется»), «безумия» («Палата № 6»), тема социального и экзистенционального одиночества человека («Тоска», «Моя жизнь» и др.), тема любви («Верочка», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»), надежд и иллюзий в мире трагической реальности («Мечты», «Бабье царство», «На подводе»), тема пошлости обыденной жизни и человеческих отношений («Попрыгунья», «Учитель словесности» и др.), христианская тематика («Святою ночью», «Студент», «Архиерей»), тема «футлярного» существования («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»), тема будущего («Случай из практики», «Невеста») Проблема «незавершенности» и «открытых финалов» чеховских рассказов. Драматургия. Оппозиция жизнь / искусство и тема столкновения поколений в пьесе «Чайка». Тема обмана жизни и суеты повседневности в пьесе «Дядя Ваня». Тема будущего, проблема «смысла и бессмыслицы» существования как основной конфликт, поэтика «абсурда» в «Трех сестрах». «Вишневый сад». Проблема жанрового своеобразия чеховских пьес, нетрадиционные моменты их поэтики. Психологизация, ремарки, символика образности, «бессобытийность», «подводное течение», своеобразие монологов и диалогов. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов. Мини-опрос по использованным источникам.
Раздел 7. Русская литература ХХ вв.: эстетические, нравственные, философские, социальные концепции и идеалы. Творчество отечественных литераторов ХХ вв.
  16. Русская классическая литература: эстетические, нравственные, философские, социальные ценности и идеалы. Творчество выдающихся деятелей отечественной литературы первой половины XXв. Общая характеристика русской литературы рубежа веков (к. 19 – нач. 20 вв).. Переживание кризиса. Новые представления о действительности. Основные философские концепции, повлиявшие на формирование модернистского мировосприятия. Декаданс. Новые тенденции в реалистической литературе. Феномен Серебряного века. Своеобразие творческого видения Л.Андреева, И.Шмелева, Б. Зайцева. Символизм как литературное направление. Трактовки символа. Философские и эстетические установки старших символистов. Особенности поэтики их творчества. Младосимволисты. Концепция двоемирия и Софии, Премудрости Божией Вл. Соловьева. Принципы жизнетворчества и теургии, жреческое призвание поэта. Система символов. Особенности построения художественного мира. Поэма А.Блока «Двенадцать»: идейно-философский смысл, образы-символы старого и нового мира, интерпретации образа Христа. Поэтическое и прозаическое творчество И. Бунина. Тематическое многообразие лирики, ее философская направленность. Жанровые формы художественной прозы, манера повествования. Авторская оценка героев. Психологизм пейзажа. Стилевые признаки. Своеобразие реалистического метода. Особенности осмысления темы любви и преображающей силы искусства. Размышления о загадочной русской душе. Трагизм и безысходность в мировосприятии писателя. Своеобразие творчества А. Куприна. Эволюция художественного видения автора. Тематика и проблематика произведений. Традиции и новаторство в реалистическом подходе к изображению. Драматические конфликты в судьбах героев, их поиски внутреннего совершенства. Роль пейзажных картин в характеристике персонажей. Поэтика рассказов и повестей. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов. Мини-опрос по использованным источникам.
  17. Русская литература второй половины XXв. Соцреализм как творческий метод. Русский поэтический авангард 20-х гг. Эстетические программы. Заумный язык: формы и средства создания. Творчество основных направлений авангарда: имажинизм, экспрессионизм, биокосмизм, конструктивизм. ЛЕФ, «люменисты», «ничевоки», ОБЭРИУ. Сатирическая проза второй половины 20-х годов.Творчество М. Зощенко: форма сказа, фигура рассказчика, художественное своеобразие комической новеллы, ее социально-нравственная проблематика. Стилевые особенности сатирического изображения в «Двенадцати стульях» и «Золотом теленке» И. Ильфа, Е. Петрова. Творчество М. Цветаевой и Б. Пастернака. Своеобразие творческого видения поэтов, характер лирического героя в разные периоды их творчества, особенности построения художественного мира, основные темы, мотивы, стилистические приемы. Идейно-философский смысл романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Проблема жанра («роман в романе»), композиция, пространственно-временная организация художественного мира. Система персонажей. Судьба Мастера и Маргариты. Воланд и его свита. Иешуа Га-Ноцри и вопрос об истине в романе. Семь основных героев в отношении посвящения в истину. Образ Москвы. Мотив «дом – бездомье». Соцреализм. Мировоззренческие и эстетические принципы его формирования. Параллель с классицизмом. Роман М. Горького «Мать» как образец соцреалистической литературы. Обобщенно-символический смысл названия произведения, Эволюция главной героини. Религиозное осмысление миссии героя-революционера. Мотив «жертвы – жертвенности». Место этого романа в творческой эволюции писателя. «Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия. Жанровая специфика; философский, социальный, психоаналитический аспекты названия произведения. Семантика имен главных героев (Д-503, I-330, О-90). Художественная концепция Единого Государства; метафизическая основа «стеклянного» рая. Связь с «Откровением» Иоанна Богослова; апокалиптические мотивы в романе. Философская значимость оппозиций двух миров. Нравственно-философская проблематика повести А. Платонова «Котлован». Проблемы поиска смысла жизни, прошлого и будущего. Тема несостоятельности строительства «социального» рая. Идейная основа произведения: человеческие деяния и законы мироздания. Значение женских образов (Настя и Юлия). Философия Н.Федорова «общего дела» и мотив «воскрешения отцов». Религиозный подтекст повести. Аналогия с «Божественной комедией» Данте Алигьери. Судьба героини в аспекте отношений человека с окружающим миром в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница». «Тихий Дон» М. Шолохова. Жанровые черты эпопеи. Судьба Григория Мелехова и его нравственно-идейные искания. Авторское осмысление революции и гражданской войны. Идейно-художественная основа женских образов (Наталья, Аксинья). Картина мироздания в романе, символическое прочтение его названия. Новые реалистические тенденции в изображении. Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного десятилетия. Интерес к национально-исторической тематике, патриотический и героический пафос. Типология героя. Новые тенденции в раскрытии темы войны в послевоенное время. Творчество А. Твардовского. Единство эпического и лирического начал в поэмах «Василий Теркин» и «Дом у дороги». Фольклорные черты. Русский национальный характер и проблема нравственного идеала человека. Тема памяти. Традиции и новаторство в реалистическом методе. Демократизм поэтической формы. «Доктор Живаго» Б. Пастернака». Жанровая специфика, судьба творческой личности в контексте переломных исторических событий, христианские мотивы; идейно-художественная значимость «Стихов Юрия Живаго».Мифопоэтика образов. Жанровое и стилистическое своеобразие произведений. Общие тенденции развития литературы периода «оттепели»; интерес к «маленьким людям», пафос искренности и идейно-тематическое содержание «исповедальной прозы», лиризм «тихой поэзии».«Деревенская проза»: проблема национального характера и общественного идеала, поиска нравственно-этических основ. Главный герой как выразитель авторской позиции. Тема «гармонии – противостояния» человека и природы. Неприятие цельной, гармоничной личностью (воплощающей в себе христианские добродетели) социальных пороков как основа идейно-художественного конфликта. Размежевание литературных сил в 80-90-е гг («движение демократически-правового сознания» и «национал-возрожденческое движение» (А. Адамович)). Интерес к общественно-политическим проблемам, разное понимание будущего России, путей реформирования страны. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов. Мини-опрос по использованным источникам.
  18. Особенности и проблемы современного литературного процесса в России. Современное состояние отечественной литературы.Эстетические и социально-нравственные ориентиры. Поиск героя времени в современной литературе. Феномен массовой литературы. Основные направления современной прозы. Современная российская поэзия. Основные направления и школы («Шестидесятники», метареализм, духовная поэзия, верлибристы, концептуализм, метаметафоризм, неофутуристы, «куртуазные маньеристы», визуальная поэзия, «саунд-поэзия», бард-поэзия, рок-поэзия): общая характеристика; стилевые приемы и элементы новаторства. Поэзия И. Бродского: метафизические аспекты осмысления природы человека и сущности бытия, концепция языка как истинного субъекта творчества, позиция лирического героя, художественное освоение категорий пространства и времени, своеобразие поэтической формы. Постмодернизм как литературное направление. История возникновения, мировоззренческие и эстетические положения. Отрицание нравственно-этических ценностей. Категория текста, его многоуровневость, кодированность. Познавательный кризис; принцип игры, тотальной иронии по отношению к традиции, «ризоматичность». Поэтика симулякра. Национальные особенности русского постмодернизма. Постановка проблемных вопросов и их решение. Проверка учебных материалов. Проверка конспектов по заданной литературе. Собеседование по текстам сообщений. Дискуссия. Проверка знаний содержания художественных текстов.  






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.